храм Державной иконы Божией Матери г.Ивацевичи
Талантливый писатель, монах-аскет, по праву названный отцом современного иночества, епископ… Наследник знатного дворянского рода, св. Игнатий Брянчанинов получил прекрасное образование. Благодаря выдающимся способностям Брянчанинов стал любимцем императора и мог бы занять блестящее положение в высшем обществе.
Он же избирает жизнь монаха…
Святитель Игнатий (Брянчанинов) совершил поистине уникальный, титанический труд по изучению творений святых отцов Церкви. Все прочитанное и обдуманное, провереное личным опытом воплотилось в книги, написанные доступным нашему времени языком. Святые преподобные Оптинские старцы, игумен Никон (Воробьев) и многие другие подвижники благочестия рекомендовали своим духовным чадам руководствоваться в духовной жизни книгами святителя.
Святой Кирилл родился и был воспитан в городе Турове. В 30-х годах XII века, когда родился святой Кирилл, город Туров входил в состав Киевского княжества. Родители святого Кирилла были люди богатые, но он не любил богатства и тленной славы мира сего. С малых лет он с усердием читал книги Божественные и достиг совершенного их познания. Учился святой Кирилл не у одних русских учителей, но, судя по его сочинениям, и у греков, может быть, у тех, что были при Киевском митрополите, или же утех, которые находились при греческой княжне, бывшей замужем за русским князем и жившей в Турове.
По достижении зрелого возраста Кирилл удалился в монастырь и постригся там в иночество. Сей монастырь был построен в Турове во имя святых Бориса и Глеба и служил местопребыванием Туровских епископов. В монастыре святой Кирилл более всех трудился Бога ради, удручая тело свое постом и молитвою, и сотворил себя вместилищем Святаго Духа. Многим он принес пользу, уча и побуждая иноков к покорению, чтобы они были в послушании у игумена, почитали его и слушались его повелений, как Божиих. Ибо инок, который не находится в послушании у игумена, не исполняет своего обета и потому не может спастись.
До настоящего времени сохранились три сочинения святого Кирилла об иноческой жизни, одно из них может быть отнесено ко времени пребывания святого Кирилла и Борисоглебовском монастыре, а именно «Сказание о черноризском чине от Ветхого Закона и Нового».
Затем блаженный Кирилл, желая больших подвигов, удалился в столп, то есть в однообразную, может быть, сторожевую башню, затворился там и пробыл в этом столпе долгое время, еще более утруждая себя постом и молитвами. Здесь изложил он много писаний духовных.
Слава о святом Кирилле распространилась по всей стране той, и, по умолению князя Георгия Ярославича и жителей города Турова, он был поставлен во епископы Туровского княжества, которое с 1157 года стало независимым от Киева, наследственным княжеством в роде князя Георгия.
До святого Кирилла известны всего четыре епископа города Турова: Симеон, Игнатий, Иоаким, Георгий. Преемник епископа Георгия, святой Кирилл является, таким образом, пятым епископом в Турове.
Во епископстве святой Кирилл совершил еще большие подвиги во славу Церкви Божией, особенно в годину постигшего ее смятения. В 1169 году некий Феодор, который за свои преступления впоследствии укоризненно прозван Феодорцем, возмечтал занять епископскую Владимиро-Суздальскую кафедру, приложив все старания к тому, чтобы она стала особой митрополией, независимой от Киевской митрополии, которой были подчинены все епископские кафедры на Руси. В Константинополе Феодор достиг только того, что патриарх Лука Хризоверг посвятил его во епископы, в учреждении же новой митрополии Феодору было отказано. Заняв кафедру, Феодор самовольно не признал власти Киевского митрополита. Сей нечестивый Феодор не захотел послушаться великого князя владимирского Андрея Георгиевича Боголюбского, приказывавшего ему идти ставиться к митрополиту в Киев. Князь был к Феодору расположен, хотел ему добра, а он не только не пожелал доставления от русского митрополита, но и церкви все во Владимире запер, и не было в них ни звона, ни служения. За это Феодор был изгнан. Много людей пострадало от него, одни лишились имущества, другие обращены были в рабство, и не только простые люди, но и иноки, игумены. Вымогая у людей имущество, Феодор подвергал их даже пыткам. Неустанно следя за благоденствием всей Русской Церкви, святой Кирилл обличил ересь Феодора на основании Божественных писаний и проклял его. Великий князь Андрей изгнал Феодора и послал его в Киев, к митрополиту Константину, который лишил непокорного епископского сана, после чего Феодор был казнен.
