Паломничество на Святую землю
– Все сложилось чудным образом, – с восхищением рассказывали две женщины, которые попали в нашу группу паломников. – В тот день мы в Ивацевичах оказались проездом, ехали из Жирович. До электрички на Брест было много времени и ноги сами завели нас в храм иконы Божией Матери «Державная», где служился молебен с акафистом иконе Божией Матери «Нечаянная радосте». Сразу после службы нас, как оказалось, ждала нечаянная радость – нам предложили влиться в группу на поездку в Иерусалим. Мысль осуществить неосуществимую до сих пор мечту побывать на Святой земле радостно затрепетала в душе. Слава Богу, близкие по приезду домой неожиданно дали согласие, помогли деньгами, снарядили записками от верующих и мы оказались в самолете…
– А я, представляете, ступила на Святую землю в день своего юбилея. Это такой подарок, о котором я и мечтать не могла, – призналась очень хорошо подкованная в истории православия и Святом Писании женщина.
– Знаете, а вот я долго сомневалась и мучилась: ехать или нет, – волнуясь, сказала еще одна из прихожанок. – А теперь думаю, ведь я же могла отказаться от такого счастья! Как я благодарна женщинам, которые развеяли мои сомнения!… Еще домой не вернулась, а уже снова мечтаю здесь побывать.
С благословения протоиерея Григория, благочинного церквей Ивацевичского благочиния, сборная из разных приходов группа прихожан в количестве 33 человек с отцом Виталием, отцом Геннадием и дьяконом Кириллом 12 февраля отправилась на 7 дней в Землю обетованную.
Путешествие проходило благополучно, если не считать, что все казалось нереальным. Это ощущение не оставляло меня всю неделю пребывания на Святой земле. Все происходило как будто не со мной. Сегодня я соглашусь с утверждением, что никакие рассказы, видео и фотографии не в состоянии передать те ощущения, которые испытывает каждый паломник, ступивший на Святую землю. Здесь надо побывать самому, подышать этим воздухом, посмотреть своими глазами и ощутить мощь и силу молитвы у гроба Господня, на Голгофе, у стен монастыря Святого преподобного Саввы Освященного…
В аэропорту Тель-Авива нас уже ждал гид – доктор исторических наук, профессор Московского университета, археолог-античник Николай Игоревич Винокуров. И что самое главное – православный верующий. Этот акцент делаю не случайно, так как на этой земле сплелись разные направления религии, и самому очень трудно разобраться, где тебе полезно побывать, а от чего надо воздержаться. С его помощью мы попробовали пройти дорогой пророков и апостолов, побывали в очень значимых для Православия храмах, а еще в тех местах, где редко ступает нога паломника. Каждый день начинался, отмечу сразу, с молитв, почти в каждом храме, где мы побывали, вместе с батюшками пелись величания Святым угодникам, превозносилась хвала Богу и Божией Матери. В программе были помечены примечания: одна звездочка – посещение при благоприятной политической обстановке, две – посещение по благословению. И что интересно, там, где нас встречали запертые двери, там «открывали» их молитвы и песнопения. И чудным образом препятствий нигде не встретилось. Даже при том, что мы жили пять дней в Вифлееме и каждый день пересекали пограничный пост Палестинской автономии, чтобы попасть в Иерусалим, нас ни разу не проверили и не задержали автобус. Хотя бывало всякое, вплоть до того, что на посту могли не только проверить паспорта, а и заставить раздеться и разуться, говорил гид.
Вот эти бетонные стены, автоматчики и вроде бы мирная жизнь, первое, что меня поразило в этой маленькой стране. Как здесь, на земле, где должна по идее царить только любовь, может такое происходить, не укладывалось в моей голове. И чувство горечи охватило душу: «Иерусалим! Иерусалим! избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать чад твоих, как птица птенцов своих под крылья, и вы не захотели!» – вспомнились строки из Евангелия от Луки.
