храм Державной иконы Божией Матери г.Ивацевичи
По разному называют люди тех, кто посвятил жизнь Высшему. Учителями, Богами, Мучениками, Святыми — но все они, в разное время, служили самоотверженно человечеству. Эти люди представляют, как бы, живые вулканы, извергающие напряженную энергию. То, что должны сделать миллионы людей — делают отдельные личности, которые всегда приходят к человечеству на поворотных этапах его истории. Таким был и Сергий Радонежский.
Сергий Радонежский родился в 1314г. в семье бояр Ростовских Марии и Кирилла и был наречен именем Варфоломей. Дом его находился в 4-х верстах от Ростова Великого. Воспоминание Марии: «Ещё в чреве матери Бог избрал его на служение Себе. Незадолго до его рождения мать будущего святого пришла к литургии в церковь. Перед самым началом чтения Евангелия младенец в её чреве так громко вскрикнул, что голос его слышали все, стоящие в храме. Во время херувимской песни младенец вскрикнул во второй раз, а когда священник произнес «Святая-Святых» — в третий раз послышался из утробы матери его голос. И все сделали вывод: «Придет на свет великий светильник миру и служитель Пресвятой Троицы».
И родился этот мальчик. Он отличался от других детей. Мать его вспоминает: «С первых дней младенец показал себя строгим постником». В те дни, когда мать ела мясо, младенец не пил молоко, отказывался. Заметив это, мать вовсе отказалась от мяса. Когда ему исполнилось 7 лет, он со старшим и младшим братом был отдан в церковную школу в учение грамоте. Грамота ему плохо давалась, и он от этого очень страдал. Он не любил шумных компаний, а любил уединение и общение с природой. Однажды отец послал сына привести лошадей с поля. На поляне он увидел старца, который молился. Он подошел к нему и поделился горем, что грамота ему тяжело дается, и попросил старца помолиться, чтобы бог дал ему разум в учении, и стал рядом, и начал молится. Закончив молитву, старец вынул из-за пазухи просфору (маленький хлебец) и дал мальчику и сказал следующие слова: «Сие дается тебе в знамение благодати Божьей и уразумения Святого писания. Отныне дает тебе Господь разум в учении».
Сергий очень попросил его посетить его родителей. Родители встретили старца гостеприимно. И поведал он им, что их сын — избранник Божий и что он пришел на землю с определенной миссией — давать людям Знание и учить их выполнять Божьи заповеди. «Велик, будет Ваш сын перед Богом и людьми».
В одном из набегов татар семья была разорена, и родители переехали в Радонеж. И остаток дней доживали в монастыре. Святой Сергий с того времени без всякого затруднения изучал священные книги, легко давалась ему грамота, и все восхищались его разумом и добротой его сердца. Рано почувствовал он любовь к молитве и стал посещать церковь. Когда не стало родителей, он вместе со старшим братом Стефаном в 40 верстах от Радонежа нашел пустынное возвышенное место в лесу, недалеко речка и стали строить церковь и жильё для себя. Построив церковь, освятили во имя Святой и живоначальной Троицы. Но брат не смог долго выдержать одиночества и тяготу и уехал в Москву, а Сергий остался один. И пошли дни и месяцы одиночества. Но они прошли недаром. Он полностью посвятил себя духовному миру. Читал священные книги, занимался богомыслием, произнося молитвы и работая над собой, чтобы победить в себе страсти, он наложил на себя строгий пост; по средам и пятницам — вообще отказывался от пищи, а в другие дни питался только хлебом и водой. Он возненавидел свою плоть, чтобы спасти свою душу и выработать сильную волю. Благодаря этому установилось внутреннее равновесие в нем, и огонь сердца нашел постоянную меру горения, не будучи еще в монастыре он вел монашескую жизнь.
После смерти родителей, все, что родители оставили ему, раздал, даже на пропитание ничего не оставил. Благодаря сильной воле и сильной любви к Богу и строгой дисциплине он решил принять пострижение в монахи. Ему было 23 года и Варфоломею было дано имя Сергия. Это был человек необыкновенной доброты, отзывчивости к людскому горю, в нем горела ничем не сломимая вера, ясная радостная бодрость, помогающие ему в трудные минуты и привлекающие всех. Никому не было отказа в его любвеобильном сердце.
