СКАЧАТЬ
Жизнь и чудеса Преподобного Сергия Радонежского
По разному называют люди тех, кто посвятил жизнь Высшему. Учителями, Богами, Мучениками, Святыми — но все они, в разное время, служили самоотверженно человечеству. Эти люди представляют, как бы, живые вулканы, извергающие напряженную энергию. То, что должны сделать миллионы людей — делают отдельные личности, которые всегда приходят к человечеству на поворотных этапах его истории. Таким был и Сергий Радонежский.
Сергий Радонежский родился в 1314г. в семье бояр Ростовских Марии и Кирилла и был наречен именем Варфоломей. Дом его находился в 4-х верстах от Ростова Великого. Воспоминание Марии: «Ещё в чреве матери Бог избрал его на служение Себе. Незадолго до его рождения мать будущего святого пришла к литургии в церковь. Перед самым началом чтения Евангелия младенец в её чреве так громко вскрикнул, что голос его слышали все, стоящие в храме. Во время херувимской песни младенец вскрикнул во второй раз, а когда священник произнес «Святая-Святых» — в третий раз послышался из утробы матери его голос. И все сделали вывод: «Придет на свет великий светильник миру и служитель Пресвятой Троицы».
И родился этот мальчик. Он отличался от других детей. Мать его вспоминает: «С первых дней младенец показал себя строгим постником». В те дни, когда мать ела мясо, младенец не пил молоко, отказывался. Заметив это, мать вовсе отказалась от мяса. Когда ему исполнилось 7 лет, он со старшим и младшим братом был отдан в церковную школу в учение грамоте. Грамота ему плохо давалась, и он от этого очень страдал. Он не любил шумных компаний, а любил уединение и общение с природой. Однажды отец послал сына привести лошадей с поля. На поляне он увидел старца, который молился. Он подошел к нему и поделился горем, что грамота ему тяжело дается, и попросил старца помолиться, чтобы бог дал ему разум в учении, и стал рядом, и начал молится. Закончив молитву, старец вынул из-за пазухи просфору (маленький хлебец) и дал мальчику и сказал следующие слова: «Сие дается тебе в знамение благодати Божьей и уразумения Святого писания. Отныне дает тебе Господь разум в учении».
Сергий очень попросил его посетить его родителей. Родители встретили старца гостеприимно. И поведал он им, что их сын — избранник Божий и что он пришел на землю с определенной миссией — давать людям Знание и учить их выполнять Божьи заповеди. «Велик, будет Ваш сын перед Богом и людьми».
В одном из набегов татар семья была разорена, и родители переехали в Радонеж. И остаток дней доживали в монастыре. Святой Сергий с того времени без всякого затруднения изучал священные книги, легко давалась ему грамота, и все восхищались его разумом и добротой его сердца. Рано почувствовал он любовь к молитве и стал посещать церковь. Когда не стало родителей, он вместе со старшим братом Стефаном в 40 верстах от Радонежа нашел пустынное возвышенное место в лесу, недалеко речка и стали строить церковь и жильё для себя. Построив церковь, освятили во имя Святой и живоначальной Троицы. Но брат не смог долго выдержать одиночества и тяготу и уехал в Москву, а Сергий остался один. И пошли дни и месяцы одиночества. Но они прошли недаром. Он полностью посвятил себя духовному миру. Читал священные книги, занимался богомыслием, произнося молитвы и работая над собой, чтобы победить в себе страсти, он наложил на себя строгий пост; по средам и пятницам — вообще отказывался от пищи, а в другие дни питался только хлебом и водой. Он возненавидел свою плоть, чтобы спасти свою душу и выработать сильную волю. Благодаря этому установилось внутреннее равновесие в нем, и огонь сердца нашел постоянную меру горения, не будучи еще в монастыре он вел монашескую жизнь.
После смерти родителей, все, что родители оставили ему, раздал, даже на пропитание ничего не оставил. Благодаря сильной воле и сильной любви к Богу и строгой дисциплине он решил принять пострижение в монахи. Ему было 23 года и Варфоломею было дано имя Сергия. Это был человек необыкновенной доброты, отзывчивости к людскому горю, в нем горела ничем не сломимая вера, ясная радостная бодрость, помогающие ему в трудные минуты и привлекающие всех. Никому не было отказа в его любвеобильном сердце.
