Онлайн конференция со священником В стенах редакции «ІВ».

Размещено 23 Июль, 2016; 11:13 в Новости прихода

Онлайн конференция со священником В стенах редакции «ІВ».

Пусть ведет знающий истину.

Онлайн конференция с благочинным церквей Ивацевичского округа, настостоятелем храма Державной иконы Божией матери г. Ивацевичи, протоиерем Григорием Пилипчуком.

 Встенах редакции «ІВ» проводилась очередная онлайн-конференция по вопросам организации работы православных приходов Ивацевичского благочиния. На вопросы был готов ответить митрофорный протоиерей Григорий Пилипчук, благочинный Ивацевичского благочиния. В это же время поступали волнующие вопросы на сайт «ІВ».

Валентина, г.Ивацевичи:

– Добрый день, отец Григорий! Расскажите о сути Петрова поста, как долго он длится?

– Петров пост еще называют Апостольским постом. Он установлен в честь Святых апостолов Петра и Павла, которые стояли у истоков Церкви. Продолжение поста различно, в зависимости от того, как рано или поздно бывает Пасха, т.е. зависит от Пасхального цикла. Продолжительнейший Петров пост заключает в себе шесть недель, а кратчайший – неделю с днем. Постоянно он начинается с недели всех Святых, в этом году с 27 июня до 12 июля – две недели и один день. Еще Петров пост называют летним. Он не строгий. Рыбу можно вкушать во все дни, кроме среды и пятницы. Пост – всегда воздержание, это рамки, которые помогают человеку воздерживаться. Не во вред, а во благо. Если человек больной, он получает послабление. Пост в еде должен быть по разуму и не во вред здоровью человека. Преподобный Амвросий Оптинский говорил: «Бог не требует от больного подвигов телесных, а только терпения со смирением и благодарением». Духовный пост (в том числе отказ от сериалов, компьютерных игр…) полезен каждому из нас.

Елена, Ивацевичский район:

– Здравствуйте, отец Григорий. Хочу рассказать о случае, свидетелем которого я стала. Это случилось в нашей деревне на Крещение. Одна из женщин, которая прислуживает при церкви, у всех на глазах заставила другую вылить освященную воду из банки, которую та собиралась забрать домой, обратно в бачок и набрать для себя из другого бачка, в котором, кстати, вода была мутная. Сказала, мол, вода, которую женщина набрала, – для церкви, а прихожанам вон та, можно сказать, грязная. Правильно ли это, что для церкви одна вода, а для людей другая? Почему святая вода – мутная? И правильно ли то, что кто-то из прихожан считает себя выше других и вправе ставить людей в неловкое положение, будто бы подчеркивая, что они невежды, не умеют вести себя в церкви и т.д. Не признак ли это гордыни?

– К сожалению, культура такова, так воспитаны. Гордый ли этот человек или не гордый? Гордыня – когда человек не может простить обиду. Признак гордости – высокомерие, холодность, эгоизм, непрощение. Человек замыкается на себе, ставит себя во главу и делает себя идолом. Он, кто служит при церкви, считает, что  честь мне, и начинает командовать, хотя он должен быть наполнен любовью. А любовь, она жертвенна, суть ее в служении другим людям. Вода мутная? Наверно, набрали со дна колодца, она отстоится и станет чистой. Можно было людям отдать чистую, а мутная вода бы отстоялась, и ее перелили бы в другую емкость. Святая вода везде одинаковая. Если случилась неприятная история, можно настоятелю высказать свои замечания. Священник должен воспитывать прихожан, говорить им о кротости. Кротость – это боязнь оскорбить другого человека. Тем более, церковнику надо обладать аккуратностью, желанием и стремлением  послужить ближнему. Это одна из главных заповедей блаженств: «Блаженные кроции, яко тии наследят землю».

Людмила Михайловна, г.Ивацевичи:

– Девять дней по отцу. Как правильно помянуть?

– Желательно отслужить панихиду или дома помолиться усиленно.  Местного священника на приходе можно попросить отслужить панихиду в девятый день. Девятый и сороковой дни со дня смерти – особые вехи на пути от жизни земной в жизнь вечную. Этот переход происходит не сразу, а постепенно. В этот период (до сорокового дня) умерший человек дает ответ перед Господом. Этот момент чрезвычайно важен для усопшего, он сродни родам, появлению на свет маленького человечка. Поэтому в этот период почившему требуется наша помощь. Молитвой, добрыми делами, изменением себя в лучшую сторону в честь и память близкого нам. Близких, особенно, тех, кто дал нам жизнь,  можно поминать всегда. И на Родительские субботы в храме, и ежедневно дома, и подавая записочки «на проскомидию». Помянуть новопреставленного можно и жертвой. Например, раздать нуждающимся его хорошие, добротные вещи – одежду, предметы обихода. Делать это можно с первого дня после смерти человека.