Наконец пришли к нему желающие подражать ему. И сказал он: «Приемлю Вас, но да будет известно каждому, что если пришли работать Богу и хотите здесь со мной безмолвствовать, то уготовайте себе претерпеть беды и печали, нужды и недостаток, ибо многими скорбями подобает нам войти в царство небесное». Сергий говорил спокойно, не любил он длинных речей, говорил кратко, часто притчами.
Он говорил своим ученикам: «Кто хочет быть меж нами первым, да будет всем слугой». Он обладал даром внушать к себе уважение. Великая справедливость покоряла сердца, Его любимым словом, было слово «Дерзайте», а любимой заповедью: «Глазами сердца смотри». О нем пишут, что он был, как раб купленный, ни минуты не сидел без дела. Он был и пекарем, и поваром, и плотником, и выполнял самую тяжелую работу. Своим воздержанием, смирением и благочестивой жизнью Сергий подавал пример для других. Они пребывали в посте, молитве и постоянных трудах, то шили одежду, то переписывали книги, то возделывали огороды. Равенство было и взаимозаменяемость друг с другом. Очень поощрял Сергий творчество. Ежедневно совершал Пресвятой Сергий Божественную литургию. Всегда сам приготовлял просфоры. Собственноручно молол для них пшеницу и любя, с молитвой выпекал этот маленький хлеб, и к этому делу никого не подпускал.
Было у него 12 учеников. Но пришел к нему из Смоленска архимандрит по имени Семеон. Отказавшись от своего положения, с чувством глубокого смирения, он попросил принять его как простого монаха, и Сергий принял его. Симеон принес ему своё наследство и благодаря этому, монастырь стали расширять. 12 учеников трудились в поте лица, они расчищали лес под монастырские кельи. Сергий умел в себе соединить черты кротости и строгости. Введена была строгая дисциплина, каждый должен был контролировать свои мысли, чувства, поступки, при этом вырабатывая внутренне равновесие. В каждом ученике он находил прекрасные зерна, развивал их незаметно, помогая очищать его душу и тело, и всегда каждый ученик находил своё место в общем деле служения людям. Не разрешалось вечером приходить друг к другу. Каждый должен был заниматься своим любимым делом, богомыслием и развивать какое-нибудь творчество. Запрещалось ни при каких обстоятельствах не ходить по селам и просить подаяние. Сергий создал практическую школу нравственности. Он привел в движение и оживил Дух народа. Он был всегда примером для всех.
Вспоминают случай, когда он 3 дня ничего не ел. Тогда он пошел к ученику и сказал «Я слышал, что тебе нужно построить сени, а у меня руки праздны. Давай-ка я тебе построю?» — » Но ты ведь дорого возьмешь?» — «Дорого не возьму, разве угостишь хлебом, я знаю, что у тебя есть хлеб». Ученик вынес решето с гнилым хлебом, который сам не ел. Но Сергий сказал, когда работу сделаю, тогда и возьму. Построив сени, он с достоинством взял это решето с хлебом, несмотря на то, что его обидели и оскорбили, но он ни единым словом не попрекнул ученика. Это был человек, который жил только для других. Не жалеть себя, отказывать себе — это было частью его природы. Когда ему было чуть более 30 лет, он получил чин игумена, но он долго отказывался от этого чина. Он не любил властвовать.
Однажды, когда пролетело недовольство, что каждый был единомышленником, а теперь всё общее, и это необходимо было изменить, т.к. появилась зависть друг к другу. Его старший брат говорил людям: «Какой Сергий игумен, я ведь старше и строил с ним монастырь. Я должен быть игуменом». Тогда Сергий все оставил и ушел к своему другy в Кержечь. Нашел другое пустынное место и стал строить другой монастырь. Изо дня в день стал пустеть старый монастырь. Одни ушли, другие перешли в другие монастыри, а самые преданные стали искать своего учителя, и, найдя его, присоединились строить монастырь. Те, кто остались в старом монастыре, поняли, как нужен им был Сергий, и стали просить его вернуться, прося у него прощение, и он вернулся. Описывается, как его встречали. «Умилительно было видеть, как одни со слезами радости, другие со слезами раскаяния, ученики бросились к его ногам, одни целовали его руки, другие ноги, третьи — саму одежду его, другие крестились от радости. Хвала тебе, Господи, что сподобил ты нас, осиротевших, было увидеть нашего отца. И Преподобный, радовался Духом, видя любовь и раскаяние чад своих, утвердившихся в преданности и послушании. Так Преподобный еще раз доказал, что не насилие, а любовь и свобода всё побеждают.
