храм Державной иконы Божией Матери г.Ивацевичи
Продолжение.
Иерихон. Погружение в воды Иорданские гора Искушений.
Город Иерихон. Это первый город на пути евреев после сорокалетнего путешествия из Египта. Он находится в 6 км. от места крещения Иисуса Христа. Иерихон – это город пальм. Здесь летом очень жарко. Дождь бывает два раза в год. Мы видели дерево, на котором сидел Закхей, когда Иисус проезжал мимо.
Впереди купание в Иордане. Едем через Иорданскую долину, покрытую пальмовыми рощами, полями. Все радует глаз. Для купания в Иордане нам выдали рубашки. Их здесь, как и белые платки, продают почти везде, но наши – с монастыря. Иордан река неширокая, но достаточно глубокая. На противоположном берегу – Иордания. Удивляет чистый цвет воды в реке. Окунаемся три раза «Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь.» и, счастливые, выбираемся на берег.
Удивительно, когда шли на погружение в воды Иорданские, я заметила для себя, что как-то холодновато. А окунувшись, стояла с мокрыми волосами, и ветер уже теперь ощущался теплым, ласковым.
Недалеко от Иерихона находится гора Искушений или Сорокадневная гора. На этой горе Иисус в течение 40 дней и ночей постился после Своего Крещения и здесь же диавол искушал его. «Иисус, исполненный Духа Святаго, возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню. Там сорок дней Он был искушаем от диавола». (Еванг. От Луки, 4:1-2). Гора очень высока. Даже не представляется, сколько времени нужно было, чтобы на нее взойти, если даже, поднимаясь на подъемнике, для этого потрачено немало времени. Главными достопримечательностями этого места являются греческий православный монастырь Искушения, а также недостроенный монастырь на вершине горы. Здесь я почувствовала, что гора Искушения – место особое. Говорят, человек, который посещает это место, обязательно поддастся хотя бы одному видимому или невидимому искушению. Я боялась этого, но искушения ждали меня впереди. И об этом я потом часто вспоминала. Так как пройти их достойно не всегда хватало здравого разума, мозг как будто на мгновения отключался.
Но об этом потом. С вершины горы поражает необычайно красивый вид на реку Иордан, Моавские горы, Мертвое море. Такое впечатление, будто ты находишься в каком-то совершенно ином мире, а на тот, земной мир, смотришь как из распахнутого окна.
Главной святыней монастыря Искушения является камень, на котором молился Христос. У каждого из нас была возможность не только увидеть этот камень, но и приложиться к нему. Невозможно выразить словами те ощущения, которые вызывает прикосновение к этой святыне. От одной мысли, что этого камня касался Сам Христос, замирает сердце. В автобусе уже нам раздавали камешки с горы Искушения. Мне было как-то боязно брать. Спросила, а что с ним делать. В ответ прозвучало: «Возьмете с собой в мир иной…»
Мы ехали по дороге, называемой дорогой Самарянина. Здесь когда-то происходило Евангельское событие, связанное с добрым Самарянином, оказавшим помощь избитому и израненному человеку. Пустыня, Моавские горы, полоска Мертвого моря…
В Иорданской долине мы посетили уже к вечеру монастырь Герасима Иорданского. Очень уютный, небольшой монастырь, похожий на крепость, с внутренним двориком. В этих местах проходили последние 20 лет жизни самого отца-основателя, приручившего льва. Здесь же по преданию во время бегства в Египет ночевало Святое семейство, и Мария кормила грудью Богомладенца Иисуса.
Здесь мы набрали святой воды из источника. Уже в автобусе гид нам рассказал удивительную историю о Герасиме, который однажды в пустыне встретил ревущего льва, у которого в лапе застряла заноза. Герасим вытащил занозу и лев, в знак благодарности, пошел за ним следом в монастырь, как послушная овца. Братия монастыря испугалась, а через время, когда исчез осел, на котором возили в монастырь воду, возопила: «Отче, как мы будем воду доставлять. Пусть теперь ее возит лев, раз он его съел». И лев послушно стал возить воду. А вскоре и лев исчез. Братья впала в уныние. Но через некоторое время явился караван у стен монастыря, с едой, водой, ослом, которого считали пропавшим, и… львом. Лев вернул украденного разбойниками осла и еще и караван с богатствами привел. Когда отец Герасим умер, лев перестал есть, долгое время ревел и умер, как только ему показали могилу старца.
