храм Державной иконы Божией Матери г.Ивацевичи
Сегодня ходил я на кладбище. Погода хорошая, дорога сухая. Обошел все могилы. Прочел доски на крестах. Кто когда умер, сколько лет жил в монастыре и каких лет от рождения. На Новом Валааме лежат в могилах сто пятьдесят четыре инока. Всех вас я знаю, и ваши тела лежат в могилах. Ибо закон смерти неумолим. Когда и где родились — знаем, а когда и где умрем — не знаем. Человек взят из земли, в землю и пойдет, а душа от Бога, к Богу и пойдет.
Где-то вы, честные отцы, находитесь? И как вы там поживаете? Я глубоко верю, что вы не умерли, а только перешли в другой, невидимый мир. Но они молчат! Тайна велика. Где и как живут, мы не знаем. Святой апостол Павел говорит: «Ходим верою, а не видением» (2 Кор. 5, 7).
Наше иночество все престарелое. Большинство ходит с палочкой. Уже приготовили несколько могил и гробы сделали.
Скоро, скоро и мое бренное тело положат в гроб и опустят в холодную могилу и засыплют землей. Могильщик сделает холмик, поставит крест. Может быть, найдется добрый человек, который напишет на доске мое имя и прибьет к кресту.
Честные отцы! Прошу вас: кто когда придет к этой могилке моей, помолись о моей многогрешной душе.
Схиигумен Иоанн.
Схиигумен Иоанн.(Схиигумен Иоанн. Письма Валаамского старца.
Читать далееЭто такое великое таинство выше всех добродетелей. Церковь видит в этом чудо всемогущества Божия, подобное сотворению Богом мира из ничего. Но и приступать ко святому причащению Святых Христовых Тайн, мы должны, насколько хватит наших сил, с чистою совестью. Ибо мы соединяемся со Христом. А как же можем соединиться со Христом, если имеем вражду на кого-либо, или превозношение, или осуждение. Святой апостол Павел говорит: «Ядый бо и пияй недостойне, суд себе есть и пиет». (1 Кор. 11, 29). В начале молитвы ко святому причащению сказано: «Хотя ясти, человече, Тело Владычне, страхом приступи, да не опалишися, огнь бо есть. Божественную же пия Кровь ко общению, первые примирися тя опечалившим; таже дерзая таинственное брашно яждь». Слышишь причастник? Примирися – даже кто тя опечалил. Еще говорится в конце молитвы: «Боготворящую Кровь, ужаснися, человече, зря. Огнь бо есть недостойные попаляяй».
Ко святому причащению приступай в сознании своей греховности, просто и благоговейно, сознавая, что принимаешь именно Тело и Кровь Господню. А как мы, по телесной природе, не можем вкушать тело, Господь по Своей милости благоволил нам грешным вкушать Свое Тело и Кровь под видом хлеба.
Схиигумен Иоанн. (Схиигумен Иоанн (Алексеев) . Письма Валаамского старца.)
Читать далееМного времени я собирался написать себе на память о Приснодеве Марии и наконец собрался. Пресвятая Богородица, помоги мне, скудоумному, написать о величии Твоего существа: ибо Ты, избранная ото всех родов и вместила во утробу Свою Создателя всей твари, достойно и праведно именуешься Богородицей. Есть церковное предание: что евангелист Лука, [который] был врач и художник, написал образ Богородицы с Богомладен-цем на руках и показал Деве Марии. Она одобрила эту икону и [как знаем из] Евангелия сказала: «Се бо, отныне ублажат Мя вси роди» (Лк. 1, 48). Вот, Ея пророчество сбылось: действительно ублажают Ее все роды. В Православной Церкви во всех службах в течение всего года ублажают Ее, особенно в догматиках восьми гласов. Там говорится в ветхозаветных прообразах о Богородице и о воплощении Бога Слова. Молящиеся, слушайте особенно внимательно, когда поются догматики. В Православной Церкви чтутся более трехсот шестидесяти чудотворных образов Божией Матери и описаны все чудеса от них. На иконах Пресвятая Богородица изображается с тремя звездами: одна на голове и две на плечах, это символы Ее присно-девства — Она была Дева до Рождества, Дева в Рождестве и по Рождеству Дева. Протестанты своим неверием в церковное предание исказили Святое Евангелие и дерзнули баснословить в своих мудрованиях, что [будто бы] у Девы Марии были дети. О! Какое нелепое мудрование так думать о чистодевственном Божием Сосуде. Вероятно, они преткнулись о слова: и не знаяше ея, дондеже роди сына Своего первенца (Мф. 1, 25). Дондеже — означает здесь не то, что будто бы до рождения не знал Ея, после же познал. Такова особенность языка Писания: так и не возвратился вран в ковчег, дондеже изсяче вода от земли (Быт. 8, 