Много различных чудес происходило благодаря молитвам подвижника. Слепые — прозревали, хромые — шли, прокаженные — очищались, глухие — слышали, словом все с верой приходящие к Святому, какими бы ни страдали недугами, получали телесное здоровье и нравственное очищение. Господь даровал своему угоднику чудодейственную силу. Он мог даже воскрешать умершего. Очень многие видели необычайный пламень, исходящий из руки Преподобного и окружающий eгo огонь. При литургии ученики все видели видение.
Сергий сказал: «Если сам Господь открыл вам, то могу ли я утаить сие? Тот кого вы видели, был Ангел Господень. Не только ныне, но и всегда, когда мне, недостойному приходиться совершать литургию, он Божьим изволением, служит вместе со мной. Вы же строго храните в тайне, пока я жив». Сергий поднял Дух народа, и когда напал на русскую землю Хан Мамай, Дух народа был уже поднят. Хан грозился, что уничтожит русскую землю, разорит церкви, уничтожит русский народ. Дмитрий Донской пытался дарами укротить ярость татар, но Хан был неумолим и двинулся к пределам земли Русской.
Сергий был один из первых, кто укрепил Дух народа и поднял воинство на Великую Куликовскую битву. Он сказал князю Донскому: «Врага ожидает конечная гибель, а тебе князь милость, помощь и слава от Бога. Уповайте на Господа и на Пречистую Богородицу». Затем, осенив князя честным крестом, Сергий пророчески изрек: «Иди, господин небоязненно, Господь поможет тебе против безбожных победить врагов своих, и победа будет выиграна». Он нес полную чашу ответственности за народ. Его слово было, слово сердца. Сергий один из первых, кто положил почин благотворительности. Сергий веровал, что рука дающего да не оскудеет. Сергий очень дружил с Московским Митрополитом, и когда Митрополит Алексей чувствовал свою кончину, он позвал Сергия и попросил принять от него этот пост, но Сергий отказался. Но на этот пост положил глаз архимандрит Михаил Митяй. Он плел всякие интриги на монастырь, и Сергий сказал своим ученикам: «Возносящийся над сею обителью и над нашей худостью Михаил не получит желаемого и даже не увидит Царьград, ибо он побежден гордостью». Пророчество исполнилось, когда тот плыл на корабле в Царьград для посвящения, он заболел и скончался.
Сергий очень был требователен к людям, которые нарушали закон. Он говорил: «Как же мы не страшимся отбирать чужое, обижать ближнего и творить всякое зло. Разве мы не видим, что творящие неправду становятся неимущими, дома их пустеют, и память о них исчезает навсегда. И в будущем души их ждет мучение. Никогда не притесняйте сирот.
Рассказывают случай, когда в монастыре кончилась вода, тогда Сергий в молитве нашел место и окрестил его крестом и стал читать молитву, и просить Бога чтобы появилась вода. И пробился родник, и этот родник называется Сергиевым. Кто с верой пил с этого родника, исцелялся. Сохранилось и предание, связанное с Богоматерью.
Так, однажды Сергий хотел прочесть о житии Богородицы, но порыв ветра потушил лампаду. Тогда Сергий настолько воспылал Духом, что книга просияла светом небесным, и он смог прочесть без лампады. Вновь прибывшие в монастырь, подвергались испытанию по послушанию, и тех, кто выдерживал, знакомили с уставом.
Бог и Родина — вот что двигало жизнью Сергия. В конце жизни Сергия посетило благодатное видение. Это было в 1387г. в одну из пятниц Рождественского поста. Описывают так: «В эту незабвенную ночь для Троицкой обители, когда вся братия спала мирным сном, Святой же Сергий горячо молился перед иконой Божьей Матери. Сергия ослепил ослепительный свет, ярче солнечного и он увидел Царицу Небесную и апостолов Петра и Иоанна, блиставшими светом несказочным. Преподобный, не будучи в силах вынести объявшего его трепета, пал на землю. Пречистая прикоснулась к нему рукой и сказала: «Не ужасайся, избранник мой, услышана твоя молитва. Не скорби более об учениках твоих и об обители своей, не скорби более, ибо отныне она всем будет изобиловать и при жизни твоей и по смерти твоей, неотступна, буду я от обители твоей», — сказав это, Пречистая стала невидима.