В поучении святого Кирилла «о расслабленном» сохранилось непрямое осуждение лжеепископа Феодора, именно в словах: «горе согрешающему по принятии священного сана! Горе не боящимся Бога в монастыре, иерействе и самом епископстве».
Князю Андрею Борисоглебскому святой Кирилл написал много посланий, в которых, вероятно, поучал князя и наставлял по поводу нестроений церковных в области Ростовской. Послания эти в настоящее время неизвестны.
Кроме сего, святой Кирилл написал слова на праздники Господские и иные душеполезные слова, из которых и образовались книги, написанные святым Кириллом от евангельских и пророческих сказаний. Составил святой Кирилл и молитвы и похвалы многим святым, и все свои многочисленные писания предал Церкви, на поучение и утешение верующим русским людям. Святой Кирилл составил, вероятно, свои слова на весь годичный круг Господских праздников, но не все они сохранились. Из числа таких поучений святому Кириллу Туровскому, без сомнения, принадлежать помещавшиеся в особых древних сборниках, наряду с поучениями отцов и учителей Церкви, пять поучений на воскресные дни Триоди: «Слово в новую Неделю по Пасхе (на антипасху), о поновлении Воскресения и о артосе и о Фомине испытании ребр Господних», «Слово о снятии тела Христова со креста и о мироносицах, от сказания евангельского, и похвала Иосифу и Никодиму, в Неделю 3-ю по Пасхе», «Слово о расслабленном, от Бытия и от сказания евангельского, в Неделю 4-ю по Пасхе», «Слово о самаряныне, в Неделю 5-ю по Пасхе», «Слово о слепце и зависти жидовской, от сказания евангельского, в Неделю 6-ю по Пасхе»; четыре поучения на праздники подвижные: «Слово в Неделю цветоносную, от сказания евангельского», «Слово на святую Пасху, в светоносный день Воскресения Христова, от пророческих сказаний», «Слово на Вознесение Господне, в четверг 6-ой Недели по Пасхе, от пророческих сказаний, и о возведении Адама из ада», «Слово на Собор святых отец 318, собравшихся на Ария, указание от святых книг, яко Христос Сын Божий есть, и похвала отцем святым Никейского Собора, в Неделю прежде Пятидесятницы». Недавно открыто слово святого Кирилла на Крещение Господне — «Слово на просвещение Господа нашего Иисуса Христа».
Каждое из перечисленных «Слов» святого Кирилла начинается приступом, в котором большей частью выражена какая-либо общая благочестивая мысль. В самом «Слове» далее обыкновенно изъясняется предмет праздника, раскрываются обстоятельства воспоминаемого события или излагается притча. При объяснении подробностей события или притчи, святой Кирилл почти везде показывает их переносный, таинственный смысл; краткие евангельские сказания Кирилл большей частью распространяет; в уста священных лиц влагает прекрасные речи. «Слова» святого Кирилла оканчиваются назиданием слушателям, или молитвой к Богу, или похвалой угодникам Божиим и молитвой к ним. Содержание этих возвышенных слов святого Кирилла обнаруживает совершенное его знание Священного Писания и сочинений многих отцов и учителей Церкви: Иоанна Златоуста, Григория Богослова, Кирилла Александрийского, Евлогия Александрийского, Прокла, архиепископа Константинопольского, и других, а также Симеона Метафраста, составителя житий святых и канонов.
Святой Кирилл писал поучения и об иноческой жизни. Одно из них написано для некоего, не названного инока, может быть, еще до епископства святого Кирилла, во время пребывания его в Борисоглебском монастыре. Сие произведение называется «Сказанием о черноризском чине от Ветхого Закона и Нового, онаго образ носяща, а сего делы совершающа» и представляет раскрытие прообразов иночества, содержащихся в Ветхом и Новом Завете. В сем сказании святой Кирилл говорит, что «не от себя» поучает он здесь, а «от святых книг», что он только «класособиратель», давая этим понять, что взгляды его на истинно-христианскую, в частности, на иноческую жизнь основаны на чтении и изучении Слова Божия, святоотеческих творений и сочинений святых восточных подвижников, известных на Руси с первых времен появления в ней иночества. Принимая обеты — поучает святой Кирилл — будущий инок должен тщательно испытать себя: «Желая последовать Христу, ведущему тебя на небо, держи в уме своем — для чего удаляешься ты из мира, мысленного Египта? Желая ли обещанного тебе Царствия Небесного, избегая ли от греховной работы диаволу, или по нелюбви к житейским заботам, от которых нет пользы, а только погибель души, или же будучи смущаем женою и детьми?» Удаление от мира в монастырь святой Кирилл сравнивает с исшествием Израильтян из Египта, а избавление последних от рабства фараону сопоставляет с избавлением через иночество от рабства мысленному фараону — диаволу — в мысленном Египте, то есть в мире. По поучению святого Кирилла, поступивший в монастырь должен помнить, что он всецело приносит себя в жертву Богу, подобно жертвенным агнцам, и, как для тех требовалось, чтобы они были без всякого пятна и недостатка, так и он должен блюсти свою душу в совершенной чистоте и непорочности — от чистого сердца, по вольному обету, принося себя в жертву, угодную Богу; путь инока тернистый, крестный путь Христов, им инок должен радостно идти, последуя Христу. Для сего прежде всего требуется совершенное отречение от собственной воли.