Слева от главного входа в монастырь расположена старинная часовня, находящаяся в пещере, в которой останавливалось святое семейство. Здесь же находится чудотворная икона Божией Матери «Млекопитательница», к которой с особой надеждой прикладываются молодые пары, у которых нет детей.
В Вифании Иисус воскресил Лазаря. На этой территории находится гробница Лазаря, греческий православный монастырь Марфы и Марии, русская школа для арабских девочек. Гробница Лазаря, именно в ней лежал Лазарь до воскрешения. Мы спускаемся в глубокую квадратную пещеру в скале по несколько человек. Батюшки поют. Вход в гробницу тоже очень узкий, а ступеньки лестницы, ведущей туда, очень крутые, можно упасть, и нам помогают спуститься мужчины. В стене пещеры видно углубление – это ложе, на котором лежало тело усопшего Лазаря. Снова в голове ощущаешь веяние истории, и сердце замирает от осознания того, что именно здесь это все происходило.
В Вифании также есть русская школа для арабских девочек, расположенная на участке русского владения. Она основана в 30-х годах 20 века двумя сестрами-шотландками, принявшими Православие. Настоятельница школы рассказала, что раньше на территории Израиля было около много таких школ, а сегодня осталась одна. Здесь нас угостили ароматным чаем и дали веточек эвкалипта тем, кто мучается ангинами. Здесь, на территории русского участка сохранилось несколько ступеней, по которым Иисус шел из Вифании в Иерусалим, где его ждал Крестный путь. Эти ступени хотелось гладить до миллиметра.
Посетив столько святынь за один день, чувствуешь не только усталость, но и огромную благодарность Богу за то, что в твоей жизни было такое.
Читать далее
Паломничество на Святую землю
– Все сложилось чудным образом, – с восхищением рассказывали две женщины, которые попали в нашу группу паломников. – В тот день мы в Ивацевичах оказались проездом, ехали из Жирович. До электрички на Брест было много времени и ноги сами завели нас в храм иконы Божией Матери «Державная», где служился молебен с акафистом иконе Божией Матери «Нечаянная радосте». Сразу после службы нас, как оказалось, ждала нечаянная радость – нам предложили влиться в группу на поездку в Иерусалим. Мысль осуществить неосуществимую до сих пор мечту побывать на Святой земле радостно затрепетала в душе. Слава Богу, близкие по приезду домой неожиданно дали согласие, помогли деньгами, снарядили записками от верующих и мы оказались в самолете…
– А я, представляете, ступила на Святую землю в день своего юбилея. Это такой подарок, о котором я и мечтать не могла, – призналась очень хорошо подкованная в истории православия и Святом Писании женщина.
– Знаете, а вот я долго сомневалась и мучилась: ехать или нет, – волнуясь, сказала еще одна из прихожанок. – А теперь думаю, ведь я же могла отказаться от такого счастья! Как я благодарна женщинам, которые развеяли мои сомнения!… Еще домой не вернулась, а уже снова мечтаю здесь побывать.
С благословения протоиерея Григория, благочинного церквей Ивацевичского благочиния, сборная из разных приходов группа прихожан в количестве 33 человек с отцом Виталием, отцом Геннадием и дьяконом Кириллом 12 февраля отправилась на 7 дней в Землю обетованную.
Путешествие проходило благополучно, если не считать, что все казалось нереальным. Это ощущение не оставляло меня всю неделю пребывания на Святой земле. Все происходило как будто не со мной. Сегодня я соглашусь с утверждением, что никакие рассказы, видео и фотографии не в состоянии передать те ощущения, которые испытывает каждый паломник, ступивший на Святую землю. Здесь надо побывать самому, подышать этим воздухом, посмотреть своими глазами и ощутить мощь и силу молитвы у гроба Господня, на Голгофе, у стен монастыря Святого преподобного Саввы Освященного…
В аэропорту Тель-Авива нас уже ждал гид – доктор исторических наук, профессор Московского университета, археолог-античник Николай Игоревич Винокуров. И что самое главное – православный верующий. Этот акцент делаю не случайно, так как на этой земле сплелись разные направления религии, и самому очень трудно разобраться, где тебе полезно побывать, а от чего надо воздержаться. С его помощью мы попробовали пройти дорогой пророков и апостолов, побывали в очень значимых для Православия храмах, а еще в тех местах, где редко ступает нога паломника. Каждый день начинался, отмечу сразу, с молитв, почти в каждом храме, где мы побывали, вместе с батюшками пелись величания Святым угодникам, превозносилась хвала Богу и Божией Матери. В программе были помечены примечания: одна звездочка – посещение при благоприятной политической обстановке, две – посещение по благословению. И что интересно, там, где нас встречали запертые двери, там «открывали» их молитвы и песнопения. И чудным образом препятствий нигде не встретилось. Даже при том, что мы жили пять дней в Вифлееме и каждый день пересекали пограничный пост Палестинской автономии, чтобы попасть в Иерусалим, нас ни разу не проверили и не задержали автобус. Хотя бывало всякое, вплоть до того, что на посту могли не только проверить паспорта, а и заставить раздеться и разуться, говорил гид.
