Престольный праздник Ивацевичского храма!
и первая неделя Великого поста
Основной престол храма г.Ивацевичи освящен в честь иконы Божией Матери «Державная» и находится в главном пределе, в верхнем храме. Престольный праздник отмечается обычно 15 марта, но в связи с тем, что он выпал на пятницу первой недели Великого поста, празднование было перенесено на 16 марта. Отрадно, что несмотря на субботний день, когда все стараются подтянуть домашние дела после рабочей недели, храм, вместимостью более тысячи человек, был полон.
Для прихожан этот день особенный и радостный. Многие выходцы из райцентра приезжают на эту праздничную службу из самых дальних уголков страны и даже из ближнего зарубежья, а тех, кто готовился к Таинству Причастия, было тоже, как никогда много. И тем, кто случайно оказался в храме, этот день запомнился радостным вдохновением.
Божественную литургию в храме возглавил настоятель протоиерей Григорий Пилипчук, благочинный Ивацевичского благочиния. Ему сослужили духовенство храма, Ивацевичского благочиния, Пинской епархии. Несмотря на то, что начался Великий пост, батюшки были в праздничном голубом облачении. А слово для проповеди в этот важный и торжественный день держали протоиерей Тарасий Витько, настоятель Любищицкого храма, и благочинный.
– Образ иконы Божией Матери, именуемой «Державною» был явлен православному народу 2\15 марта 1917 года, в день отречения от престола императора Николая второго, будущего царственного страстотерпца. Царица Небесная приняла на Себя преемство власти державы Российской в тяжелейший момент для православного народа. Икона явилась в селе Коломенском недалеко от Москвы, и сразу получила почитание как чудотворная, – напомнил верующим отец Тарасий. – Название иконы соответствует ее иконографии: Богоматерь изображена как Царица Небесная, восседающая на троне, облаченная в красную царскую одежду, на голове – корона, в правой руке – скипетр, в левой – держава (шар – символ Вселенной). На ее коленях Отрок Христос, благословляющий правой рукой, а левой, указывающий на державу.
С болью в сердце за Православие была проповедь отца Григория, который анализировал тяжелый период Церкви в годы гонений, почему это произошло.
– Если бы благочестие народа было в тот момент высоко, то силам зла, не удалось бы ополчиться против Православия. Но народ стал терять веру и благочестие и, остывая в вере, зло набирало силу, для него создавалась благотворная почва. Господь попустил это в то время, когда православный народ становился защитником благочестия во всем мире. Если бы этого не случилось, нас было бы 800 миллионов, но народ был доведен до унижения и страшных гонений.И все же веру не удалось уничтожить. Осталась та часть народа, которая являлась наследницей тысячелетней молитвы и связи с Богом. И именно ради этой части и Матерь Божия взяла на себя державу – власть духовную над русским православным народом, – говорил отец Григорий. – Начинается возрождение веры, а вместе с возрождением налагается на нас и Церковь обязанность хранить благочестие и истинную веру. Это тот крест, который не мы захотели взять, а который на нас возложил Господь – быть защитницей правды, мира и благочестия.
Поздравляли настоятеля с праздником с цветами и прихожане, желали ему и всем, кто был на Богослужении и приносил в дар Богородице молитвы, небесного заступничества Пресвятой Богородицы, укрепления в вере православной, преукрашения храмов и увеличения числа паствы.
В эту же субботу престольный праздник совпал с тем,что православная Церковь совершает благодарственное празднование святому великомученику Феодору Тирону, преданному на истязания и сожжение за отказ принести жертву идолам в начале четвертого века. Поминают Тирона еще по одной причине. В Великий пост градоначальник Константинополя Юлиан в 362 году хотел посмеяться над христианамии приказал окропить все съестные припасы идоложертвенной кровью, чтобы уничтожить их все великопостные подвиги. Но святой великомученик Феодор Тирон явился архиепископу и предупредил, чтобы на рынках ничего христиане не покупали,а питались варёным или проросшим зерном из домашних запасов (в память этого события на вечерней службе накануне субботы угощают всех прихожан постным блюдом — сочивом, которое готовят из проросшего замоченного зерна и меда). Так память о святом стала триодной, т.е. приуроченной к Великому посту.
После праздничного богослужения на престольный праздник прихожане подкрепили силы постным, но не менее вкусным, угощением, которое приготовили к празднику благочестивые прихожане-трудницы.
Насыщенной на богослужения является первая неделя Великого поста. Первые четыре дня на вечерних службах читается Покаянный канон Андрея Критского, который содержит 250 тропарей. Тропари разделены на четыре дня и чтение их происходит при свечах. Службы в эти дни называют Великим повечерием. Канон настраивает молящихся на особый покаянный плач о душе и грехах. Он учит смирению, покаянию и видению своих грехов. В завершение первой седмицы Великого поста богослужебные песнопения и евангельское чтение преподносят нам подтверждение того, что разумный пост угоден Богу и что постящиеся находятся под Его особым покровительством.
Триодное поминовение мученика Феодора знаменовало собой торжество Православия над коварством язычества. А позже, уже в девятом столетии в первое великопостное воскресенье стали праздновать победу Православия над иконоборчеством, и память мученика Феодора была перенесена на предыдущий день – на субботу, однако идея первого воскресенья Великого поста сохранилась – это Торжество Православия.
Валентина БОБРИК.