«Ты, как свеча, — внушает святой Кирилл иноку, — волен в себе до церковных дверей, а потом не смотри, как и что из тебя сделают. Ты, как одежда, знай себя до тех пор, пока не возьмут тебя в руки; а потом не размышляй, если разорвут тебя и на тряпки. Имей свою волю только до поступления в монастырь, по принятии иноческого образа всего себя отдай в послушание, не таи в своем сердце даже малого своеволия, дабы не умереть душою. Вступив в монастырь, постарайся найти мужа, имеющего дух Христов, украшенного добродетелями, представляющего свидетельства своим житием, более всего имеющего любовь ко Господу, послушание к игумену и незлобие к братии, разумеющего Божественные Писания и через то наставляющего идущих на небеса к Богу. Отдай такому мужу самого себя, уничтожив свою волю».
Таким учительным мужем-подвижником был и сам Кирилл, получивший, по святости своей жизни и глубокому пониманию иноческого подвига, право и власть учить и побуждать других к послушанию и прочим иноческим добродетелям, не будучи обязан к этому своим положением в обители.
Два других послания об иноческом житии написаны святым Кириллом к Василию, игумену Киево-Печерскому, которого святой Кирилл знал еще в миру, когда тот был священником в одном храме на Щековице, урочище города Киева. Сей Василий был поставлен во игумены Киево-Печерские в 1182 году, когда епископом Туровским был Лаврентий, а святой Кирилл оставил епископство и жил на покое в монастыре Туровском во имя святителя Николая. Послание Василия игумену Киево-Печерскому «О мирском сане и мнишеском чине и о уме и о душе» изложено святым Кириллом в виде толкования притчи, заимствованной из жития святых Варлаама пустынножителя и Иоасафа, царевича Индийского, которое издревле помещалось в Прологе. Другое послание святой Кирилл написал тому же игумену Василию на его вопрошание о значении иноческого образа — схимы.
Во время своего пребывания в Туровском Никольском монастыре святой Кирилл составлял и молитвы. Ему, несомненно, принадлежат молитвы на всю седмицу, в порядке ежедневных церковных служб, на каждый день от трех до шести молитв — после утрени, после часов, перед вечерней и после вечерни. Все эти молитвы следуют установившемуся образцу обычных церковных молитв: начиная обращением или воззванием к Богу Отцу, к Господу Иисусу Христу, к Пресвятой Богородице, святой Кирилл излагает прошения молящегося и оканчивает кратким славословием, при этом, в заключении каждой вечерней молитвы проводится мысль о смерти, о Страшном суде и о будущей жизни. Каждая из этих молитв святого Кирилла приспособлена к священным лицам и событиям, воспоминаемым на ежедневных церковных службах. Во всех молитвах разумеется человек, являющийся пред лице Божие во всей наготе своей греховной. В духе умиления, сокрушения и покаяния молитвы святого Кирилла имеют сходство с творениями прп. Ефрема Сирина, а по изложению сходствуют с творениями святого Андрея Критского.
Древний жизнеописатель святого Кирилла сообщает, что святой Кирилл составил и «Канон великий о покаянии ко Господу по главам азбуки», и до сего времени дошел список «Канона молебного», сотворенного святым Кириллом.
Множество творений своих предал святой Кирилл Церкви. И не только люди русские поучались и наслаждались творениями святителя, но и в других странах славянских издревле переписывали их, читали, слушали и молились по ним.
Доброчестно пожив, сохранив порученную Богом паству в благоверии, святой Кирилл преставился в вечную и бесконечную жизнь.