Через полгода до кончины, Преподобный получил откровение о своей кончине. Он передал дела своему ученику Никону и сказал: «Отхожу к Богу, меня призывающему, Вас же передаю Господу и его Матери. Она, да будет Вам прибежищем и стеною крепкою от сетей вражеских». После чего мирно отошел. В момент представления, Лик Преподобного озарился Светом, и необыкновенное благоухание наполнило келью. Это было 25 сентября 1392 года на 78 году жизни.
Икона «Явление Богоматери» сопутствовала русским войскам во всех походах и подвигах, принося им ободрение и надежду на помощь, и заступничество небесных сил. О Сергии писали: «Свыше целебных даров от Бога, благодать дана ему, всю Российскую землю заступать от находящих врагов христианских, яко Богом данный помощник всему Государству». Не только в Москве, но и во многих других городах были основаны 35 монастырей, которые были связаны с Сергиево-Троицким монастырем.
1408г. напали татары на пределы Московские. Очень грустил ученик Никон и молился, призывая Сергия Радонежского. И увидел он видение. Появился Сергий вместе с Алексеем и Святым Петром. И сказал Сергий, чтобы он не печалился, отстроят монастырь, и будет он лучше прежнего, но он может спасти людей. Ворота лавры Преподобного затворятся и лампады погаснут над его гробницей только тогда, когда мы растратим этот запас без остатка, не пополняя его.
Когда прошло более тридцати лет одному из учеников Никона, который был учеником у Святого Сергия, было видение. «Зачем оставляют меня так долго под покровом земли во гробе, где вода окружает мое тело?» И поведал ученик Никону, и вся братия решила перехоронить гроб. Открыли гроб Преподобного, и дивное благоухание распространилось кругом, и увидели люди чудо. Не только чистое тело сохранилось целым и невредимым, но тление даже не коснулось его одеяния. По обе стороны гроба стояла вода, но она не касалась ни мощей Святого, ни его одежды. С ликованием были положены святые мощи Преподобного в новую гробницу 5 июля 1422г. в ознаменование чего было установлено празднование.
В 1608 г. враги польско-литовские атаковали Успенский собор, построенный Дмитрием Донским, но он был под защитой Сергия. Во снах, видениях, он предупреждал о каждой опасности. И враг не выдержал, отступил. Он был всем небесным ангелом и земным человеком.
В 1877г. Александр II брал благословение, когда шел на врага за освобождение славян. В самом конце ХVII века Сергиева обитель ещё раз спасла Россию, сохранив жизнь Петру Великому, давала ему деньги на строительство кораблей и других государственных нужд. Обитель всегда была забитой в тяжелое время. 1892г. — 500 лет со дня смерти, через 25 лет Обитель Троицкая была закрыта. 1919г. — перенесены мощи в музей по распоряжению властей. Спустя 600 лет мощи Преподобного еще и сегодня обладают мощным биополем.
Е.И. Рерих в письмах писала: «Осиянный Светом несказуемым стоит он невидимо видимый на ступеньках великой Лестницы Иерархии Света, готовый в указанный час устремить легионы светлых сил, готовый благословить народ свой и вождя его земного на новый подвиг».
Она пишет: «Нам, русским, уготовано спасение под Знаменем нашего Великого Покровителя и Заступника Святого Сергия Радонежского. Заповедано еще Сергию Радонежскому, третий раз спасти Россию, потому поможем ему нашим стремлением, терпением и действиями».
Знамя Преподобного — Знамя Учения Живой Этики поднято над нашей Родиной во имя её прекрасного будущего и процветания всего мира. Личность Сергия Радонежского является одним из воплощений Высочайшего Учителя Света, Владыки Шамбалы. И давайте продолжим миссию Сергия Радонежского, и будем нести в мир Свет, Любовь и Красоту.
Читать далее
СКАЧАТЬ ДЕТАЛЬНОЕ ЖИТИЕ Святителя Луки Крымского (Войно-Ясенецкого)
Святитель Лука (Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий) родился в г. Керчи 27 апреля 1877 года. Его родители родом из Белоруссии.
