храм Державной иконы Божией Матери г.Ивацевичи
Рождественское послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви.
Возлюбленные о Господе Преосвященные архипастыри, всечестные пресвитеры и диаконы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры!
Сегодня наши храмы наполнены людьми, которые пришли прославить Новорожденного Богомладенца — Христа Спасителя и Его Пречистую Матерь — Деву Марию.
Рождество Христово — центральное событие всей человеческой истории. Человек всегда искал Бога: но во всей полноте Бог Сам открыл Себя человечеству только в воплощении Своего Единородного Сына. С пришествием Сына Божия — и Сына человеческого — мир узнал, что Бог есть Любовь, а не только Высшая Сила, Бог есть Милость — а не только Мздовоздаятель, Бог есть источник жизни и радости — а не только Грозный Судья, Бог есть Святая Троица, внутренним законом жизни Которого является также любовь, — а вовсе не одинокий Владыка мира.
И сегодня мы празднуем событие, в корне переменившее весь ход человеческой истории. Бог входит в самые недра человеческой жизни, становится одним из нас, берет на Себя всю тяжесть наших грехов, человеческих немощей и слабостей — приносит их на Голгофу, чтобы освободить людей от невыносимого бремени. Бог отныне — не где-то в неприступных небесах, а здесь, с нами, среди нас. Каждый раз во время совершения Божественной литургии произносятся слова «Христос посреде нас!» — и ответ: «И есть, и будет!» Это яркое свидетельство о присутствии Самого Воплотившегося Бога — Христа Спасителя — среди Своих верных. Регулярно причащаясь Его Святых Тела и Крови, прилагая усилия к исполнению Его заповедей, мы входим в реальное общение с Ним, с нашим Спасителем, и обретаем прощение грехов.
Верующие во Христа и верные Ему ученики, призваны быть свидетелями явленного во Христе Царства Божия еще во время земной жизни. На нас возложена великая честь — поступать в этом мире так, как поступал наш Учитель и Бог, силой Христовой быть непоколебимыми в противостоянии греху и злу, не ослабевать в усердном творении добрых дел, не унывать в ежедневном усилии по преображению нашего греховного естества в нового, благодатного человека.
Христом Спасителем установлен незыблемый, абсолютный критерий неподдельности отношения к Богу — это наш ближний. Принимая на себя чужие немощи, разделяя боль и скорбь, сострадая несчастным и обездоленным, мы исполняем закон Христов (Гал. 6:2) и уподобляемся Спасителю, Который взял немощи наши и понес болезни наши (Ис. 53:4).
И невозможно в этот радостный и светоносный день Христова Рождества, когда вся тварь в изумлении припадает к яслям Богомладенца, забывать о других. Та великая благодать, которую мы сегодня получаем в наших храмах, должна обильно пролиться и на тех, кто все еще за пределами Церкви и живет по стихиям мира сего, а не по Христу (Кол. 2:8). Но если мы с вами не пойдем навстречу — эта Благая Весть может и не дойти до них; если мы с вами не откроем свои сердца, чтобы поделиться переполняющей нас радостью, — она может никогда не прикоснуться к тем, кто ее не имеет, но кто готов ее принять.
Воплощением Сына Божиего человеческая природа вознесена на небывалую высоту. Каждый из нас не только создан «по образу и подобию Божию», но через Христа теперь еще и усыновлен Богу: мы уже не «чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу» (Еф. 2:19). Об этой близости и дерзновении к Богу говорит и молитва Господня, в которой мы обращаемся к Творцу как к родному Отцу Небесному.
Любая человеческая жизнь бесценна: ведь за нее заплачено Воплощением, Жизнью, Смертью и Воскресением Единородного Сына Божия. Все это еще сильнее побуждает нас относиться с особым благоговением и вниманием к каждому человеку, вне зависимости от того, насколько он отличен от нас. По мысли святителя Московского Филарета (Дроздова), «любовь есть живое и деятельное участие в благосостоянии другого». К этой деятельной любви и хочется прежде всего призвать всех в эти радостные дни Рождества Христова: быть, по слову апостола Павла, братолюбивыми друг ко другу, в почтительности предупреждать друг друга, в усердии не ослабевать, духом пламенеть, Господу служить! (Рим. 12:10-11, Евр. 13:16)
Сердечно поздравляю вас с великим праздником Рождества Христова. Бог любви и мира (2 Кор. 13:11) да дарует народу нашему и каждому из нас мир и благоденствие в Новом году.
КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ
Рождество Христово
2013/2014 гг.
Москва
РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Белорусском языке
источник www.patriarchia.ru/db/text/3458923.html
Читать далееТропарь Праздника Рождества Христова
Тропарь Праздника
Кондак Праздника Рождества Христова
Ночь тиха над Палестиной
Щедрый вечер
Пречистая Дева.
Нова радость стала
Радуйся земле
Читать далееОт начала мира не было события более поразительного, чем Рождество Христово. Господь Бог Вседержитель, единым словом создавший весь мир невидимый и видимый, сотворивый небо и землю, и все, что наполняет их — Сей Бог смиряет Себя, творит из кровей Преблагословенной Девы Марии Себе плоть, рождается в вертепе, полагается в яслях беспомощным Младенцем.
Ужаснулось небо, подвиглись концы земли. Совершилось величайшее чудо и таинство, непостижимое вполне и для высших горних чинов, а не только для человека.
Когда об этом событии скажешь неверующему человеку, он ответит — это невозможно. Когда спросишь верующего — для чего такое непостижимое чудо совершил Господь — он молчит, или дает часто неудовлетворительное объяснение.
Для чего же пришел на землю Господь?
Ответ один — для того, чтобы спасти человека. Если для человека совершил это дело Господь, то нужно признать, что человек представляет какую-то особую ценность, ибо ради ничтожной нестоящей вещи не было бы принято такого средства для спасения. Еще царь и пророк Давид за 1000 лет до Р. Х. восклицал в недоумении: «Господи, что есть человек, что Ты помнишь его, и Сын человеческий, что Ты посещаешь его, малым чим умалил еси пред Ангелы, Славою и Честию венчал еси его?»
Тем более мы должны в страхе и благоговении пасть пред Господом и восклицать: «Господи, что же есть человек, что Ты не возгнушался девического чрева, что Ты сокрыл Свое Божество и благоволил сделаться человеком?»
Что же такое человек? Вот что говорит об этом Слово Божие: человек есть лучшее творение Божие. Человек есть образ Божий.
Все сотворено Богом всемогущим словом. «Да будет свет«, — сказал Господь, — и стал свет. «Да произрастит земля зелие, траву, сеющую семя по роду ея, и древо плодовитое, приносящее по роду своему плод» — и стало так. И сказал Бог: «Да произведет вода пресмыкающихся, душу живую: и птицы да полетят над землею по тверди небесной«. И все совершилось по слову Божию.
Когда же все было устроено, то Господь приступил к сотворению человека, но как бы думая и советуясь, как бы приглашая на совет и прочие Лица Св. Троицы, чему дивится святой Григорий Нисский. Ибо Господь сказал сначала: «сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему«. «И создал Господь Бог человека из праха земного и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою».
Особым актом (действием) творит Господь человека. Сотворил сначало тело, а затем вдунул в него «дыхание жизни» т.е. вложил в него как бы частицу Своего Божественного Существа. Вот почему в псалме пророк Давид от Лица Божия говорит про людей: «Я сказал: вы боги и сынове Вышнего все вы». Истину этих слов подтвердил и Сам воплотившийся Господь Иисус Христос иудеям, обвинившим Его в том, что Он Бога называет своим Отцом и тем делает Себя равным Богу, и схватившим камни, чтобы убить Его. Господь так им ответил: «Разве не написано в законе вашем: «Я сказал: вы боги, и не может нарушиться писание». Итак, человек есть образ Бога невидимого, человек имеет в себе «частицу» Божества.