Людмила, Заполье:

– Когда хороним человека, где должен ставиться крест на могиле: в ногах или в изголовье?
– Э то местная традиция: у одних – в ногах, у других – в изголовье. Большого значения и символов она не имеет. И лучше придерживаться и уважать ту народную традицию, что существует в данном населенном пункте. На спасение души человека это не влияет. Это человеческие домыслы.

Галина Ильинична:

– Как относиться к тому, что священник отказывается освятить могилы, где нет креста, а только памятник с нарисованным крестиком?

– Священник – наставник. Должен учить, наставлять. Он старается хранить наши традиции. Если они смещаются, в них вносят чуждую культуру, он старается воздействовать на людей, в данном случае таким образом. В православной традиции должен быть на могиле крест явный. Батюшка считает, что памятники – это не православная традиция.  Он знает истину и ведет за собой. Но люди вместо того, чтобы довериться ему со смирением,  болезненно реагируют, не слушают и возмущаются, и делают, как модно. Раньше к священнику как относились – он впереди стада, а овцы за ним. Сегодня люди стараются наоборот, но священник не должен идти на поводу мнений мира сего. Пользуясь случаем, скажу о венках. Сколько средств вкладывают люди в пустое и ненужное. Раньше несли деньги семье умершего, чтобы поддержать материально семью. Жертву «на помин души» заменили пустым венком, и сегодня это целая индустрия, которая душе умершего не дает никакого облегчения.

Виктор:

– Послушайте, такой вопрос. Честно говоря, устал от жены, от соседа и от встреч с нашим батюшкой. Все мне в один голос: ты должен! Должен молиться, в церковь ходить, на службе стоять… Почему я кому-то должен и что-то? Блюсти эти законы, которые люди придумали. Сам Христос говорил евреям: вы законы соблюдаете, а Бога не видите. Мы же не верующие стали – соблюдатели обрядов и законов. И вот, читал Библию, нате вам: «Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон». Это послание Павла коринфянам. Так разве я не прав, когда в ответ священнику, что я должен на службе стоять, говорю: я никому ничего не должен?  

– Людям не должен. И Богу не должен. Должен для себя. Во-первых, участие в Богослужении настраивает на духовный образ жизни, проясняет разум, очищает чувства человека. В Богослужении участвовать важно. Христос сам посещал храм, и Апостолы после Вознесения Христа пребывали в молитве и три раза в день ходили в храм. Об этом сказано в деяниях Святых Апостолов. Во-вторых, храм – это не человеческое измышление, а прямая воля Божья. Бог повелел Моисею устроить храм – походную скинию. И дал точное устроение храма, размеры, из каких материалов должен быть храм, где и какие жертвенники должны быть размещены. Поэтому Бог, создав церковь, наделил ее Таинствами, силою благодати тех, кто участвует в Таинствах, т.е в богослужении. В храме совершается главная служба – литургия, во время которой совершается таинство Евхаристии – претворение хлеба в тело и вина в кровь Христовые. Иисус Христос дал заповедь участвовать в этом таинстве Евхаристии: «Сие есть Тело мое, сия есть Кровь моя во оставление грехов…» и в этом таинстве был заключен Новый Завет, новый Союз человека с Богом. И как евреи исполняли обрезание – закон Ветхого Завета, так и здесь, в Новом Завете, мы должны участвовать в этом Таинстве. Это воля Божья, а не человека.      Мы знаем, что христиане первых времен ежедневно участвовали в таинстве Евхаристии. Если человек настроен приближаться к Богу, то он должен общаться с Богом. Как мы стремимся к общению с любимыми людьми, детьми, внуками, и радуемся этому общению и хотим, как можно больше времени проводить вместе, так и Бог ждет встречи с нами и радуется, как Отец, нашему общению с ним.

Виола:

– Добрый день. Почему нынче православные стали такими агрессивными? Спросит соседка: ты в церковь ходишь? И тут же начинает меня упрекать, винить, осуждать… Простите, а разве не Христом было сказано: не судите? В церковь зайдешь, обсмотрят со всех сторон, шикают на тебя, свечку покупаешь – грубят, так продают, словно не свечки, а водку. И потом, разве можно вообще торговать в храме?