После окончания гимназии Валентин собирался поступать в Петербургскую академию художеств. Однако решил, что должен предпочесть такую профессию, с помощью которой можно приносить реальную пользу людям, и выбрал медицину. Одновременно с врачебным мастерством Валентин постигал и истины веры Православной.
В 20-ые годы Валентин Феликсович после защиты докторской диссертации работал хирургом в Ташкенте, при этом активно участвовал и в церковной жизни, посещая заседания церковного братства. В 1920 году на одном из церковных собраний епископ Ташкентский Иннокентий сказал ему: «Доктор, Вам надо быть священником». И эти слова Валентин Феликсович воспринял как Божий призыв. Состоялось рукоположение выдающегося хирурга в дьяконы, вскоре – в иереи. В последствии он совмещал священническое служение в Ташкентском соборе с научной работой и медицинской практикой. В больницу и на лекции доктор неизменно ходил в рясе с крестом, в операционной висели иконы, так что каждая операция освящалась молитвой.
Через три года священнического служения иерей Валентин принял монашеский постриг с именем апостола, евангелиста, врача и художника Луки. 30 мая 1923 года иеромонах Лука (Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)) был тайно хиротонисан во епископа и назначен на Туркестанскую кафедру. С этого времени начинается крестный путь Владыки.
Ему пришлось пережить множество арестов, пытки, ссылки. Но это не ослабило его веры и горячей ревности служению ближним.
В 1946 году епископу Луке была присуждена Сталинская премия I степени за выдающиеся научные труды.
Преставился ко Господу верный Его служитель 11 июня 1961 года, в день Всех Святых. На похороны его пришло огромное количество народа.
18 марта 1996 года были обретены святые мощи архиепископа Луки, которые впоследствии перенесли в Свято-Троицкий кафедральный собор Симферополя.
Господь прославил Своего угодника обильными чудесами.
Читать далее
Как высоко на земле таинство брака, освященное Церковью. В Евангелии Христос говорит о браке странные слова: «оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть» (Мк. 10,8). Оказывается, смысл брака в том, чтобы двое стали одним! Причем «одна плоть» здесь совсем не означает только лишь «одно тело». Речь идет о такой глубине единения во взаимной любви, когда два человека уже не смыслят жизни друг без друга, и каждый осознает себя как продолжение любимого, его неотъемлемую часть.
Муж и жена соединяются в одно существо, в одного человека с одной душой, но в двух лицах. «Свойство любви таково, что любящий и любимый составляют не двух разделенных, а одного какого-то человека… Тот, кто не соединен узами брака, не представляет собою целого, а лишь половину. Мужчина и женщина не два человека, а один человек», — утверждает святой Иоанн Златоуст.
Мужчина и женщина созданы друг для друга. И человек всегда ищет на земле свою половину. А «…в будущем веке верные супруги безбоязненно встретятся и будут пребывать в вечности со Христом и друг другом в великой радости», — продолжает святитель Иоанн Златоуст.
Венчание – это увенчание венцом, восстанавливающим достоинство человека. Супружеский обет дается «не покуда разлучит нас смерть», а покуда земная кончина и переход в вечность не соединят любящих супругов навеки.
Таким явился брак святых Петра и Февронии. Их любовь прошла на земле через все жизненные испытания и перешла в вечность. Для Русской Церкви эти святые имеют большое значение в первую очередь как символ особого духовного пути, на котором постижение Бога неразрывно связано с отношениями двух людей.
Благоверный князь Петр вступил на Муромский престол в 1203 году. За несколько лет до этого Петр заболел проказой и никто не мог исцелить его от тяжкой болезни. Изнемогающий от страданий, Петр во всем предался Богу, ожидая Его помощи. И Господь, промышляя о Своем рабе, направил его в Рязанскую землю. Наслышавшись о врачебном искусстве рязанских лекарей, князь Петр велел отвезти себя в те края, а своих приближенных послал вперед искать врачей.