Так прекрасен был до грехопадения человек, а тем более после искупления Господом, что угодники Божии, для которых были открыты тайны неба, как, например, Макарий Египетский, говорят: «нет ничего прекраснее души человеческой ни на земле, ни на небе». К вечному блаженству был предназначен человек, но завистью диавола он пал, изменил Богу, добровольно перешел на сторону клеветника — диавола, захотел познать не только добро, которое он знал в раю, но и зло, которого не знал. А отпадши от Бога, он подвергся заранее сказанному определению Божию: «смертию умрешь«.
Умерли Адам и Ева душою, омрачился ум их, извратилась воля, исказилось сердце, вместо небесного тела получили грубую плоть, подобную скотам. Проклята была из-за них земля и сами они обречены на скорби, на познание зла, которое по совету диавола захотели познать. И чем дальше, чем более размножалось человечество, тем сильнее происходило омрачение человека.
Чтобы человек не отчаялся и не погиб окончательно, Господь дал ему обетование, что в свое время семя жены (а не мужа), т.е. Христос, родившись от Девы безмужно Духом Святым, сотрет главу змия и спасет человека. Это таинственное событие мы ныне и празднуем. Пожалел Господь Свое создание и сошел на землю, чтобы спасти погибшее горохищное овча; сошел на землю, чтобы вновь возвести нас на небо; принял образ человека, взял на себя грехи всего человечества: «Тако возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного».
Иисус Христос открыл заключенные двери рая. Он вновь воздвиг духовную лестницу, по которой человек может подняться на небо.
Приняв плоть человека, Господь и человека возвысил превыше Ангелов, облек славою, высшею, чем была слава Адама в раю до падения.
Если мы действительно истинные христиане, если мы понуждаем себя на деле исполнять то, чему учил пришедший ради нас Господь Иисус Христос, то и мы будем там, где Господь, как обещал Он в прощальной беседе с учениками. Сподобившиеся же Царствия Божия просветятся, как солнце, говорит Господь.
На горе Фаворе Господь показал будущую славу человека. Лице Его было как солнце, одежда блистала, как молния. Эта внешняя красота и слава есть лишь слабый намек на величайшую славу внутреннюю, ибо по слову пророка «вся слава дщери Царевы внутрь«.
Когда Господь наш воплотился,
Когда на землю Он явился,
Чтоб возвести на Небо нас.
Когда мы говорим о празднике Рождества Христова, мы говорим о трех христианских добродетелях: вере, надежде и любви. Ведь Рождество Христово явилось исполнением веры ветхозаветного человечества в то, что на землю придет сын Божий, исполнением надежды в то, что он спасет людей от греха, проклятия и смерти и своим рождением явит образ Божественной любви ко всем нам, что мир станет достоянием всей вселенной, ибо Иисус Христос примирил человека с Богом, со своими ближними и с самим собой, умиротворил душевные силы человека, дал все необходимое, чтобы каждый живущий на земле мог духовно-нравственно преобразиться и всегда достойно славить своего Творца.
Путь к этому совершенству лежит через исполнение Святого Евангелия, так как Священное Писание для верующего человека есть путеводная звезда, ведущая нас ко Христу, являющему нам образ для подражания.
Вифлеемская звезда, которая привела волхвов к убогому вертепу, была необычной. Святой Иоанн Златоуст пишет: «Сверхъестественность звезды видна из ее свойств. Она не только двигалась, но и неподвижно стояла. Когда волхвы шли – двигалась, когда они останавливались для отдыха – стояла и звезда. Помимо этого Вифлеемская звезда находилась ниже уровня других звезд, когда же волхвы достигли Христовой пещеры – звезда опустилась и стала прямо над жилищем». «Ее сияние было настолько ярким, что затмило другие звезды» – говорит святой Никодим Святогорец. Она была видна и днем, тогда как другие звезды в солнечном свете становились невидимыми.
Так и свет Евангельского слова, который просто невозможно затмить, подобно Вифлеемской звезде, сегодня озаряет наши сердца Божественным примером любви, доброты, милосердия и сострадания к людям, возжигает в душе благое целеустремление быть лучше и совершенней, чем на самом деле мы есть. Эта звезда призывает нас сегодня поклониться Богомладенцу Христу и воспеть гимн хвалы Богу, чтобы ощутить духовную радость сегодняшнего торжества.