Воздадим хвалу сему святителю, взывая: «Радуйся, честный учитель, воссиявший на Руси другой Златоуст! Радуйся, осиявший святым и пресветлым учением своим все концы земли Русской: подобно солнцу, освещающему мрачное и темное, ты просветил нас богоразумием. Молимся тебе, взывая малыми сими молитвами: моли о нас Вседержителя, Коему ты предстоишь со дерзновением, чтобы твоими молитвами мы избавились от напастей и получили милость Божию, прощение грехов и наслаждение непреходящими благами во оном веке».
Читать далееГУО «СШ №3 г.Ивацевичи» не первый раз становится инициатором создания особых духовно-нравственных традиций в районе. Особых, потому что в основе их ценности Православия, открывая которые детские сердца наполняются особым светом чистоты, добра и милосердия. Во время рождественских праздников на базе этой школы состоялся впервые районный фестиваль «Горит звезда Рождества», а в пасхальную седмицу, 26 апреля, в том же актовом зале школы состоялся впервые фестиваль «Пасхальный перезвон».
В нем проявили желание поучаствовать детские коллективы воскресных школ, школьных факультативов «Основы православной культуры», кружка «Духовное песнопение», созданного в центре детского творчества г.Ивацевичи, – в целом 10 коллективов-участников. Перед началом праздника в зале царило легкое волнение и суета, что-то уточнялось, то и дело вносились за кулисы новые атрибуты для выступлений, щелкали, примеряясь, фотоаппараты и мобильные камеры, а лицо благочинного Ивацевичского благочиния, протоиерея Григория Пилипчука, почетного гостя праздника, сияло широкой радостной отчей улыбкой. В своей приветственной речи отец Григорий с особой теплотой подчеркнул, что Пасха – это праздник торжества Великой Любви. Он пожелал детям, чтобы их жизнь наполнилась глубокой верой, ибо только с верой жизнь обретает особую ценность, и можно стать по-настоящему счастливым, целеустремленным, добрым и сильным духом человеком.
Радостно приветствовал как тех гостей и участников фестиваля, кто впервые приехал, так и тех, с кем уже состоялось знакомство зимой, директор ГУО «СШ №3 г.Ивацевичи» Олег Алексеевич Кузьмин. Он пожелал всем «…радости светлого праздника, чтобы не только наши деяния становились добрее, а и помыслы становились светлее, как белые рушники, с которыми дети выходили на сцену в символичном танце».
Педагогу-организатору СШ №3 г.Ивацевичи Ларисе Юльяновне Соболь, которая взяла на себя всю организаторскую часть подготовки мероприятия, непросто было уговорить желающих выступить сократить свои программы, чтобы не утомить зрителя. Всем хотелось поделиться не только разнообразием талантов, но и «во всю ширь» делиться радостью – Христос Воскресе! А когда детские уста с таким выражением и усердием произносят торжественно-торжественно Христос воскрес, когда поют они ангельскими голосами, не может не затрепетать радостно сердце зрителя в ответ.
Славно и по всем канонам исполняли свой номер участники кружка духовного песнопения ЦДТ г.Ивацевичи, участники факультатива «Основы православной культуры» ГУО «СШ №3 г.Ивацевичи» в своем театрализованном представлении раскрыли суть легенды почему пасхальные яйца красные, а факультатива «Основы православной культуры» ГУО «СШ №1 г.Ивацевичи» безупречно выступили с театрализованной сказкой на новый лад «Красная Шапочка». Основательно подготовились к празднику учащиеся воскресной школы храма Святителя Филарета д.Речки, которые приехали вместе со своим батюшкой – отцом Николаем. Отрадно было видеть как учащихся воскресной школы Свято-Троицкого храма г.п. Телеханы, так и факультатива «Основы православной культуры» ГУО « Телеханская СШ», выступление которых приветствовалось бурными аплодисментами. А выступление учащихся воскресной школы храма Преподобного Антония Великого г.Коссово отличалось не только мастерством пения, а и нарядными красными платками на хорошеньких головках юных девушек-красавиц. Подготовились к празднику и учащиеся воскресных школ храма иконы Божией Матери «Державная» г.Ивацевичи, храма Воздвижения Креста Господня д.Святая Воля, храма Великомученика и Целителя Пантелеимона д. Гортоль.
