Даже если шкаф не закрывается от одежды, у каждой из женщин неизменным остается вопрос: что одеть? И совсем другое дело, когда вопрос этот касается подбора наряда, когда женщина идет в церковь. Все мы вроде бы знаем, что отправляясь в храм, она, главное, должна прихватить платок и не забыть надеть юбку, а не брюки. Только почему одеваться надо именно так, мало кто из нас задумывается.
Внешний вид – отражение внутреннего состояния
Сегодняшняя встреча с митрофорным протоиереем Григорием Пилипчуком, благочинным церквей Ивацевичского благочиния, настоятелем храма иконы Божией Матери «Державная» г.Ивацевичи, посвящена обсуждению темы внешнего облика женщины в храме.
– Отец Григорий, у многих из нас сегодня женщина в платке ассоциируется с деревенщиной. Почему женщине обязательно нужно покрывать голову платком? Откуда такое правило?
– В храме все должно быть целомудренно, а значит и женщина обязательно должна быть в платке. Откроем Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, главу 11: «…Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава – муж, а Христу глава – Бог. Всякий муж, молящийся или пророчествующий (значит, говорящий, проповедующий) с покрытою головою, постыжает свою голову. И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая». Женщин легкого поведения в те времена обривали, и это было позором. Читаем далее: «Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается. Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа. Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа. Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею…» Девица могла ходить без платка, а замужняя женщина только в платке, и не только в церкви. Так было еще до прошлого столетия. Наши бабушки носили платки, причем лучший приберегали носить в церковь. Если бы современные женщины осознавали, что они слава для мужей, что муж для нее господин, то не было бы у нас столько разводов, не распадались бы семьи, не успев укрепиться. Сегодня – это главная проблема современного общества.
– Значит, женщина с покрытой головой в церкви как бы символизирует, что она согласна подчиняться мужчине.
– Да, по преданию женщина должна носить платок, а церковь придерживается предания. Та женщина, которая глубоко духовно образованна, она понимает и всем своим видом подчеркивает, что она исполняет Закон Божий. Если без платка – это дерзость, вызов. Ведь раньше, если женщина раскрывала перед чужим человеком голову, означало, что она раскрывает свою наготу. На Востоке по сей день это так. Откуда, думаете, пошло выражение «опростоволосилась»? Если в окружении чужих людей у женщины съехал с головы платок или вдруг его ветер сорвал, это было стыдно, конфузно, как если бы сегодня вдруг с женщины свалилась юбка на улице. Платок – это символ духовной красоты женщины, подчеркивающий ее скромность, смирение, стремление к Богу, и его ношение только помогает в молитве.
– Какой должна быть одежда?
– Скромной и благопристойной. Внешний вид христианина, его поведение и одежда отражают его внутреннее состояние, хотя и не всегда являются показателем благочестия. Однако стремление к чистоте внутренней, как правило, побуждает человека также быть опрятным и снаружи. Если человек скромен и кроток, это выразится также в скромной одежде и кротком поведении. Человек, имеющий мир и покой в сердце, будет тихим и сдержанным в разговоре, все его жесты будут уравновешенными. У верующего человека будет во всем проявляться стремление к порядку.
–Женщины любят одеваться модно, а в церкви одни бабульки в платочках, серенькие женщины… И создается впечатление, что сюда ходят неуспешные и убогие…
– Внешний вид не должен создавать негативного впечатления от православия в целом. Мы не должны производить впечатление странных людей, если хотим быть Церковью народа. И показывать пример народу, в том числе и своим внешним обликом. Эстетика в Церкви имеет огромное значение, в том числе и внешний вид верующих, их одежды. Православие – это не убожество, это красота жизни. И когда идем в храм, то должны надевать самую лучшую одежду, ведь мы идем, прежде всего, в Дом Божий!
– Но сегодня брюки прочно вошли в гардероб женщины…
– Брюки или джинсы как сугубо мужской вид одежды вообще должны быть исключены из повседневного гардероба каждой православной христианки. В Священном Писании сказано, что каждый, носящий одежду противоположного пола – проклинается. А мы относимся к этому легкомысленно, еще и возмущаемся, говорим, что это норма. Но на приеме у английской королевы норма – это женщина в вечернем платье, в брюках туда просто не пустят, и никого это не возмущает. Так почему же люди, отправляющиеся во дворец королевы, готовятся к этому соответствующим образом, а люди, отправляющиеся в Храм Бога, идут туда в том же, в чем ездят на дачу? Традиции надо знать и уважать. Кстати, и к юбкам есть определенное требование. Она не должна быть выше колен, со слишком высоким разрезом…
– А как же быть с природой женской, стремящейся наряжаться?