Пусть этот праздник наполнит наши сердца верой, надеждой и любовью и дарует мир каждому из нас, каждой семье и всему человечеству.
С праздником вас, дорогие братья и сестры, с Рождеством Христовым!
Читать далее
Рождество Христово — один из главных праздников православной церкви.
Согласно Евангелию от Луки, Иисус Христос родился от Девы Марии в царствование императора Августа (Октавия) в городе Вифлееме. Август повелел сделать всенародную перепись во всей своей империи, к которой относилась тогда и Палестина. У евреев был обычай вести народные переписи по коленам, племенам и родам, всякое колено и род имели свои определенные города и праотеческие места, потому Дева Мария и праведный Иосиф, происходившие от рода Давидова, должны были идти в Вифлеем (город Давида), чтобы внести и свои имена в список подданных кесаря. В Вифлееме в связи с переписью все места в гостиницах были заняты, Мария и Иосиф смогли найти ночлег лишь в известняковой пещере, предназначенной для стойла скота. Когда же они там расположились, Марии наступило время родить. Среди сена и соломы в холодную зимнюю ночь родился младенец Иисус Христос. Безболезненно родившая Богомладенца Пресвятая Дева спеленала Его и положила в ясли — кормушку для скота. Но среди полночной тишины, когда все человечество было объято сном, весть о рождении Спасителя мира услышали пастухи, сторожившие стадо. Им явился Ангел и сказал: «Не бойтесь: благовествую вам радость великую, которая будет всем людям. Сегодня родился Спаситель мира — Христос Господь! И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях«. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога. Когда Ангелы исчезли, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось. И, поспешив, они нашли пещеру, где находились Мария, Иосиф и Младенец, лежащий в яслях. Пастухи рассказали святому семейству о том, что было возвещено им о Младенце.
В это время, согласно Евангелию от Матфея, с дарами к Богомладенцу шли волхвы (древние мудрецы) с востока. Они ждали, что вскоре на землю должен прийти великий Царь мира. Волхвы, по преданию их называли Гаспар, Мельхиор и Валтасар, направились в Иерусалим, чтобы расспросить, где нужно искать Спасителя мира. Прослышав об этом, царь Ирод, правивший в то время Иудеей, взволновался и призвал их к себе. Он выведал у волхвов время появления звезды — возможный возраст будущего царя, которого он опасался как соперника своему царствованию. Ирод лицемерно просил, чтобы волхвы известили о месте рождения младенца, «чтобы и мне пойти поклониться Ему«.
Следуя за путеводной звездой, волхвы достигли Вифлеема, где поклонились новорожденному Спасителю и принесли дары Востока: золото, ладан и смирну. Эти дары имели глубокий смысл: золото принесли как царю в виде дани, ладан как Богу, а смирну как человеку, который должен умереть (смирной в те далекие времена помазывали умерших). Затем, получив от Бога откровение не возвращаться в Иерусалим, другим путем отошли в свою страну.
Разгневанный Ирод, обнаружив, что волхвы не послушались его, отправил в Вифлеем солдат с приказом предать смерти всех младенцев мужского пола до двух лет. Евангелие повествует о том, что Иосиф, получив во сне предупреждение об опасности, бежал с Пресвятой Девой Марией и Младенцем в Египет, где Святое семейство и находилось до смерти Ирода.
В воспоминание о рождении (рождестве) Иисуса Христа установлен церковью праздник — Рождество Христово. Начало его празднования относится ко временам апостолов. В Апостольских постановлениях говорится: «Храните, братия, дни праздничные, и, во‑первых, день Рождества Христова, которое да празднуется вами в 25‑й день десятаго месяца» (от марта).
В первые три века новой эры во время гонения христиан в некоторых церквах праздник Рождества Христова соединялся с праздником Крещения 19 января (6 января по старому стилю) под общим именем Богоявления. Причиной этого, вероятно, было мнение, что Христос крестился в день своего рождения.