Один юноша из княжеской свиты забрел в село, называемое Ласково. Войдя в крайний дом, он увидел девицу, занятую рукоделием, а перед ней скакал заяц. Взглянув на юношу, она сказала: «Нехорошо быть дому без ушей, а храмине без очей». Юноша ничего не понял, но решил спросить у девушки, кто живет в этом доме. В ответ он услышал: «Хозяин дома сего – отец мой, но пошел он с матерью взаем плакать. Есть у меня и брат, но тот пошел через ноги на смерть смотреть». Юноша-посланник снова ничего не понял и признался в этом деве. Та пояснила: «Если бы в доме нашем был пес, то почуяв тебя к дому подходящим, он бы лаем приход твой возвестил: то есть уши дому. А если бы в доме был ребенок, он бы увидел тебя и мне поведал: то есть очи дому. Отец мой и мать пошли на погребение мертвого и там над ним плачут, когда же они преставятся, над ними также поплачут – это и есть взаимный плач. Брат мой древолазец, по деревьям мед собирает. Забираясь на дерево, смотрит сквозь ноги вниз на землю, боясь упасть и разбиться».
Удивленный мудростью девы, юноша поведал Февронии (так звали девицу) о жестокой болезни князи и бессилии врачей. Просвещенная благодатию Божией, девушка вызвалась помочь больному излечить недуг, и княжеский посланец поспешил к Петру с благой вестью. Луч надежды на свое выздоровление засиял в душе страждущего князя, и он приказал везти себя к Февронии. За свое излечение обещал Петр девушке многие дары, но та не лукавя, поставила ему условие, что в награду за свое исцеление молодой князь сделает ее своей супругой. Петр был в нерешительности, ибо с трудом представлял себе в качестве княгини простолюдинку. Но, сильно изнемогая от болезни принял это условие.
Лечение Февронии не было мудреным. Оно основывалось на молитве и беспредельной вере во Врача Небесного. Сначала девушка приказала князю вымыться в бане, а после помазать язвы и струпья на теле «особенным» лекарством. Петр был на все согласен, но, желая убедиться в мудрости Февронии, он послал ей со своим слугой небольшой пучок льна с просьбой изготовить из него рубаху, порты и платок за то время, пока он сам будет мыться в бане. Девушку просьба князя нисколько не смутила. Она лишь попросила слугу достать с печки поленце, отсечь от него одну лишь пядь и отнести этот обрубочек Петру. А на словах велела передать, что пока она будет чистить лен, пусть князь приготовит из этого обрубка ткацкий станок, на котором можно будет соткать льняное полотно. Княжеский слуга вернулся к Февронии с таким ответом князя, что, мол, невозможно из такого малого древца и в такое малое время стан построить. Она же отвечала: «А возможно ли для взрослого мужчины из такого малого количества льна и в такое короткое время изготовить рубаху, порты и платок?»… Пока Петр мылся в бане, Феврония приготовила «лекарство» — это была обыкновенная хлебная закваска, которая по молитве девы и милости Божией возымела огромную врачующую силу. Петр помазал этой мазью свои язвы и струпы. Наутро все его тело стало здоровым и чистым, лишь только один струп остался, который князь по велению девушки не помазал.
Молодой князь подивился скорому своему выздоровлению и тут же пожалел, что так поспешно и необдуманно дал слово жениться на простой поселянке, ибо слава мира сего была ему важнее слова чести. В ушах Петра уже звучали насмешки князей да бояр над ним и его безродной женой. И решил князь отделаться богатыми подарками. Но мудрая дева не приняла их и велела передать Петру, что раз обещания своего он не исполнил и в правде не устоял, не будет на нем милости Божией.
Князь Петр отправился в Муром здоровым и радостным. Но в пути болезнь его возобновилась. И стал он за нечестие свое оструплен и изъязвлен более прежнего. Раскаялся тогда незадачливый князь и снова вернулся к блаженной деве с молением, дарами и твердым обещанием жениться на ней. И Феврония, как истинная христианка, не попомнила обиды, не выказала гнева, но кротко и милостиво приняла покаяние Петра и вновь силой Божией исцелила его. Воздав хвалу Господу, молодой князь со всей своей свитой отправился опять в отеческий град Муром и с великой честью повез туда премудрую Февронию. Венчание их состоялось в соборной церкви Рождества Богородицы, и «радость великая была во граде Муроме». Стали супруги жить в мире, любви, благочестии, раздавали щедрые милостыни, не забывая молитву и храм Божий.
После смерти старшего брата Петр принял Муромское княжество и стал в нем самодержцем.
Дьявол, враг благочестия и ненавистник любви, вложил в души бояр ненависть к блаженной Февронии за ее крестьянское происхождение и простые манеры. Их жены негодовали, что простолюдинка стала княгиней. Однако Бог, Защитник праведных, возлюбил смиренную княгиню и прославил ее милосердия ради.