Наконец пришли к нему желающие подражать ему. И сказал он: «Приемлю Вас, но да будет известно каждому, что если пришли работать Богу и хотите здесь со мной безмолвствовать, то уготовайте себе претерпеть беды и печали, нужды и недостаток, ибо многими скорбями подобает нам войти в царство небесное». Сергий говорил спокойно, не любил он длинных речей, говорил кратко, часто притчами.
Он говорил своим ученикам: «Кто хочет быть меж нами первым, да будет всем слугой». Он обладал даром внушать к себе уважение. Великая справедливость покоряла сердца, Его любимым словом, было слово «Дерзайте», а любимой заповедью: «Глазами сердца смотри». О нем пишут, что он был, как раб купленный, ни минуты не сидел без дела. Он был и пекарем, и поваром, и плотником, и выполнял самую тяжелую работу. Своим воздержанием, смирением и благочестивой жизнью Сергий подавал пример для других. Они пребывали в посте, молитве и постоянных трудах, то шили одежду, то переписывали книги, то возделывали огороды. Равенство было и взаимозаменяемость друг с другом. Очень поощрял Сергий творчество. Ежедневно совершал Пресвятой Сергий Божественную литургию. Всегда сам приготовлял просфоры. Собственноручно молол для них пшеницу и любя, с молитвой выпекал этот маленький хлеб, и к этому делу никого не подпускал.
Было у него 12 учеников. Но пришел к нему из Смоленска архимандрит по имени Семеон. Отказавшись от своего положения, с чувством глубокого смирения, он попросил принять его как простого монаха, и Сергий принял его. Симеон принес ему своё наследство и благодаря этому, монастырь стали расширять. 12 учеников трудились в поте лица, они расчищали лес под монастырские кельи. Сергий умел в себе соединить черты кротости и строгости. Введена была строгая дисциплина, каждый должен был контролировать свои мысли, чувства, поступки, при этом вырабатывая внутренне равновесие. В каждом ученике он находил прекрасные зерна, развивал их незаметно, помогая очищать его душу и тело, и всегда каждый ученик находил своё место в общем деле служения людям. Не разрешалось вечером приходить друг к другу. Каждый должен был заниматься своим любимым делом, богомыслием и развивать какое-нибудь творчество. Запрещалось ни при каких обстоятельствах не ходить по селам и просить подаяние. Сергий создал практическую школу нравственности. Он привел в движение и оживил Дух народа. Он был всегда примером для всех.
Вспоминают случай, когда он 3 дня ничего не ел. Тогда он пошел к ученику и сказал «Я слышал, что тебе нужно построить сени, а у меня руки праздны. Давай-ка я тебе построю?» — » Но ты ведь дорого возьмешь?» — «Дорого не возьму, разве угостишь хлебом, я знаю, что у тебя есть хлеб». Ученик вынес решето с гнилым хлебом, который сам не ел. Но Сергий сказал, когда работу сделаю, тогда и возьму. Построив сени, он с достоинством взял это решето с хлебом, несмотря на то, что его обидели и оскорбили, но он ни единым словом не попрекнул ученика. Это был человек, который жил только для других. Не жалеть себя, отказывать себе — это было частью его природы. Когда ему было чуть более 30 лет, он получил чин игумена, но он долго отказывался от этого чина. Он не любил властвовать.
Однажды, когда пролетело недовольство, что каждый был единомышленником, а теперь всё общее, и это необходимо было изменить, т.к. появилась зависть друг к другу. Его старший брат говорил людям: «Какой Сергий игумен, я ведь старше и строил с ним монастырь. Я должен быть игуменом». Тогда Сергий все оставил и ушел к своему другy в Кержечь. Нашел другое пустынное место и стал строить другой монастырь. Изо дня в день стал пустеть старый монастырь. Одни ушли, другие перешли в другие монастыри, а самые преданные стали искать своего учителя, и, найдя его, присоединились строить монастырь. Те, кто остались в старом монастыре, поняли, как нужен им был Сергий, и стали просить его вернуться, прося у него прощение, и он вернулся. Описывается, как его встречали. «Умилительно было видеть, как одни со слезами радости, другие со слезами раскаяния, ученики бросились к его ногам, одни целовали его руки, другие ноги, третьи — саму одежду его, другие крестились от радости. Хвала тебе, Господи, что сподобил ты нас, осиротевших, было увидеть нашего отца. И Преподобный, радовался Духом, видя любовь и раскаяние чад своих, утвердившихся в преданности и послушании. Так Преподобный еще раз доказал, что не насилие, а любовь и свобода всё побеждают.
