Паломничество на святую Землю. Часть 2

Размещено 5 Март, 2015; 2:01 в Без рубрики

Паломничество на святую Землю. Часть 2

Продолжение.      

   Как мы уже писали, группа прихожан от прихода храма иконы Божией Матери «Державная» побывала в Иерусалиме, Вифлееме, Галилее, где сама земля дышит святостью. Со времени поездки прошло много времени, а увиденные картины и эмоции продолжают согревать сердце состоянием праздника. В числе паломников посчастливилось побывать и автору строк. И сегодня в продолжение рассказа о главном путешествии в жизни каждого православного христианина, остановимся на самых ярких моментах.

IMG_2477Горненская обитель. На следующий день путешествия мы побывали в Горненском женском монастыре русской духовной миссии. Это место встречи девы Марии с родственницей Елизаветой, которая уже носила во чреве будущего Крестителя Иисуса Иоанна. Здесь когда-то был загородный дом пророка Захарии, мужа Елизаветы. Эта земля также была приобретена архимандритом Антонином Капустиным, начальником Русской Духовной Миссии, в 19 в. Он хотел, чтобы это была община, чтобы сестры жили в отдельных домиках  с небольшими огородиками и один раз в неделю собирались на молитву в храме в честь иконы Казанской Божией Матери. Но после смерти архимандрита община превратилась в монастырь. До сих пор на территории Горненской русской обители стоят небольшие домики на террасах, вырубленных в горе. Вся территория,  как ухоженный  тенистый парк, засаженный оливами, соснами, цветущими кустами, цветами. Дорожки поднимаются  все выше и выше к возносящемуся к небу храму с золотыми куполами. В этом чудном месте мы снова вместе сфотографировались. 

Хеврон. Хеврон отличается от других мест Палестины. Здесь часто и обильно идут дожди. Земля красная, плодородная. Выращивают здесь оливки, виноград, злаковые. Из производств развито производство стекла и керамики. В одной из лавок, где нам показали производство и роспись керамических изделий, мы купили тарелки и другие сувениры с ручной росписью.

Этот древнейший город, неоднократно упоминаемый в Библии, когда-то был центром исторической области Иудея. Считается, что на его территории еврейское население жило непрерывно около трех тысяч лет, вплоть до погрома в 1929 году. Он и сейчас одно из крупнейших поселений в Иудейских горах, с жителями, разделенными на две части и проживающими в двух независимых друг от друга секторах.

Один сектор (Н1) населяют арабы, другой (Н2) — немногочисленные израильтяне: евреи и палестинцы. Христиан на этой земле почти не осталось. Постоянные боевые действия, ведущиеся между секторами, вынуждают местных евреев жить под охраной армии. Этот город помечен в нашей программке двумя звездочками – то есть посещение его возможно по благословению и по возможности. Для нас всё складывается благоприятно, и мы едем к православным святыням: Свято-Троицкому мужскому монастырю и к знаменитому Мамврийскому дубу, под которым отдыхающему от зноя Аврааму явились три ангела в образе путников, предвозвестившим ему, что он станет началом многих народов.

Монастырь Святой Троицы находится в арабской части города. В 19 веке Русская Духовная Миссия, благодаря незаурядным дипломатическим способностям Антонина Капустина, купила участок земли с Мамврийским дубом. В то время было немыслимо даже мечтать купить здесь участок земли. По здешним законам ты мог заплатить деньги и земля все равно бы тебе не принадлежала. А надо было, чтобы земля была оформлена в дарственную. Капустину удалось выкупить у разоренного шейха участок Мамврийской дубравы, который тот ему продал с оформлением дарственной. Но через три года тот человек, который продал этот участок, был зарезан соплеменниками. Но вернуть эту землю мусульмане уже не смогли. На этом участке не разрешалось строить храм. Поэтому сначала построили дом паломника на 2000 мест и башню, из которой Капустин любил наблюдать за небом. А вскоре, благодаря Капустину  здесь был построен и Троицкий  храм.