– Церковь не осуждает природной склонности женщин всячески украшать себя. И сам апостол Павел, так строго внушавший первым христианам простоту нравов, не запрещал женщинам одеваться с разборчивостью и со вкусом, он только восставал против неблагопристойности в нарядах, роскоши из одного тщеславия и расточительности: «Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом». А мини-юбки, глубокие вырезы и другие женские штучки не приветствуются в храме, чтобы женщине не быть соблазном для мужчины, который пришел в храм молиться. Церковь не место, где надо на себя привлекать внимание яркой одеждой, косметикой. Женская косметика во все времена была боевым раскрасом женщин, выходящих на тропу завлечения мужчин. Если ты пришла в храм, то зачем пудра и помада? Здесь надо быть просто человеком, таким, как тебя создала природа. И дело не в том, что если на ней будет юбка не того фасона, то Бог ее молитву не услышит. У святого Иоанна Златоуста есть удивительное выражение: «Таинство нашего ближнего». Таинство нашего спасения зависит от того, какой мы оставляем след в жизни тех людей, с которыми соприкасались. Ранили их или исцеляли. А тут мы… своим внешним видом даем повод и так слабым духовно людям заняться чем-то другим помимо молитвы. Так что идя в храм, лучше одеться так, чтобы твоя одежда не давала повода отвлекать от молитвы ни тебя самого, ни других людей. Чтобы не быть искусителем, так как именно с них больше спросится, а не с искушаемых.
– Если мы видим в храме человека, выглядящего не должным образом, надо ли ему делать замечание? И кто имеет право сделать его?
– В притворе есть у нас и платки, и юбки для тех, кто случайно пришел в храм одетым неподобающим образом. И если вы увидели такую женщину, не спешите бежать ей навстречу с замечаниями и одергиваниями. Представим ситуацию: женщина случайно проходила мимо храма, и у нее появилось желание зайти. Но тут другая мысль остановила её: «Ты не так одета! Тебе туда нельзя!» Какая из этих мыслей от Бога, а какая от лукавого? Кто ее позвал в храм, а кто отпугнул? Согласны, что мысль посетить храм была от Бога, а вторая мысль пришла «слева»? Так зачем же нам становиться союзниками «левого»? А если нужда привела женщину в храм, вдруг у нее что-то случилось, что в горе и не заметила во что одета… а мы накинемся на нее с замечаниями? Так что не надо в церкви хозяйничать и изгонять из нее тех, кого позвал сам Господь. И еще нам надо помнить золотое правило христианской этики: не я терплю – меня терпят. Никто из нас не хозяин в храме. Домовладыка здесь – Господь. Он позвал нас к себе.
– Так как же помочь случайно зашедшему впервые?
– Если он остановился в растерянности, к нему можно подойти и, извинившись, предложить свою помощь. Показать, где лежат платки и юбки, но тактично, любя. С кротостью объяснить, что в таком виде церковь посещать не следует. И сделать это надо тихо, наедине, не привлекая внимания окружающих, дабы не смутить сердце человека, не отвернуть его от Церкви. Вообще же в правилах поведения нет ничего сложного, все они просты и легко усваиваются буквально за несколько первых посещений, тем более, что в церкви всегда найдутся отзывчивые люди, готовые ответить на все ваши вопросы до или после службы.
– Некоторые женщины так подчеркивают свой «церковный вид», а в поступках не меняются…
– Святой может быть и та женщина, которая постоянно использует косметику. К примеру, святая страстотерпица императрица Александра Фёдоровна. Для нее косметика была не выбором, который она сделала в своей эмансипации, а следованием семейной социальной традиции. И сегодня, женщине не стоит нарочито подчеркивать свою «инаковость»: ходить в черных одеждах, застегнув верхнюю пуговицу кофточки и напускать на себя благочестивое выражение. Если в ее окружении это входит в правила приличия (нормы) в той среде, где она работает, живет, она может использовать косметику. Умеренно. В соблюдении правил, подчеркиваю, должна быть разумность и осознанность. Внешнее и внутреннее стремление должно сочетаться и вести к живой вере в Бога.
–Спасибо.
– Спаси Господи.
Беседовала Валентина БОБРИК.