Вот эти бетонные стены, автоматчики и вроде бы мирная жизнь, первое, что меня поразило в этой маленькой стране. Как здесь, на земле, где должна по идее царить только любовь, может такое происходить, не укладывалось в моей голове. И чувство горечи охватило душу: «Иерусалим! Иерусалим! избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать чад твоих, как птица птенцов своих под крылья, и вы не захотели!» – вспомнились строки из Евангелия от Луки.
Второе, что удивило, это пейзажи. Они постоянно меняются: то это горы и возвышенности, на которых лепятся каменные дома с плоскими крышами, то оливковые и пальмовые рощи, то равнины, где несколько раз в год убирают овощи, то пустыня с еле заметной растительностью и редкими поселениями, то прекрасное Галилейское море и река Иордан с чистой водой и, если еще добавить цветущие деревья, кусты, цветы и солнце, то все это и есть Земля обетованная. В жилых кварталах на крохотных пятачках земли, сжатых бетоном, умудряются расти деревца и кустарники. Причем рядом с цветущими деревьями и кустарниками, на деревьях висят спелые лимоны, мандарины, грейпфруты. Плодородный слой земель невелик, сама земля не черная, а каменистая, серовато-оранжевого до красного цвета, но удивительно плодородная. И погода – смешение разных погод: то солнце, почти летнее, то проливной дождь, откуда ни возьмись, то через пять минут и следа нет от дождя, только яркая радуга, напоминает о дожде, то ветер ласковый, то как штормовой.
В окружении мусульманских мечетей, синагог, как путеводные звездочки, попадаются православные участки с храмами иной раз и с золочеными куполами. Они тоже кажутся стесненными, зажатыми со всех сторон, но выглядят островками рая на земле. Участки эти благоухающие, с павлинами, довольно распускающими свои хвосты, с цветущими розами, садами, целебными источниками и… неиссякаемой верой, сильнее кремния, пережившей столько испытаний на прочность за многие века и не иссякнувшей и доныне. Места настолько намоленные, что иной раз, без казалось бы твоего участия, эмоции зашкаливают, всё внутри дрожит от волнения и плачет душа.
Первый наш групповой снимок был сделан у часовни вознесения Господня, которая находится недалеко от Елеонского русского монастыря, на том самом месте, где Иисус Христос вознесся во славе. Внутри в каменном полу обозначен кусок скалы, на котором, по преданию, отпечаталась стопа Господа, отчего это место получило название «Стопочка». При царице Елене на месте Вознесения Господа была воздвигнута церковь, которая со временем была разрушена персами. Далее она частично восстанавливалась. Но мусульмане превратили эту церковь в мечеть. До сегодняшнего дня это святое место принадлежит мусульманам, которые за определенную плату позволяют христианам посещать это святое место. Правда, мы этого не почувствовали, то ли потому, что все расходы были включены в стоимость поездки, то ли благодаря авторитету нашего гида-археолога. Отсюда начался наш путь. Мы погрузились в другой мир.
Наш гид много говорил об архимандрите Антонине Капустине, главной заслугой которого на посту начальника Русской Духовной Миссии в 19 веке стало приобретение многочисленных земельных участков Святой Земли, связанных с преданиями о важнейших событиях палестинской истории, строительство храмов и монастырей, паломнических приютов и школ для местного арабского населения. Наследство, которое Антонин оставил России и Русской Церкви, – Дуб Мамврийский, вершина Елеона, где он впоследствии и был похоронен «в самой близости к небу», Горняя, участки в Иерихоне, Яффе, Тивериаде – не только по духовному, но и по историческому и материальному значению своему неоценимо. Сегодня эти места сияют путеводными звездочками, притягивающими христиан-паломников.