Так в сердце мусульманской территории есть русский участок с Мамврийским дубом. Возраст дуба IMG_2729около пяти тысяч лет. Считается, что именно он непосредственный участник происходящих в Ветхом завете событий, когда Аврааму явились три ангела. До 90-х годов 20 века дуб был покрыт листвой, однако на сегодняшний день он представляет из себя засохшее дерево.Кора дуба почитается за святыню, поэтому многочисленные желающие приобщиться к библейской истории во многом поспособствовали уничтожению дерева с тысячелетней историей.
Нас на территории монастыря встретил архимандрит Алексий. Мы пропели тропари, и отец Алексий повел нашего гида показывать обустройство территории монастыря. По словам гида, здесь все сильно изменилось. А отец Алексий, агроном по образованию, рассказал о подготовке почвы к закладке виноградника, показал обнаруженную гробницу с камнем, точь-в-точь совпадающим с вырубленным отверстием в скале. Смотришь и не можешь поверить, как можно было его выпилить так ровно в те времена. Говорят, камень плотно задвигался один раз после погребения, и отвалить его было невозможно.

Здесь у стен храма завязалась дискуссия о том, что сейчас наблюдается мировая тенденция вырождения естественных растений, из семян которых можно получать хороший урожай. И глобальный план наших врагов таков: для контроля над всей продукцией надо сначала возыметь контроль над семеноводческой отраслью. Если в твоих руках продовольствие, значит, ты можешь диктовать условия, значит, ты владеешь миром.

ЛIMG_2912авра Саввы Освященного

Получив благословение, мы едем в Лавру Саввы Освященного. Местность гористая, пустынная. Из большого автобуса мы пересаживаемся в «бусики», потому что дорога извилиста и опасна. Гид напоминает нам, что это территория Палестинской автономии, а место расположения лавры – Иудейская пустыня. Часть пути мы проходим пешком. И глазу открывается невероятная картина. Круглая башня, а за ней пропасть, в сторону и немного вниз – каменные стены монастыря. Башня была построена рядом с лаврой в честь матери Саввы – Софии, которая хотела проведать своего сына, но ее по строгому уставу монастыря не пустили к нему. Мать так и умерла, не повидав сына. После ее смерти «Женская башня» стала использоваться как гостиница для женщин, желающих жить рядом с лаврой. Давняя традиция, запрещающая вход в монастырь женщинам, жива и сегодня.IMG_2859

Двери долгое время не открываются. И мы поем с батюшками величания. И вот скрипнул засов. Мы передаем записки через наших батюшек, и мужчины уходят в монастырь, а мы остаемся у стен. Арабы, которые «путаются» возле монастыря, дарят женщинам цветущие маки, подхватывают из рук монаха, показавшегося в дверях монастырской стены, и  услужливо стелют нам подстилки, чтобы мы отдохнули на каменных скамейках. Как говорил нам гид, сегодня в монастыре подвизается 20 монахов греков, румын, из них двое – русские. Строгий устав, аскетическая жизнь монахов, каждодневные службы – все это не менялось с момента основания Лавры.  А основана она была преподобным Саввой в 5 веке. К концу жизни Святого Саввы в основанном им монастыре IMG_2895проживало до 5000 иноков. Много раз за время своего существования Лавра опустошалась, монахи уничтожались, но дивно устроенная Богом обитель возрождалась вновь и вновь. В начале XII в. лавру посетил русский паломник игумен Даниил, писавший о ней:

«Лавра святого Саввы находится в долине Иосафата, в Юдоли плача, которая начинается от Иерусалима и идя от Гефсимании, эта долина проходит сквозь лавру и доходит до Содомского моря. Лавра же святого Саввы устроена Богом чудесно и непередаваемо словами. Тек некогда поток страшный и очень глубокий и обезводел, берега у него были высокие, на тех обрывах и лепятся келии — прилеплены и утверждены от Бога каким-то чудесным и страшным образом. На высоте ведь той стоят келий по обоим берегам потока того страшного и лепятся на скалах, будто звезды на небе утверждены. Церквей же три. Среди же келий тех западнее есть пещера чудесная под скалой каменной, а в той пещере церковь святой Богородицы».

В 19 веке средства России монастырь был восстановлен и укреплен, а сегодня это греческий монастырь. 

Но даже не побывав внутри монастыря, для женской половины, оставшейся у стен Лавры Саввы Освященного, этот день произвел неизгладимое впечатление. Русский монах, который вышел к нам раздать иконки Саввы Освященного и масло из лампадки Святого Саввы, которое просят паломники для больных раком,  тихим голосом стал говорить простые истины, переворачивающие душу. Кто плакал сразу, кто рыдал потом, но каждый из нас почувствовал, насколько суетно мы живем, как мало в нас христианской жертвенной любви, как не умеем мы быть примером для наших детей в духовной жизни. А наши молитвы… Если и находится для них пять минут, то читаем их лишь бы поскорее прочитать, но не сердцем, не со слезами раскаяния, очищающими душу. И с каждым словом его нельзя было не согласиться.