Много различных чудес происходило благодаря молитвам подвижника. Слепые — прозревали, хромые — шли, прокаженные — очищались, глухие — слышали, словом все с верой приходящие к Святому, какими бы ни страдали недугами, получали телесное здоровье и нравственное очищение. Господь даровал своему угоднику чудодейственную силу. Он мог даже воскрешать умершего. Очень многие видели необычайный пламень, исходящий из руки Преподобного и окружающий eгo огонь. При литургии ученики все видели видение.
Сергий сказал: «Если сам Господь открыл вам, то могу ли я утаить сие? Тот кого вы видели, был Ангел Господень. Не только ныне, но и всегда, когда мне, недостойному приходиться совершать литургию, он Божьим изволением, служит вместе со мной. Вы же строго храните в тайне, пока я жив». Сергий поднял Дух народа, и когда напал на русскую землю Хан Мамай, Дух народа был уже поднят. Хан грозился, что уничтожит русскую землю, разорит церкви, уничтожит русский народ. Дмитрий Донской пытался дарами укротить ярость татар, но Хан был неумолим и двинулся к пределам земли Русской.
Сергий был один из первых, кто укрепил Дух народа и поднял воинство на Великую Куликовскую битву. Он сказал князю Донскому: «Врага ожидает конечная гибель, а тебе князь милость, помощь и слава от Бога. Уповайте на Господа и на Пречистую Богородицу». Затем, осенив князя честным крестом, Сергий пророчески изрек: «Иди, господин небоязненно, Господь поможет тебе против безбожных победить врагов своих, и победа будет выиграна». Он нес полную чашу ответственности за народ. Его слово было, слово сердца. Сергий один из первых, кто положил почин благотворительности. Сергий веровал, что рука дающего да не оскудеет. Сергий очень дружил с Московским Митрополитом, и когда Митрополит Алексей чувствовал свою кончину, он позвал Сергия и попросил принять от него этот пост, но Сергий отказался. Но на этот пост положил глаз архимандрит Михаил Митяй. Он плел всякие интриги на монастырь, и Сергий сказал своим ученикам: «Возносящийся над сею обителью и над нашей худостью Михаил не получит желаемого и даже не увидит Царьград, ибо он побежден гордостью». Пророчество исполнилось, когда тот плыл на корабле в Царьград для посвящения, он заболел и скончался.
Сергий очень был требователен к людям, которые нарушали закон. Он говорил: «Как же мы не страшимся отбирать чужое, обижать ближнего и творить всякое зло. Разве мы не видим, что творящие неправду становятся неимущими, дома их пустеют, и память о них исчезает навсегда. И в будущем души их ждет мучение. Никогда не притесняйте сирот.
Рассказывают случай, когда в монастыре кончилась вода, тогда Сергий в молитве нашел место и окрестил его крестом и стал читать молитву, и просить Бога чтобы появилась вода. И пробился родник, и этот родник называется Сергиевым. Кто с верой пил с этого родника, исцелялся. Сохранилось и предание, связанное с Богоматерью.
Так, однажды Сергий хотел прочесть о житии Богородицы, но порыв ветра потушил лампаду. Тогда Сергий настолько воспылал Духом, что книга просияла светом небесным, и он смог прочесть без лампады. Вновь прибывшие в монастырь, подвергались испытанию по послушанию, и тех, кто выдерживал, знакомили с уставом.
Бог и Родина — вот что двигало жизнью Сергия. В конце жизни Сергия посетило благодатное видение. Это было в 1387г. в одну из пятниц Рождественского поста. Описывают так: «В эту незабвенную ночь для Троицкой обители, когда вся братия спала мирным сном, Святой же Сергий горячо молился перед иконой Божьей Матери. Сергия ослепил ослепительный свет, ярче солнечного и он увидел Царицу Небесную и апостолов Петра и Иоанна, блиставшими светом несказочным. Преподобный, не будучи в силах вынести объявшего его трепета, пал на землю. Пречистая прикоснулась к нему рукой и сказала: «Не ужасайся, избранник мой, услышана твоя молитва. Не скорби более об учениках твоих и об обители своей, не скорби более, ибо отныне она всем будет изобиловать и при жизни твоей и по смерти твоей, неотступна, буду я от обители твоей», — сказав это, Пречистая стала невидима.