Гора Елеонская, панорама древнего Иерусалима, Русский Спасо-Вознесенский монастырь, место обретения честной главы Иоанна Предтечи…В Гефсиманском саду, где Иуда предал Христа, растут шесть олив, которым около двух тысяч лет. Место моления о чаше… Представляете, Многомилостивый Христос и ты, стоящий в Гефсиманском саду у того же камня, где молился о чаше до кровавого пота Спаситель… Там, на Святой земле, наиболее остро осознаешь как переплетается в тебе вся твоя никчемность и желание возвышенности, там, как будто со стороны, видишь отчетливее свою духовную немощь и слабость в борьбе с искушениями. Там понимаешь, что ты еще ничего не достиг в духовной борьбе, но уже и не можешь не стремиться взобраться хотя бы на первую ступенечку Иоанна Лествичника. Но там же даже далекие от веры, но чистые сердцем, получают блаженства и исцеления враз, там поистине оживает Ветхий и Новый Завет, там ощутимо присутствие Иисуса Христа, наполняющего наши души слезами раскаяния и источником света и счастья…
Ступеньки вниз, ведущие к Гробнице Божией Матери…«Радуйся Радосте наша, покрый нас от всякого зла честным Твоим амофором…» Поют все, пою и я, хотя никогда не пела. Тихонько, но от пения, от ощущения единства непонятной радостью наполняется сердце.
Красивейшее место – русская Гефсимания. Здесь расположен монастырь Марии Магдалины. Здесь же мы приложились к мощам святой великомученицы великой княгини Елизаветы Фёдоровны, и святой великомученицы Варвары. И здесь, спускаясь по ступенькам, я вдруг заблудилась. На короткое время осталась одна. И так страшно стало. Забыла, что и ступеньки преодолеваю с тяжестью. Вверх, вниз – нигде никого. Возвращаюсь, а монахиня мне говорит, что здесь нельзя заблудиться, все ступеньки ведут к выходу.
Ощущаю усталость. Видимо, сказывалось эмоциональное и физическое напряжение от пребывания в таком святом месте. Но гид говорит, что это только начало программы.
Претория – место заключения Господа Иисуса Христа. Глядя на каменные отверстия для ног, невольно оживает в голове фильм Мела Гибсона «Страсти Христовы»
. Страдания Господа оживают, приливает от волнения кровь к голове…
Алек
сандровское подворье – единственное в Старом городе Иерусалима и самое близкое к Храму Гроба Господня русское владение. Земля, на которой стоит подворье, была приобретена в 19 веке у эфиопского духовенства, и первоначально предназначалась для здания русского консульства. Когда на этом месте начались раскопки, то неожиданно обнаружены были Порог судных врат, «игольное ушко», о котором есть упоминание в Евангелии. Судными эти Врата назывались потому, что перед ними приговоренному в последний раз зачитывался приговор; после этого он уже не подлежал обжалованию. Таким образом, благодаря Антонину Капустину, начальнику Русской Духовной Миссии, был найден еще один подлинный камень, по которому ступала нога Христа, непосредственно перед восшествием на Голгофу. Вблизи порога Судных Врат был найден участок стены с узким, расширяющимся кверху отверстием, достаточным, чтобы человек мог пройти, согнувшись. Этот проход использовался для прохода в город в ночное время, когда городские ворота запирались. Из-за своей формы эта калитка носила название «игольное ушко», она упоминается Спасителем в известной притче: «удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие». (Лук.18:25).
В полдень мы пытаемся попасть в храм Воскресения Христова. Но Дамасские ворота – вход на улицу Via Dolorosa – улицу Крестного пути Господа, преграждает бесконечный поток мусульман, которые шли с молитвы. Пятница у мусульман – выходной. Зрелище впечатляющее: стена мужчин. А вдоль их пути опять же мусульмане мужского пола продают всякие яства, свежую клубнику, горячие запеканки, запчасти, одежду, сладости, можно сказать, одно рядом с другим прямо чуть ли не с земли. Раздаются крики, возгласы чужой речи, стена мужских плеч остается такой же плотной, но во время ее шествия, кто-то что-то успевает купить, кто-то умудряется ехать на мотоцикле, тащат крытые коляски с больными людьми… Впечатление хаоса и в то же время заведенного порядка, по которому здесь живут. И невольно промелькнула мысль, как было бы здорово, чтобы в наши храмы ходило столько мужчин, как укрепились бы мы и наши дети, глядя на пример отцов, в вере православной. Мы попробовали по краю протиснуться навстречу потоку, но вскоре поняли, что не получится, и лучше переждать этот поток. Ждали минут 15.