7), но он не возвратился и после этого. Или еще: «Я с вами есмь во вся дни до скончания века» (Мф. 28, 20). А после скончания разве не будет? Еще называет Его первенцем не потому, что будто Она родила еще другого какого-либо сына, но просто потому, что Он родился первым и единственным, Христос есть и первородный. Лютеране неверием своим в церковное предание исказили Святое Евангелие и создали глубокую ересь. В книге «Обличительное богословие» об этом сказано подробно, вот туда и отсылаю тех, кто хочет знать подробно об этой ереси. Я не буду разбирать родословие Спасителя по плоти, отсылаю к толковникам Священного Писания и предания, ибо они подробно говорят о родословии. Святой праведный Иосиф вдовствовал в чистоте много лет. Уже восьмидесятилетнему Иосифу была обручена Пресвятая Дева Мария, отданная ему для хранения Ея девства. Святой Иосиф не знал тайны воплощения Бога Слова, не знал, что зачатие было от Духа Святаго. Когда заметил, что Дева Мария непраздна, не желал обличить Ея, а хотел тайно отпустить. Когда он подумал об этом, святой Ангел вразумил его, открыв тайну зачатия от Духа Святаго. Тогда святой Иосиф с благоговейным страхом служил Марии, как Матери Божией и всего мира Госпоже и Владычице, а вместе [с тем] служил и рожденному от Нее Младенцу Богу. И можно ли подумать, что такая Чистая Дева имела детей? Святой Иосиф не дожил до времени служения Христова, скончался стодесятилетним старцем. Я, недостойный инок Валаамского монастыря, сообщу еще три чудесных случая о Божией Матери, [бывших] при моей жизни в монастыре. Считаю грехом, если не напишу о Валаамской иконе Божией Матери . Известный художник, академик иеромонах Алипий написал икону Богородицы во весь рост с Богомладенцем на руках. Писал он в то время, когда читали акафист Богородице в церкви. Скажут ему: «Читают акафист», — и он начинает писать. Затем скажут: «Акафист кончили читать», — тогда и он кончает работу. Образ Богородицы был написан за несколько приемов во время чтения акафиста. Этот образ Богородицы повесили в Успенской церкви на правой колонне. Затем, не знаю почему, вынесли этот образ в маленькую Никольскую церковь. В ней службы не совершаются, [икону] поставили к восточной стенке — заставили другими старыми образами, разобранным иконостасом, подсвечниками и другими церковными вещами. Иноки забыли сей святой образ. Одной благочестивой старушке в Петрограде явилась во сне Божия Матерь и говорит ей: «Поезжай на Валаам и скажи игумену Пафнутию, чтобы Мой образ перенесли в собор. Игумен сперва не поверит тебе, но ты скажи еще и еще [раз], тогда он поверит. Укажи ему место, где находится святой образ. Тогда игумен возьмет двух монахов и пойдет с тобой. Когда понесут Мой образ, схимонах в белом балахоне подойдет и облобызает его». Все так и сбылось, как было сказано старушке во сне. В книге пророка Иоиля сказано: «Излию от Духа Моего на всяку плоть, и прорекут сынове ваши и дщери ваша; и старцы ваши сония узрят, и юноты ваши видения увидят» (Иоил. 2, 28). Сию икону перенесли в собор и поместили на правой стороне на колонне. Когда мы уезжали с Валаама, и сию икону привезли и поставили ее у правого клироса на Новом Валааме. Это место [где устроен Новый Валаам] называется Папинниеми, купили у лютеранина [поместье]. То чудно, что [там, в имении] в одной хорошей комнате висел на стенке образок преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев. Место оказалось очень удобным для нас, престарелых иноков. Значит, наши хозяева заботятся о нас, грешных.Еще скажу об иконе Божией Матери. В Валаамском монастыре у схимонаха Мелетия был Козельщанский образ Божией Матери, стоял в углу на полочке. Однажды в отсутствие схимонаха некий послушник пришел в келлию с целью поискать деньги, знал, что отец Мелетий жил в городе, и думал, что у него непременно есть деньги. Только он вошел в келлию, вдруг возле иконы показался огонь и пошел прямо на него. Послушник очень испугался и выбежал из келлии в большом страхе. Он потом сам говорил о своем грехе и о чуде от образа Божией Матери. Еще один случай. У меня был образ Божией Матери с Бого-младенцем, который писал тоже отец Алипий. Двадцать лет я молился пред этой иконой, а затем послал ее в Эстонию, в Пюх-тицкий монастырь, одной скорбящей инокине. Она написала мне, что когда получила сей