Второе, что удивило, это пейзажи. Они постоянно меняются: то это горы и возвышенности, на которых лепятся каменные дома с плоскими крышами, то оливковые и пальмовые рощи, то равнины, где несколько раз в год убирают овощи, то пустыня с еле заметной растительностью и редкими поселениями, то прекрасное Галилейское море и река Иордан с чистой водой и, если еще добавить цветущие деревья, кусты, цветы и солнце, то все это и есть Земля обетованная. В жилых кварталах на крохотных пятачках земли, сжатых бетоном, умудряются расти деревца и кустарники. Причем рядом с цветущими деревьями и кустарниками, на деревьях висят спелые лимоны, мандарины, грейпфруты. Плодородный слой земель невелик, сама земля не черная, а каменистая, серовато-оранжевого до красного цвета, но удивительно плодородная. И погода – смешение разных погод: то солнце, почти летнее, то проливной дождь, откуда ни возьмись, то через пять минут и следа нет от дождя, только яркая радуга, напоминает о дожде, то ветер ласковый, то как штормовой.
В окружении мусульманских мечетей, синагог, как путеводные звездочки, попадаются православные участки с храмами иной раз и с золочеными куполами. Они тоже кажутся стесненными, зажатыми со всех сторон, но выглядят островками рая на земле. Участки эти благоухающие, с павлинами, довольно распускающими свои хвосты, с цветущими розами, садами, целебными источниками и… неиссякаемой верой, сильнее кремния, пережившей столько испытаний на прочность за многие века и не иссякнувшей и доныне. Места настолько намоленные, что иной раз, без казалось бы твоего участия, эмоции зашкаливают, всё внутри дрожит от волнения и плачет душа.
Первый наш групповой снимок был сделан у часовни вознесения Господня, которая находится недалеко от Елеонского русского монастыря, на том самом месте, где Иисус Христос вознесся во славе. Внутри в каменном полу обозначен кусок скалы, на котором, по преданию, отпечаталась стопа Господа, отчего это место получило название «Стопочка». При царице Елене на месте Вознесения Господа была воздвигнута церковь, которая со временем была разрушена персами. Далее она частично восстанавливалась. Но мусульмане превратили эту церковь в мечеть. До сегодняшнего дня это святое место принадлежит мусульманам, которые за определенную плату позволяют христианам посещать это святое место. Правда, мы этого не почувствовали, то ли потому, что все расходы были включены в стоимость поездки, то ли благодаря авторитету нашего гида-археолога. Отсюда начался наш путь. Мы погрузились в другой мир.
Наш гид много говорил об архимандрите Антонине Капустине, главной заслугой которого на посту начальника Русской Духовной Миссии в 19 веке стало приобретение многочисленных земельных участков Святой Земли, связанных с преданиями о важнейших событиях палестинской истории, строительство храмов и монастырей, паломнических приютов и школ для местного арабского населения. Наследство, которое Антонин оставил России и Русской Церкви, – Дуб Мамврийский, вершина Елеона, где он впоследствии и был похоронен «в самой близости к небу», Горняя, участки в Иерихоне, Яффе, Тивериаде – не только по духовному, но и по историческому и материальному значению своему неоценимо. Сегодня эти места сияют путеводными звездочками, притягивающими христиан-паломников.
Гора Елеонская, панорама древнего Иерусалима, Русский Спасо-Вознесенский монастырь, место обретения честной главы Иоанна Предтечи…В Гефсиманском саду, где Иуда предал Христа, растут шесть олив, которым около двух тысяч лет. Место моления о чаше… Представляете, Многомилостивый Христос и ты, стоящий в Гефсиманском саду у того же камня, где молился о чаше до кровавого пота Спаситель… Там, на Святой земле, наиболее остро осознаешь как переплетается в тебе вся твоя никчемность и желание возвышенности, там, как будто со стороны, видишь отчетливее свою духовную немощь и слабость в борьбе с искушениями. Там понимаешь, что ты еще ничего не достиг в духовной борьбе, но уже и не можешь не стремиться взобраться хотя бы на первую ступенечку Иоанна Лествичника. Но там же даже далекие от веры, но чистые сердцем, получают блаженства и исцеления враз, там поистине оживает Ветхий и Новый Завет, там ощутимо присутствие Иисуса Христа, наполняющего наши души слезами раскаяния и источником света и счастья…
Ступеньки вниз, ведущие к Гробнице Божией Матери…«Радуйся Радосте наша, покрый нас от всякого зла честным Твоим амофором…» Поют все, пою и я, хотя никогда не пела. Тихонько, но от пения, от ощущения единства непонятной радостью наполняется сердце.