В лавке по пути покупаем восковые свечи, чтобы зажечь их у Гроба Господня и привезти благодатный огонь домой близким и знакомым. И вот мы в святая святых – храме Воскресения Христова. Здесь полно народу. Я снова боюсь потеряться и не отхожу, чтобы поставить свечу или подать записки. Плотная стена паломников медленно продвигается к Кувуклии. Кувуклия – это место, где был похоронен Иисус Христос. Гробница опоясана шахтерскими шпалами, привезенными из России, чтобы хоть как-то оградить сооружение от стремления паломников «отгрызть» кусочек святыни. Здесь гид напоминает о книге, которую когда-то и мы читали семьей, в которой идет речь о монахе, спрятавшемся в нише Кувуклии, чтобы воочию убедиться как сходит благодатный огонь на Пасху от Гроба Господня. Он просидел там почти всю страстную седмицу до пятницы. И был поражен увиденным. Я не успеваю ничего ощутить, когда оказываюсь внутри Кувуклии. Успеваю только стать на колени и слышу недовольный возглас на греческом. Наверно из-за того, что людей много, процесс посещения нельзя затягивать.
Мраморная плита на гробе Господнем влажная. Подсознание запечатлевает удивление, почему она влажная. Вход и выход из Кувуклии лицом. Поднимаемся на Голгофу. Снова широкая очередь. В это время идет католическая служба. После ее завершения доступ к Голгофе возобновлен. Но снова мы не успеваем все приложиться к святыне. Начинается армянская служба(рис.). Звучная. Голосистая. Я смотрю на лица молодых парней и завидую им. Какие они счастливые, что поют в таком Святом месте. Камень помазания… А на улице проливной дождь. Но он вдруг заканчивается.
В конце дня ощущение неимоверной усталости. В голове осталось одно выражение. На вопрос помощнику гида, проживающему в Иерусалиме: « Трудно здесь жить?», православный мусульманин ответил: «Хорошо живет здесь тот, кто понимает, почему он живет в Иерусалиме».
… На следующий день нас ждала еще одна незабываемая встреча с храмом Воскресения Христова: вечером в 23 часа мы отправились в этот храм на ночную Литургию. Желающие исповедовались накануне вечером в гостинице у наших батюшек, чтобы причаститься в этом святом месте. …Снова встали в очередь в Кувуклию. И теперь я уже вспомнила, что мраморная плита каждый день покрывается миро, потому она влажная. Это тоже одно из чудес, которое мы могли лицезреть своими глазами. Паломники стараются приложить к Гробу платочки, иконки, собирают миро ваткой, чтобы привезти домой частичку этой святыни. Батюшек наших гид уводит за престол. Начинается служба на греческом языке.
Я пристраиваюсь у входа в Кувуклию. Вскоре не чувствую ног. Пяткой обнаруживаю углубление в каменном полу и с наслаждением опускаю в него ногу, чтобы хоть одна нога передохнула. Рядом стоят греки. Они подпевают своим служителям. Сбоку и сзади русские, украинцы, белорусы и еще не знаю кто, словом, тысячи. Но сама служба проходит в глубине храма, а у Кувуклии все стоят в ожидании священства. И все же от усталости я покидаю свое удобное место и поднимаюсь на Голгофу. Здесь менее многолюдно. Наблюдаю сверху, как идет служба в храме. Красиво, торжественно. Потом обнаруживаю, что очередь к Голгофе не такая уж и длинная и становлюсь в нее. Некоторые дремлют на лавках у стен. Я тоже пристраиваюсь на время. И слышу рядом, как одна русская женщина говорит молодице одной: «Иди, милая, приложись еще, когда еще сюда снова попадешь!» И я думаю, а действительно, почему бы не приложиться еще. И еще! И вот уже и свечечку можно купить, и записочку написать. И все вокруг стало такое близкое и родное. И совсем не страшно потеряться. Когда голоса певчих удалились, спускаюсь снова к Кувуклии. Снова мне везет пробраться почти вперед. А здесь, о Боже! Наш дьякон Кирилл в центре стоит и читает Евангелие на русском! Представляете, на службе у Гроба Господня!. Наши защелкали фотоаппаратами, мобильниками, планшетами. Стало так торжественно, так вдохновенно, что слезы градом полились из глаз. Как потом рассказал отец Кирилл, на службе было 12 священников из Беларуси, и только его, как единственного дьякона, благословили читать Евангелие. Даже наш бывалый гид был удивлен, обычно русским батюшкам греки разрешают на литургии только несколько возгласов на русском. На праздничной ночной Литургии накануне Сретения служили четыре владыки из разных стран, в том числе и из Греции. И вот причастие. Кажется, вся толпа народу – вся к Причастию. Нас проводит отец Виталий поближе. Мы причащаемся, и, собравшись у Камня помазания, возвращаемся счастливые в гостиницу в пятом часу утра. Настроение как на Пасху.