Фестиваль удался, но, на мой взгляд, не обошлось и без ложечки дегтя: родителей, а приглашались все, в зале было обидно мало. Мы все вспоминаем Бога и бежим к Нему за помощью, когда у нас что-то случается. А когда все хорошо, когда мы сыты и довольны, мы более равнодушны и безучастны ко всему. В том числе и к своим детям. Подумали ли матери и отцы, что без родительской поддержки, заинтересованности и участия в этом благом деле, работа школы превратится в чахлое, не получающее влаги растение, которому вероятнее всего суждено будет засохнуть и духовно умереть. Почему мы так легко лишаем себя возможности, чтобы лучи незримого света озарили радостью наши души, как озарили они сердца собравшихся в зале детей, торжественно и с замиранием сердца делившихся: «Христос воскресе!»…
Валентина БОБРИК.
Читать далееНебеса убо достойно да веселятся, земля же да радуется, да празднует же мир, видимый же весь и невидимый;
Христос бо воста, веселие вечное.
Тропарь 1-й песни
Пасхального канона
Дорогие и возлюбленные о Христе Воскресшем Преосвященные архипастыри, досточтимые пресвитеры и диаконы, благочестивые иноки и инокини, боголюбивая паства Белорусской Православной Церкви, сердечно поздравляю вас с праздником праздников — Пасхой Господней!
В этот мироспасительный, светозарный день мы, как и все предшествующие нам со времен апостольских поколения христиан, вновь и вновь с несказанной, изливающейся из сердец наших благодарностью Богу в духовном ликовании приветствуем друг друга Пасхальным восклицанием:
Христос воскресе!
Только два слова, но какая невероятная в них сила! Эти два слова всколыхнули весь мир, разрушили врата ада до основания и создали великую и непобедимую Христианскую Церковь, подавая всем ее чадам живую веру, духовно–нравственные Евангельские ценности и благодатные духовные силы, способные верующего во Христа человека вознести на высоту духовного совершенства.
В основу нашей веры легла эта светлая и радостная весть — весть о Воскресении Богочеловека, а вместе с Ним и о воскресении человечества. Без веры в Воскресшего Христа нет христианства!
С твердым убеждением и неколебимой верой в этот исполненный благодатной силой спасительный день мы вновь и вновь радостно восклицаем:
Христос воскресе!
Воскресший Христос — краеугольный камень нашей веры (ср. Еф. 2: 20), в Нем — торжество правды, торжество добродетели, торжество жизни, торжество бессмертия! О празднике победы жизни над смертью ясно говорит апостол Павел: «Бог … воскресит и нас силою Своею» (1 Кор. 6: 14), ибо всем нам даровано воскресение из мертвых.
Сердца наши исполнены ныне радостью Воскресения Христова. И каждый может поделиться этой радостью о Воскресшем Господе нашем Иисусе Христе и с ближними, и с дальними: научиться быть с окружающими добрыми и милосердными, честными и благожелательными, способными и готовыми пойти с ними на любые испытания; согреть светом Божественной любви престарелых, одиноких, больных и тех, кто в силу каких–либо обстоятельств лишен возможности разделить Пасхальную радость с пребывающими в храме. Эти дела христианской любви преображают и нас, и окружающий мир.
Жить по правде и заповедям Божиим — по силам каждому искренне верующему человеку. Обращаясь к нам, Всемогущий Господь взывает: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо и бремя Мое легко» (Мф. 11: 28–30). Спаситель мира не требует от нас ничего непосильного. Милосердный Господь, любящий Свое творение, постоянно пребывает с верующими в Него, даруя крепость, силу и все потребное для несения жизненного креста. Вспомним драгоценные слова, которые Иисус Христос вложил в сердца всех уверовавших, всех возлюбивших Его, обещая всегда пребывать с ними: «…и се Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф. 28: 20). Сегодня, здесь и сейчас звучат обращенные лично к каждому из нас эти слова, в которых и надежда, и утешение…
Преосвященные архипастыри, возлюбленные отцы, братия и сестры, поздравляя всех вас с величайшим праздником Светлого Христова Воскресения, молитвенно желаю вам неоскудевающей благодатной помощи Божией в дальнейших ваших трудах во славу Святой Православной Церкви, на процветание страны нашей — Белой Руси, на благо и радость всем нашим ближним и дальним.
Воскресший Христос Спаситель да укрепит нас в вере и христианском благочестии. Благодатный свет этой спасительной Пасхальной ночи да наполняет сердца наши любовью о Христе Воскресшем и радостью единения с Ним — радостью ожидаемой нами нескончаемой жизни вечной:
Христос воскресе!
Воистину воскресе Христос!
+ Павел, Митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Беларуси.
Пасха Христова.
2014 год.
Минск
Читать далее