Красивейшее место – русская Гефсимания. Здесь расположен монастырь Марии Магдалины. Здесь же мы приложились к мощам святой великомученицы великой княгини Елизаветы Фёдоровны, и святой великомученицы Варвары. И здесь, спускаясь по ступенькам, я вдруг заблудилась. На короткое время осталась одна. И так страшно стало. Забыла, что и ступеньки преодолеваю с тяжестью. Вверх, вниз – нигде никого. Возвращаюсь, а монахиня мне говорит, что здесь нельзя заблудиться, все ступеньки ведут к выходу.
Ощущаю усталость. Видимо, сказывалось эмоциональное и физическое напряжение от пребывания в таком святом месте. Но гид говорит, что это только начало программы.
Претория – место заключения Господа Иисуса Христа. Глядя на каменные отверстия для ног, невольно оживает в голове фильм Мела Гибсона «Страсти Христовы»
. Страдания Господа оживают, приливает от волнения кровь к голове…
Алек
сандровское подворье – единственное в Старом городе Иерусалима и самое близкое к Храму Гроба Господня русское владение. Земля, на которой стоит подворье, была приобретена в 19 веке у эфиопского духовенства, и первоначально предназначалась для здания русского консульства. Когда на этом месте начались раскопки, то неожиданно обнаружены были Порог судных врат, «игольное ушко», о котором есть упоминание в Евангелии. Судными эти Врата назывались потому, что перед ними приговоренному в последний раз зачитывался приговор; после этого он уже не подлежал обжалованию. Таким образом, благодаря Антонину Капустину, начальнику Русской Духовной Миссии, был найден еще один подлинный камень, по которому ступала нога Христа, непосредственно перед восшествием на Голгофу. Вблизи порога Судных Врат был найден участок стены с узким, расширяющимся кверху отверстием, достаточным, чтобы человек мог пройти, согнувшись. Этот проход использовался для прохода в город в ночное время, когда городские ворота запирались. Из-за своей формы эта калитка носила название «игольное ушко», она упоминается Спасителем в известной притче: «удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие». (Лук.18:25).
В полдень мы пытаемся попасть в храм Воскресения Христова. Но Дамасские ворота – вход на улицу Via Dolorosa – улицу Крестного пути Господа, преграждает бесконечный поток мусульман, которые шли с молитвы. Пятница у мусульман – выходной. Зрелище впечатляющее: стена мужчин. А вдоль их пути опять же мусульмане мужского пола продают всякие яства, свежую клубнику, горячие запеканки, запчасти, одежду, сладости, можно сказать, одно рядом с другим прямо чуть ли не с земли. Раздаются крики, возгласы чужой речи, стена мужских плеч остается такой же плотной, но во время ее шествия, кто-то что-то успевает купить, кто-то умудряется ехать на мотоцикле, тащат крытые коляски с больными людьми… Впечатление хаоса и в то же время заведенного порядка, по которому здесь живут. И невольно промелькнула мысль, как было бы здорово, чтобы в наши храмы ходило столько мужчин, как укрепились бы мы и наши дети, глядя на пример отцов, в вере православной. Мы попробовали по краю протиснуться навстречу потоку, но вскоре поняли, что не получится, и лучше переждать этот поток. Ждали минут 15.
В лавке по пути покупаем восковые свечи, чтобы зажечь их у Гроба Господня и привезти благодатный огонь домой близким и знакомым. И вот мы в святая святых – храме Воскресения Христова. Здесь полно народу. Я снова боюсь потеряться и не отхожу, чтобы поставить свечу или подать записки. Плотная стена паломников медленно продвигается к Кувуклии. Кувуклия – это место, где был похоронен Иисус Христос. Гробница опоясана шахтерскими шпалами, привезенными из России, чтобы хоть как-то оградить сооружение от стремления паломников «отгрызть» кусочек святыни. Здесь гид напоминает о книге, которую когда-то и мы читали семьей, в которой идет речь о монахе, спрятавшемся в нише Кувуклии, чтобы воочию убедиться как сходит благодатный огонь на Пасху от Гроба Господня. Он просидел там почти всю страстную седмицу до пятницы. И был поражен увиденным. Я не успеваю ничего ощутить, когда оказываюсь внутри Кувуклии. Успеваю только стать на колени и слышу недовольный возглас на греческом. Наверно из-за того, что людей много, процесс посещения нельзя затягивать.