Валентина Бобрик. Фото Юрий Пилипчук.
Продолжение.
Как мы уже писали, группа прихожан от прихода храма иконы Божией Матери «Державная» побывала в Иерусалиме, Вифлееме, Галилее, где сама земля дышит святостью. Со времени поездки прошло много времени, а увиденные картины и эмоции продолжают согревать сердце состоянием праздника. В числе паломников посчастливилось побывать и автору строк. И сегодня в продолжение рассказа о главном путешествии в жизни каждого православного христианина, остановимся на самых ярких моментах.
Горненская обитель. На следующий день путешествия мы побывали в Горненском женском монастыре русской духовной миссии. Это место встречи девы Марии с родственницей Елизаветой, которая уже носила во чреве будущего Крестителя Иисуса Иоанна. Здесь когда-то был загородный дом пророка Захарии, мужа Елизаветы. Эта земля также была приобретена архимандритом Антонином Капустиным, начальником Русской Духовной Миссии, в 19 в. Он хотел, чтобы это была община, чтобы сестры жили в отдельных домиках с небольшими огородиками и один раз в неделю собирались на молитву в храме в честь иконы Казанской Божией Матери. Но после смерти архимандрита община превратилась в монастырь. До сих пор на территории Горненской русской обители стоят небольшие домики на террасах, вырубленных в горе. Вся территория, как ухоженный тенистый парк, засаженный оливами, соснами, цветущими кустами, цветами. Дорожки поднимаются все выше и выше к возносящемуся к небу храму с золотыми куполами. В этом чудном месте мы снова вместе сфотографировались.
Хеврон. Хеврон отличается от других мест Палестины. Здесь часто и обильно идут дожди. Земля красная, плодородная. Выращивают здесь оливки, виноград, злаковые. Из производств развито производство стекла и керамики. В одной из лавок, где нам показали производство и роспись керамических изделий, мы купили тарелки и другие сувениры с ручной росписью.
Этот древнейший город, неоднократно упоминаемый в Библии, когда-то был центром исторической области Иудея. Считается, что на его территории еврейское население жило непрерывно около трех тысяч лет, вплоть до погрома в 1929 году. Он и сейчас одно из крупнейших поселений в Иудейских горах, с жителями, разделенными на две части и проживающими в двух независимых друг от друга секторах.
Один сектор (Н1) населяют арабы, другой (Н2) — немногочисленные израильтяне: евреи и палестинцы. Христиан на этой земле почти не осталось. Постоянные боевые действия, ведущиеся между секторами, вынуждают местных евреев жить под охраной армии. Этот город помечен в нашей программке двумя звездочками – то есть посещение его возможно по благословению и по возможности. Для нас всё складывается благоприятно, и мы едем к православным святыням: Свято-Троицкому мужскому монастырю и к знаменитому Мамврийскому дубу, под которым отдыхающему от зноя Аврааму явились три ангела в образе путников, предвозвестившим ему, что он станет началом многих народов.
Монастырь Святой Троицы находится в арабской части города. В 19 веке Русская Духовная Миссия, благодаря незаурядным дипломатическим способностям Антонина Капустина, купила участок земли с Мамврийским дубом. В то время было немыслимо даже мечтать купить здесь участок земли. По здешним законам ты мог заплатить деньги и земля все равно бы тебе не принадлежала. А надо было, чтобы земля была оформлена в дарственную. Капустину удалось выкупить у разоренного шейха участок Мамврийской дубравы, который тот ему продал с оформлением дарственной. Но через три года тот человек, который продал этот участок, был зарезан соплеменниками. Но вернуть эту землю мусульмане уже не смогли. На этом участке не разрешалось строить храм. Поэтому сначала построили дом паломника на 2000 мест и башню, из которой Капустин любил наблюдать за небом. А вскоре, благодаря Капустину здесь был построен и Троицкий храм.