Через полгода до кончины, Преподобный получил откровение о своей кончине. Он передал дела своему ученику Никону и сказал: «Отхожу к Богу, меня призывающему, Вас же передаю Господу и его Матери. Она, да будет Вам прибежищем и стеною крепкою от сетей вражеских». После чего мирно отошел. В момент представления, Лик Преподобного озарился Светом, и необыкновенное благоухание наполнило келью. Это было 25 сентября 1392 года на 78 году жизни.
Икона «Явление Богоматери» сопутствовала русским войскам во всех походах и подвигах, принося им ободрение и надежду на помощь, и заступничество небесных сил. О Сергии писали: «Свыше целебных даров от Бога, благодать дана ему, всю Российскую землю заступать от находящих врагов христианских, яко Богом данный помощник всему Государству». Не только в Москве, но и во многих других городах были основаны 35 монастырей, которые были связаны с Сергиево-Троицким монастырем.
1408г. напали татары на пределы Московские. Очень грустил ученик Никон и молился, призывая Сергия Радонежского. И увидел он видение. Появился Сергий вместе с Алексеем и Святым Петром. И сказал Сергий, чтобы он не печалился, отстроят монастырь, и будет он лучше прежнего, но он может спасти людей. Ворота лавры Преподобного затворятся и лампады погаснут над его гробницей только тогда, когда мы растратим этот запас без остатка, не пополняя его.
Когда прошло более тридцати лет одному из учеников Никона, который был учеником у Святого Сергия, было видение. «Зачем оставляют меня так долго под покровом земли во гробе, где вода окружает мое тело?» И поведал ученик Никону, и вся братия решила перехоронить гроб. Открыли гроб Преподобного, и дивное благоухание распространилось кругом, и увидели люди чудо. Не только чистое тело сохранилось целым и невредимым, но тление даже не коснулось его одеяния. По обе стороны гроба стояла вода, но она не касалась ни мощей Святого, ни его одежды. С ликованием были положены святые мощи Преподобного в новую гробницу 5 июля 1422г. в ознаменование чего было установлено празднование.
В 1608 г. враги польско-литовские атаковали Успенский собор, построенный Дмитрием Донским, но он был под защитой Сергия. Во снах, видениях, он предупреждал о каждой опасности. И враг не выдержал, отступил. Он был всем небесным ангелом и земным человеком.
В 1877г. Александр II брал благословение, когда шел на врага за освобождение славян. В самом конце ХVII века Сергиева обитель ещё раз спасла Россию, сохранив жизнь Петру Великому, давала ему деньги на строительство кораблей и других государственных нужд. Обитель всегда была забитой в тяжелое время. 1892г. — 500 лет со дня смерти, через 25 лет Обитель Троицкая была закрыта. 1919г. — перенесены мощи в музей по распоряжению властей. Спустя 600 лет мощи Преподобного еще и сегодня обладают мощным биополем.
Е.И. Рерих в письмах писала: «Осиянный Светом несказуемым стоит он невидимо видимый на ступеньках великой Лестницы Иерархии Света, готовый в указанный час устремить легионы светлых сил, готовый благословить народ свой и вождя его земного на новый подвиг».
Она пишет: «Нам, русским, уготовано спасение под Знаменем нашего Великого Покровителя и Заступника Святого Сергия Радонежского. Заповедано еще Сергию Радонежскому, третий раз спасти Россию, потому поможем ему нашим стремлением, терпением и действиями».
Знамя Преподобного — Знамя Учения Живой Этики поднято над нашей Родиной во имя её прекрасного будущего и процветания всего мира. Личность Сергия Радонежского является одним из воплощений Высочайшего Учителя Света, Владыки Шамбалы. И давайте продолжим миссию Сергия Радонежского, и будем нести в мир Свет, Любовь и Красоту.