Однажды один из приближенных князя пришел к нему с наветом на княгиню: «Каждый раз, окончив трапезу, не по чину из-за стола выходит, а когда ест, крошки в руку собирает, будто голодная». Присмотрелся Петр за трапезой и увидел: княгиня по-крестьянски крошечки хлебные в ручку сметает. Решил князь пристыдить жену за таковую простоту, взял да раскрыл ее ладонь с крошками, — и увидел там ладан благоухающий и фимиам. Понял тогда Петр, что благодать Божия почивает на кроткой и чистой сердцем жене его, и перестал верить наветам, но во всем доверился Февронии. И любовь их крепла изо дня в день.
Но враг не оставил своего намерения разлучить добродетельных супругов, потому что их союз, освященный Господом и скрепленный верностью и целомудрием, был для него невыносимым. Снова пришли с челобитной бояре жаловаться на княгиню; сначала просили, а потом и требовать стали, чтобы Петр взял себе другую, сановитую да родовитую жену, а Февронию предлагали задобрить подарками да отправить куда-нибудь подальше от глаз завистливых боярынь. Грозились бунтом и непослушанием княжеской воле…но князя Петра уже не волновала суета житейская, не имел он и пристрастия к мирской славе. В его сердце царствовал Христос, и как христианин он хорошо знал, что «кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и жениться на другой, тот прелюбодействует» и «что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19, 6, 9). Всей душой прилепился князь Петр к супруге своей и без нее не представлял дальнейшей своей жизни. Но ради мира и спокойствия Муромского княжества решил он покинуть родную вотчину и увезти любимую жену подальше от людской ненависти и клеветы.
Два небольших суденышка отчалили от берега. Быстрые воды реки Оки подхватили их и понесли… Куда? Князь Петр и княгиня его Феврония с несколькими верными слугами покинули жестокий и тщеславный город, все упование возложив на Творца всяческих. Чистая душа дивной Февронии чувствовала, как тяжело было Петру видеть чужие берега и смириться с мыслью о том, что родная вотчина покинута навсегда. Глубокими и проникновенными словами молитвы укрепляла княгиня себя и любимого супруга. А в Муроме тем временем началась борьба за власть.
Во время плавания в одном судне с Февронией находился человек, который смотрел на княгиню с блудными помыслами. Княгиня, угадав его дурные мысли, велела мужчине зачерпнуть и выпить воды сначала с одной стороны лодки, потом с другой. И спросила:
— Одинакова вода или одна слаще другой?
— Одинаковая, госпожа, вода.
После этого обличив его, она промолвила: «Так и естество женское одинаково. Почему же ты, позабыв про свою жену, о чужой помышляешь?»
И человек этот, поняв, что она обладает даром прозорливости, не посмел больше предаваться таким помыслам. Так, будучи целомудренна сама, Феврония давала и другим уроки целомудрия.
Но недолго продолжалось добровольное изгнание княжеской четы. Разыскали их посланники-вельможи, кинулись князю в ноги, просили вернуться в дом свой и на престол княжеский: «Господин наш князь! От всех вельмож и от жителей всего города пришли мы к тебе, не оставь нас, сирот твоих, вернись на свое княжение. Ведь много вельмож погибло в городе от меча. Каждый из них хотел властвовать, и в распре друг друга перебили. И все уцелевшие вместе со всем народом молят тебя: господин наш князь, хотя и прогневали и обидели мы тебя тем, что не захотели, чтобы княгиня Феврония повелевала женами нашими, но теперь, со всеми домочадцами своими, мы рабы ваши и хотим, чтобы были вы, и любим вас, и молим, чтобы не оставили вы нас, рабов своих!» И княгиню Февронию молили со слезами вернуться в Муром, чтобы в княжестве снова воцарился мир.
Не стали супруги поминать боярские угрозы и оскорбления, вняли просьбам посланников и вернулись в родные края, где стали княжить соблюдая все заповеди и наставления Господни безупречно, молясь беспрестанно и милостыню творя всем людям, находившимся под их властью, как чадолюбивые отец и мать. Городом своим управляли со справедливостью и кротостью. Жили они праведно, ко всем питали равную любовь, не любили жестокости и стяжательства, не жалели тленного богатства, но богатели Божьим богатством. Странников принимали, голодных насыщали, нагих одевали, бедных от напастей избавляли. Господь вел их по жизненному пути, помогая им во всех их начинаниях, являл удивительные чудеса там, где присутствовала богоизбранная чета.