Так в сердце мусульманской территории есть русский участок с Мамврийским дубом. Возраст дуба около пяти тысяч лет. Считается, что именно он непосредственный участник происходящих в Ветхом завете событий, когда Аврааму явились три ангела. До 90-х годов 20 века дуб был покрыт листвой, однако на сегодняшний день он представляет из себя засохшее дерево.Кора дуба почитается за святыню, поэтому многочисленные желающие приобщиться к библейской истории во многом поспособствовали уничтожению дерева с тысячелетней историей.
Нас на территории монастыря встретил архимандрит Алексий. Мы пропели тропари, и отец Алексий повел нашего гида показывать обустройство территории монастыря. По словам гида, здесь все сильно изменилось. А отец Алексий, агроном по образованию, рассказал о подготовке почвы к закладке виноградника, показал обнаруженную гробницу с камнем, точь-в-точь совпадающим с вырубленным отверстием в скале. Смотришь и не можешь поверить, как можно было его выпилить так ровно в те времена. Говорят, камень плотно задвигался один раз после погребения, и отвалить его было невозможно.
Здесь у стен храма завязалась дискуссия о том, что сейчас наблюдается мировая тенденция вырождения естественных растений, из семян которых можно получать хороший урожай. И глобальный план наших врагов таков: для контроля над всей продукцией надо сначала возыметь контроль над семеноводческой отраслью. Если в твоих руках продовольствие, значит, ты можешь диктовать условия, значит, ты владеешь миром.
Лавра Саввы Освященного
Получив благословение, мы едем в Лавру Саввы Освященного. Местность гористая, пустынная. Из большого автобуса мы пересаживаемся в «бусики», потому что дорога извилиста и опасна. Гид напоминает нам, что это территория Палестинской автономии, а место расположения лавры – Иудейская пустыня. Часть пути мы проходим пешком. И глазу открывается невероятная картина. Круглая башня, а за ней пропасть, в сторону и немного вниз – каменные стены монастыря. Башня была построена рядом с лаврой в честь матери Саввы – Софии, которая хотела проведать своего сына, но ее по строгому уставу монастыря не пустили к нему. Мать так и умерла, не повидав сына. После ее смерти «Женская башня» стала использоваться как гостиница для женщин, желающих жить рядом с лаврой. Давняя традиция, запрещающая вход в монастырь женщинам, жива и сегодня.
Двери долгое время не открываются. И мы поем с батюшками величания. И вот скрипнул засов. Мы передаем записки через наших батюшек, и мужчины уходят в монастырь, а мы остаемся у стен. Арабы, которые «путаются» возле монастыря, дарят женщинам цветущие маки, подхватывают из рук монаха, показавшегося в дверях монастырской стены, и услужливо стелют нам подстилки, чтобы мы отдохнули на каменных скамейках. Как говорил нам гид, сегодня в монастыре подвизается 20 монахов греков, румын, из них двое – русские. Строгий устав, аскетическая жизнь монахов, каждодневные службы – все это не менялось с момента основания Лавры. А основана она была преподобным Саввой в 5 веке. К концу жизни Святого Саввы в основанном им монастыре проживало до 5000 иноков. Много раз за время своего существования Лавра опустошалась, монахи уничтожались, но дивно устроенная Богом обитель возрождалась вновь и вновь. В начале XII в. лавру посетил русский паломник игумен Даниил, писавший о ней:
«Лавра святого Саввы находится в долине Иосафата, в Юдоли плача, которая начинается от Иерусалима и идя от Гефсимании, эта долина проходит сквозь лавру и доходит до Содомского моря. Лавра же святого Саввы устроена Богом чудесно и непередаваемо словами. Тек некогда поток страшный и очень глубокий и обезводел, берега у него были высокие, на тех обрывах и лепятся келии — прилеплены и утверждены от Бога каким-то чудесным и страшным образом. На высоте ведь той стоят келий по обоим берегам потока того страшного и лепятся на скалах, будто звезды на небе утверждены. Церквей же три. Среди же келий тех западнее есть пещера чудесная под скалой каменной, а в той пещере церковь святой Богородицы».
В 19 веке средства России монастырь был восстановлен и укреплен, а сегодня это греческий монастырь.