Впечатлены были и мужчины нашей группы. Одни парень не удержался и сказал: «Если бы не был женат, то остался бы здесь».

Помнится, я впечатлена была когда-то проповедью отца Грирогия, благочинного церквей Ивацевичского благочиния,  о том, как в этой лавре нес свой монашеский постриг Иоанн Дамаскин, молитва которого есть в вечерних молитвах в каждом молитвослове.  Этот святой в лавре в 6 веке принял монашеский постриг и прожил здесь около 50 лет. Долгое время поначалу этот образованный монах нес послушание – чистил отхожие места. По промыслу Божию, впоследствии он написал три трактата в защиту иконопочитания. Чтобы помешать Иоанну бороться с ересью иконоборчества, от его имени было составлено подложное клеветническое письмо и отправлено в Византию. За это Иоанн был отстранен от должности и наказан отсечением кисти правой руки, которая была повешена на городской площади. Спустя некоторое время Иоанн получил отсеченную руку обратно и, затворившись у себя, приложил кисть к руке и стал молиться перед иконой Богородицы. Через некоторое время он заснул, а проснувшись, обнаружил, что рука чудесным образом приросла. В благодарность за исцеление Иоанн приложил к иконе сделанную из серебра руку, которая воспроизводится на многих списках иконы, получившей название «Троеручица». Также в благодарность об исцелении им было написано песнопение «О Тебе радуется…». В Лавре сохранились пещера, в которой жил Святой Иоанн Дамаскин, и его гробница.

Представляете, как волнительно было находиться у стен, где несли свой монашеский подвиг такие святые. Мало того, по приезду домой, когда начался Великий пост, я сделала для себя еще одно открытие. Великий покаянный канон Андрея Критского, который читается четыре вечера подряд в первую неделю поста в церкви на коленях и при свечах, был написан Святым Андреем Критским, который тоже оказывается жил в Лавре Саввы Освященного. Это память на всю жизнь. Теперь всегда, когда будет читаться этот канон в первую неделю Великого поста или в день Марииного стояния (служба, когда этот Покаянный канон читается за один молебен), сразу будет представляться Лавра Саввы Освященного.

Вифлеем.

5Здесь в гостинице мы жили пять дней неподалеку от храма Рождества Христова.
Храм Рождества Христова построен в 326 г. н.э. при императоре Константине. Разрушался и неоднократно восстанавливался. Имеет форму креста и очень низкий вход, чтобы входящий склонил голову перед его святостью. Зданием владеют три конфессии: греческая, католическая и армянская.
Мы попадаем в Святая Святых – пещеру Рождества Христова, ранним IMG_3281утром, накануне отъезда из Вифлеема. Русская чудотворная икона Божией Матери «Вифлеемская», виденная неоднократно на фотографиях и в фильмах Звезда, окруженная лампадами, вот она передо мною, на расстоянии вытянутой руки. Мне казалось, она должна быть большой, но она маленькая, и от этого еще11 трогательнее чувства. Я припадаю к ней на секунды, за мной – очередь из других групп. Место Рождества Христова – маленькая пещерка. И углубления в колонне в форме креста, в которые паломники стремятся погрузить пять пальцев одной ладони. Хочется при этом загадать желание.

Внизу небольшой храм, где хранятся останки младенцев, убитых по приказу царя Ирода. Мощи младецев, кстати, есть в мощевиках со святыми в храме иконы Божией Матери «Державная»

 В деревушке, недалеко от Вифлеема, целый год богомольцем жил Николай Чудотворец. Каждое воскресение он причащался в храме Рождества Христова.
Мы на Поле Пастушков в деревне Бейт Сахур. Здесь когда-то Ангел возвестил Пастухам о рождении Спасителя. Крипта пастушков. Православный греческий храм. Пещера волхвов. Лавра Святого Феодосия Великого… Всюду с молитвами, песнопениями.

Продолжение. Часть 3.

Фото поездки.

 

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.

Перейти к верхней панели