Мраморная плита на гробе Господнем влажная. Подсознание запечатлевает удивление, почему она влажная. Вход и выход из Кувуклии лицом. Поднимаемся на Голгофу. Снова широкая очередь. В это время идет католическая служба. После ее завершения доступ к Голгофе возобновлен. Но снова мы не успеваем все приложиться к святыне. Начинается армянская служба(рис.). Звучная. Голосистая. Я смотрю на лица молодых парней и завидую им. Какие они счастливые, что поют в таком Святом месте. Камень помазания… А на улице проливной дождь. Но он вдруг заканчивается.
В конце дня ощущение неимоверной усталости. В голове осталось одно выражение. На вопрос помощнику гида, проживающему в Иерусалиме: « Трудно здесь жить?», православный мусульманин ответил: «Хорошо живет здесь тот, кто понимает, почему он живет в Иерусалиме».
… На следующий день нас ждала еще одна незабываемая встреча с храмом Воскресения Христова: вечером в 23 часа мы отправились в этот храм на ночную Литургию. Желающие исповедовались накануне вечером в гостинице у наших батюшек, чтобы причаститься в этом святом месте. …Снова встали в очередь в Кувуклию. И теперь я уже вспомнила, что мраморная плита каждый день покрывается миро, потому она влажная. Это тоже одно из чудес, которое мы могли лицезреть своими глазами. Паломники стараются приложить к Гробу платочки, иконки, собирают миро ваткой, чтобы привезти домой частичку этой святыни. Батюшек наших гид уводит за престол. Начинается служба на греческом языке.
Я пристраиваюсь у входа в Кувуклию. Вскоре не чувствую ног. Пяткой обнаруживаю углубление в каменном полу и с наслаждением опускаю в него ногу, чтобы хоть одна нога передохнула. Рядом стоят греки. Они подпевают своим служителям. Сбоку и сзади русские, украинцы, белорусы и еще не знаю кто, словом, тысячи. Но сама служба проходит в глубине храма, а у Кувуклии все стоят в ожидании священства. И все же от усталости я покидаю свое удобное место и поднимаюсь на Голгофу. Здесь менее многолюдно. Наблюдаю сверху, как идет служба в храме. Красиво, торжественно. Потом обнаруживаю, что очередь к Голгофе не такая уж и длинная и становлюсь в нее. Некоторые дремлют на лавках у стен. Я тоже пристраиваюсь на время. И слышу рядом, как одна русская женщина говорит молодице одной: «Иди, милая, приложись еще, когда еще сюда снова попадешь!» И я думаю, а действительно, почему бы не приложиться еще. И еще! И вот уже и свечечку можно купить, и записочку написать. И все вокруг стало такое близкое и родное. И совсем не страшно потеряться. Когда голоса певчих удалились, спускаюсь снова к Кувуклии. Снова мне везет пробраться почти вперед. А здесь, о Боже! Наш дьякон Кирилл в центре стоит и читает Евангелие на русском! Представляете, на службе у Гроба Господня!. Наши защелкали фотоаппаратами, мобильниками, планшетами. Стало так торжественно, так вдохновенно, что слезы градом полились из глаз. Как потом рассказал отец Кирилл, на службе было 12 священников из Беларуси, и только его, как единственного дьякона, благословили читать Евангелие. Даже наш бывалый гид был удивлен, обычно русским батюшкам греки разрешают на литургии только несколько возгласов на русском. На праздничной ночной Литургии накануне Сретения служили четыре владыки из разных стран, в том числе и из Греции. И вот причастие. Кажется, вся толпа народу – вся к Причастию. Нас проводит отец Виталий поближе. Мы причащаемся, и, собравшись у Камня помазания, возвращаемся счастливые в гостиницу в пятом часу утра. Настроение как на Пасху.
Валентина Бобрик. Фото Юрий Пилипчук.