Особая благодать почивала на княгине. Все, чего ни касались ее легкие руки, на чем ни останавливала она свой кроткий взор – все преображалось. Под действием молитвы Февронии обгоревшие пеньки за ночь превращались в зеленеющие деревья; звери и птицы, вся природа тянулась к блаженной, ища привета и ласки. Чистая душа княгини остро чувствовала всякую ложь и нечестие, вскрывала лукавые и темные помышления окружающих. И князь Петр, неоднократно уверявшийся в мудрости и благочестии своей супруги, всегда с доверием и благодарностью относился к ее советам и словам.
А время постепенно приближало их к тому часу, когда им предстояло предстать пред лицом Божиим. В то время существовал на Руси благочестивый обычай заканчивать свою временную земную жизнь в монастыре, чтобы приуготовить и очистить душу свою для жизни вечной. Облеклись в иноческие одежды и благочестивые супруги. Свою новую равноангельскую жизнь Петр начал в Спасском монастыре с именем Давид, а для инокини Евфросинии (бывшей княгини Февронии) последней земной пристанью стал Крестовоздвиженский женский монастырь. Но, будучи разделенными высокими монастырскими стенами, они по-прежнему соединяли свои молитвы в едином Божественном порыве и просили Господа не разлучать их и по смерти, чтоб умереть им в одночасье и быть положенными в одном гробу, который уже давно приготовили для себя. И Господь в который раз услышал их мольбу. Когда Петр, инок Давид почувствовал приближение смерти, то через гонца предупредил Евфросинию-Февронию, чтоб быть и ей наготове. А она как раз в это время заканчивала вышивать воздух с ликами святых угодников (воздух – это четырехугольный покров, которым покрываются дискос и потир на Божественной Литургии). Уж очень хотелось Евфросинии закончить свою работу, поэтому и попросила передать брату Давиду, чтоб потерпел еще немного. Вторично идет гонец с вестью, что отходит ее бывший муж и ждет ее. Еще быстрее замелькала игла в руках инокини, уж близится конец работе. Но когда в третий раз переступил гонец порог кельи, Евфросиния оставила свое дело, иглу в ткань воткнула, прикрутила и сказала гонцу: «Иди, скажи ему, и я иду с тобой в сей час». Так оно и случилось, что взыскал Господь души праведников в одночасье 25 июня (18 июля по нов.ст.)1228 года. После смерти их святые тела были положены в отдельных гробах и в разных церквах, ибо непозволительно было класть иноческие тала в одном гробу. Наутро увидели, что тела усопших праведников покоятся вместе в том самом гробу, который они приготовили для себя еще при жизни. Трижды пытались люди разлучить тела супругов и трижды находили их лежащих в одном гробу. Тогда только всем стало понятно, что к этому есть особое Божие благоволение, и мощи праведной четы доныне возлежат в одном гробу, источая чудное благоухание, и всем с верой приходящим подают помощь и исцеление.
Читать далееВ связи с тем, что празднование памяти благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских совершается 8 июля (25 июня по старому стилю), то есть в период Петрова поста, Архиерейский Собор 2-4 февраля 2011 года поручил Синодальной богослужебной комиссии «рассмотреть вопрос о дополнительной дате празднования памяти святых благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских, имея ввиду желание многих христиан вступить в церковный брак в день почитания этих покровителей супружества».
Согласно решению Священного Синода от 26 декабря 2012 года установлен дополнительный день празднования памяти святых благоверных князя Петра, в иночестве Давида, и княгини Февронии, в иночестве Евфросинии, Муромских чудотворцев – в воскресный день, предшествующий 19 сентября (6 сентября по старому стилю) в воспоминание перенесения их честных мощей в 1992 году.
С житием этих великих святых Вы можете ознакомиться, перейдя (нажав на текст) по ссылке:
Читать далее
Святая блаженная Матрона – самая почитаемая московская святая. Имевшая от рождения дар чудотворения, она ещё до кончины своей стала известна, как молитвенница и подвижница во славу Божью. Вся её жизнь стала примером великого духовного подвига любви, терпения, самоотречения и сострадани.