Но даже не побывав внутри монастыря, для женской половины, оставшейся у стен Лавры Саввы Освященного, этот день произвел неизгладимое впечатление. Русский монах, который вышел к нам раздать иконки Саввы Освященного и масло из лампадки Святого Саввы, которое просят паломники для больных раком, тихим голосом стал говорить простые истины, переворачивающие душу. Кто плакал сразу, кто рыдал потом, но каждый из нас почувствовал, насколько суетно мы живем, как мало в нас христианской жертвенной любви, как не умеем мы быть примером для наших детей в духовной жизни. А наши молитвы… Если и находится для них пять минут, то читаем их лишь бы поскорее прочитать, но не сердцем, не со слезами раскаяния, очищающими душу. И с каждым словом его нельзя было не согласиться.
Впечатлены были и мужчины нашей группы. Одни парень не удержался и сказал: «Если бы не был женат, то остался бы здесь».
Помнится, я впечатлена была когда-то проповедью отца Грирогия, благочинного церквей Ивацевичского благочиния, о том, как в этой лавре нес свой монашеский постриг Иоанн Дамаскин, молитва которого есть в вечерних молитвах в каждом молитвослове. Этот святой в лавре в 6 веке принял монашеский постриг и прожил здесь около 50 лет. Долгое время поначалу этот образованный монах нес послушание – чистил отхожие места. По промыслу Божию, впоследствии он написал три трактата в защиту иконопочитания. Чтобы помешать Иоанну бороться с ересью иконоборчества, от его имени было составлено подложное клеветническое письмо и отправлено в Византию. За это Иоанн был отстранен от должности и наказан отсечением кисти правой руки, которая была повешена на городской площади. Спустя некоторое время Иоанн получил отсеченную руку обратно и, затворившись у себя, приложил кисть к руке и стал молиться перед иконой Богородицы. Через некоторое время он заснул, а проснувшись, обнаружил, что рука чудесным образом приросла. В благодарность за исцеление Иоанн приложил к иконе сделанную из серебра руку, которая воспроизводится на многих списках иконы, получившей название «Троеручица». Также в благодарность об исцелении им было написано песнопение «О Тебе радуется…». В Лавре сохранились пещера, в которой жил Святой Иоанн Дамаскин, и его гробница.
Представляете, как волнительно было находиться у стен, где несли свой монашеский подвиг такие святые. Мало того, по приезду домой, когда начался Великий пост, я сделала для себя еще одно открытие. Великий покаянный канон Андрея Критского, который читается четыре вечера подряд в первую неделю поста в церкви на коленях и при свечах, был написан Святым Андреем Критским, который тоже оказывается жил в Лавре Саввы Освященного. Это память на всю жизнь. Теперь всегда, когда будет читаться этот канон в первую неделю Великого поста или в день Марииного стояния (служба, когда этот Покаянный канон читается за один молебен), сразу будет представляться Лавра Саввы Освященного.
Вифлеем.
Здесь в гостинице мы жили пять дней неподалеку от храма Рождества Христова.
Храм Рождества Христова построен в 326 г. н.э. при императоре Константине. Разрушался и неоднократно восстанавливался. Имеет форму креста и очень низкий вход, чтобы входящий склонил голову перед его святостью. Зданием владеют три конфессии: греческая, католическая и армянская.
Мы попадаем в Святая Святых – пещеру Рождества Христова, ранним утром, накануне отъезда из Вифлеема. Русская чудотворная икона Божией Матери «Вифлеемская», виденная неоднократно на фотографиях и в фильмах Звезда, окруженная лампадами, вот она передо мною, на расстоянии вытянутой руки. Мне казалось, она должна быть большой, но она маленькая, и от этого еще трогательнее чувства. Я припадаю к ней на секунды, за мной – очередь из других групп. Место Рождества Христова – маленькая пещерка. И углубления в колонне в форме креста, в которые паломники стремятся погрузить пять пальцев одной ладони. Хочется при этом загадать желание.
Внизу небольшой храм, где хранятся останки младенцев, убитых по приказу царя Ирода. Мощи младецев, кстати, есть в мощевиках со святыми в храме иконы Божией Матери «Державная»
В деревушке, недалеко от Вифлеема, целый год богомольцем жил Николай Чудотворец. Каждое воскресение он причащался в храме Рождества Христова.
Мы на Поле Пастушков в деревне Бейт Сахур. Здесь когда-то Ангел возвестил Пастухам о рождении Спасителя. Крипта пастушков. Православный греческий храм. Пещера волхвов. Лавра Святого Феодосия Великого… Всюду с молитвами, песнопениями.
Читать далее