Дата Рождества — 25 декабря — принята Церковью с IV века. До 70‑х годов I века подавляющее большинство христиан составляли иудеи, и среди них вопрос о дате рождения Спасителя не поднимался, потому что у иудеев вообще не принято было точно знать дни рождения. Ко II‑III векам относятся первые попытки установить дату Рождества Христова и отмечать этот день как один из главных христианских праздников.
В 337 году папа римский Юлий I утвердил дату 25 декабря как дату Рождества Христова. С тех пор весь христианский мир празднует Рождество 25 декабря (исключение составляет армянская Церковь, которая отмечает Рождество и Крещение Господне, как единый праздник Богоявления). Русская православная церковь также празднует Рождество Христово 25 декабря, но по старому стилю — по юлианскому календарю (так как Русская православная церковь не приняла реформу календаря папы Григория XIII), то есть 7 января — по новому григорианскому стилю.
Праздник Рождества Христова предваряет Рождественский пост, чтобы душа христиан очистилась молитвой и покаянием, а тело — воздержанием в пище. Пост начинается 28 ноября (15 ноября по юлианскому календарю) и длится до 7 января (25 декабря по старому стилю). Последний день Рождественского поста — Навечерие Рождества, Рождественский сочельник, когда пост становится особенно строгим и служится вечерня (вечернее богослужение) Рождества Христова. К Рождественскому сочельнику храмы украшают по‑праздничному — еловыми ветвями, гирляндами с цветами и огнями.
Поскольку праздничная вечерня уже была отслужена, всенощное бдение начинается с радостного возгласа пророка Исаии: «С нами Бог!» Утреня совершается по чину великих праздников. На ней впервые полностью поется один из самых красивых канонов в православном богослужении: «Христос рождается, славите! Христос в небеси, срящите (встречайте)! Христос на земли, возноситеся! Пойте Господеви вся земля!»
Заключает празднование Рождества Христова Божественная литургия — богослужение, на котором совершается таинство Причащения.
На следующий день совершается празднование Собора Пресвятой Богородицы. Соединяя рождественские гимны с песнопениями, прославляющими Божию Матерь, церковь указывает на Марию как на того человека, благодаря которому стало возможным Боговоплощение. Праздник Собора Пресвятой Богородицы в христианской традиции является наиболее древним праздником в честь Девы Марии, началом Ее церковного почитания.
Период от Рождества Христова до Крещения называют Святыми днями, или Святками. По сути, это продолжение Праздника Рождества.
К Рождеству Христову во многих семьях существует обычай наряжать елку, дарить друг другу подарки. Елочные ветви украшают различными сладостями и светящимися огоньками.
В праздник после богослужения разговлялись всевозможными мясными и рыбными закусками, заливным и запеченным гусем с яблоками. Жареная птица была украшением рождественского стола. Курицу подавали холодной, гуся или утку — горячими. Холодную птицу гарнировали солеными огурцами, помидорами и зеленью, горячую — жареным картофелем. На Рождество в каждом доме выпекали пироги, пряники, колядки (маленькие по форме изделия из ржаного пресного теста с различными начинками), которыми угощали и тех, кто приходил колядовать — петь народные песни о Рождестве Христовом.
С 1917 года в атеистическом советском государстве Рождество Христово не только праздновать, но и упоминать запрещалось. Рождественские службы совершали тайно в домах, в лагерях, тюрьмах и ссылках. Рождество праздновали в самых невероятных условиях, рискуя потерять работу, свободу и даже жизнь.
27 декабря 1990 года в связи с обращением Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и уважая религиозные чувства верующих, Верховный Совет РСФСР объявил Рождество Христово нерабочим днем. Постановление начало действовать с 14 января 1991 года, таким образом, признав Рождество Христово официальным праздничным днем.
В 2012 году рождественские службы прошли в 8,5 тысячах храмов и церквей России. Свыше 2,1 миллиона верующих россиян стали участниками религиозных мероприятий, посвященных празднованию Рождества Христова.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
РИА Новости http://ria.ru/spravka/20130106/916733356.html#ixzz2pXVgqCCO
Читать далее