– Нельзя так вести в храме. Это не норма. Это говорит об общей культуре народа. Народ пережил очень тяжелые времена, был поставлен на грань выживания. Это и революция, и первая, и вторая мировая война… Людям было не до воспитания детей, а надо было выживать. Это одно. А второе – государственный атеизм, гонения на церковь, на веру, безбожие – сказались на воспитании. Благородство, добро воспитываются на жертвенной любви. Если нет веры в Бога, нет смысла земной жизни. Поэтому человек и утратил заповедь Божью кротости, смирения, терпения, миротворчества, жертвенной любви. Они были не обязательны к исполнению. И частично исполнялись в силу традиций, как накопленный потенциал предков, благодаря благочестивым людям и верующим. Духовное движение вперед требует постоянного напряжения. Если напряжения не было – идет откат назад. Сегодня надо накопить и восстановить тот внутренний духовный потенциал, которым обладал наш народ. Если перед нашими отцами была задача выжить, то сейчас духовная задача – воцерковиться. Люди, которые прислуживают в церкви, – они в церкви не с детства, они пришли через беды и горе, своим путем и принесли свою культуру. Сразу исправиться трудно. И это требует много сил от верующего. Относится это и, с другой стороны, к священникам. Не всегда они обладают внутренним благородством. Человек, когда в первый раз приходит в храм, не знает как себя вести, и ему многое кажется враждебным. Он чувствует, как будто на него все смотрят и заняты только им. Каждое замечание воспринимает обостренно. Обостренные чувства в человеке указывают на гордыню в нем, если он оскорбляется. И очень жаль. Ему бы научиться смирению, а он заявляет: «Я в храм больше – ни ногой».

Свеча – атрибутика Богослужения. Она есть жертва. Когда покупаете свечу, главное, чтобы не было лицемерия. Пусть она будет маленькой, но искренней, между тобой и Богом – по совести. Продаются свечи в притворе. Притвор – это не основная часть храма. Для подготовки Богослужения и служат притворы. В них принимаются записки об упокоении, о здравии ближних, продаются крестики, иконки. Деньги, которые люди платят за это, возвращаются людям через строительство новых храмов, через воскресные школы, книги, иную социальную деятельность.

Надежда Ивановна:

– В случае нужды оказать помощь можно ли сократить молитвенное правило?

– Можно. Помощь ближнему уподобляется служению Богу. Главный смысл – любовь. Если идешь на молитву, а брат просит о помощи, надо оставить молитву и помочь брату. Если отказываешь – это лицемерие перед Богом. Это фарисейство. Внешний закон исполняется, а внутренний – пренебрегается.

Валентина:

– Какая молитва вменяется во грех?

– Молитва вменяется во грех, когда человек молился о ниспослании бед и несчастий кому-то. Когда молитва без смирения, с дерзостью, панибратством. По словам Священного Писания, молиться необходимо со страхом и трепетом. В грех – когда человек воображает. Представлять чувства – тогда молитва приводит к прелести, нагнетает гордыню, иллюзию достоинства своего перед Богом, а в конечном итоге к гордости. Если человек удерживает свои мысли, понимает свое недостоинство перед Богом, страх, трепет, постепенно он обретет навык. К нему придет умная молитва, а она переходит в сердечную молитву. Сердечная молитва – это Божья благодать, но искусственно создавать умиление – грех. И само намерение  не оставлять молитву вменяется в добродетель. По слову Священного Писания царствие Божие – нудиться, т.е. надо понуждать себя. Навык обретается постепенно, укрепляются силы, от делания – к искусству, опытности, мастерству.

Ольга:

 – Зачем надо читать столько молитв? Нельзя ли обойтись «Отче наш»?

– Молитва – это встреча с Богом Живым. Конечно, Бог будет принимать вашу молитву, главное, чтобы это было не машинальное правило, а именно чистая и сердечная молитва. Молитвенное правило – это поначалу как у спортсменов тренировочный комплекс упражнений. Оно у всех разное. Вы постарайтесь его построить так, как вам наиболее удобно! Для того, чтобы Бог нас услышал, не обязательно проговаривать вслух, громко и отчетливо, слова молитвы. Если вы обращаетесь к Богу, Божией Матери, святым – искренне, от чистого сердца, без лукавства и «задних мыслей», то не сомневайтесь, что все, что вы хотите им сказать, они услышат и поймут. Чтобы не потерять общение с Богом, мы должны быть рядом с Ним, а чтобы быть рядом с Ним, нам нужно жить свято, соблюдать Его заповеди, как можно чаще исповедоваться и приступать ко Святой Чаше. Помоги вам Бог.

Валентина БОБРИК.

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.

Перейти к верхней панели