образ и принесла в келлию, то от иконы исходило благоухание три дня, и монахини, приходившие к ней, обоняли чудесное благоухание. Великий подвижник, преподобный Максим Кавсокаливит имел особенную веру ко Пресвятой Богородице. В один день пришел он в Церковь и с безмерной теплотой сердца и любовью целовал святую икону Ея. Вдруг ощутил в груди своей и в сердце своем некую особенную теплоту, излившуюся от святой иконы, и вошло в душу его великое умиление. Такая теплота не кровяная, а духовная. И слезы текут просто струей, и как бы все члены плачут. В такой момент буквально все люди делаются милыми: так и бросился бы каждому в ноги, и мыслей посторонних никаких нет, а весь сосредоточен в себе. Иногда бывает, что все члены просто ослабеют, и на ногах не устоишь. Тогда надо садиться или ложиться, пока все это кончится. Это не прелесть, а благодатное Божие посещение. Мне говорил об этом человек, который сам испытывал такое благодатное явление. Конечно, недуховный человек вместить этого не может, это становится ему смешным. Так некоторые говорили и на апостолов, когда благодать излилась на них в виде огненных языков. Говорили и насмехались: они напились сладкого вина (Деян. 2, 13). О, дивная Пресвятая Богородица, благодарю я, грешный, что Ты по Своей благости помогла мне, скудоумному, описать несколько чудес от икон Твоих. Аминь.
Пресвятая Богородица, спаси мя грешного.
Схиигумен Иоанн.(Схиигумен Иоанн (Алексеев). Письма Валаамского старца.)
Читать далееСвятой апостол Павел говорит: Наша брань не против крови и плоти, но против духов злобы поднебесных.
Дьявол преобразуется в Ангела света, является людям в виде Ангелов, даже в виде Спасителя. Преподобному Исаакию Киевскому, жившему в затворе семь лет, явились бесы в виде двух Ангелов и говорят ему: «Ты угодил Богу. Вот идет Спаситель, ты поклонись ему». И дьявол в виде Христа идет в сиянии, и преподобный поклонился ему. Бесы так его измучили, что он лишился ума, стал как младенец. Два года кормили его, ибо сам не мог есть. Через два года он, по молитвам преподобных, которые тогда жили в Печерской Лавре, поправился и, с Божией помощью, сам стал страшен бесам и имел над ними власть.
В этой же Лавре жил преподобный Никита, который просился у игумена в затвор. Игумен и другие старцы не советовали и говорили ему: «Ты еще молод и неопытен в духовной брани, враг может обольстить тебя, как Исаакия». Но он настаивал на своем: «Исаакий был обманут, и этот бесовский обман послужит мне на пользу во избежание его козней». Игумен и другие старцы уступили его просьбе.
Затворился молодой подвижник и стал подвизаться. Через некоторое время явился ему бес в виде Ангела и говорит: «Ты угодил Богу. Вот, я послан от Бога служить тебе. Ты теперь не молись, я буду молиться за тебя. Вот тебе знамение — будешь знать на память весь Ветхий Завет и знать языки. Народ будет ходить к тебе, и ты пророчествуй им». Молодой подвижник действительно стал предсказывать приходившим к нему будущее, даже и князьям предсказывал, и в точности все исполнялось. Весь Ветхий Завет знал на память, а Новый Завет позабыл. Сперва игумен и старцы не поняли его, а когда пришли к нему, поговорили с ним, тогда узнали, что он в прелести бесовской. Насильно вывели его из затвора и своими молитвами исцелили от бесовской прелести. Впоследствии он был епископом Новгородским.
Враг рода человеческого представил преподобному Симеону Столпнику в видении огненную колесницу и говорит ему: «Ты угодил Богу, и вознесем тебя на небо, как пророка Илию». Преподобный уже занес ногу, хотел сесть на колесницу, но оградил себя крестным знамением, и видение пропало.
Конечно, только один Бог совершенен. Диавол сперва искусил преподобного самомнением — сказав, что он уже удостоился за свои подвиги такого явления, — и святой чуть не погиб. Но Господь пожалел его за его труды и вразумил оградить себя крестным знамением.
Некоему старцу бес явился Ангелом и говорит ему: «Я послан к тебе от Бога». Мудрый старец сказал: «Наверно, ты ошибся, послан к другому старцу, а я недостоин видеть Ангела», — и враг исчез. К другому старцу, тоже мудрому, бес явился в виде Спасителя. Старец закрыл свое лицо руками и говорит: «Я не хочу видеть Христа в этой жизни, но в будущей жизни увижу Его».
Многими кознями враг искушает человечество. Антоний Великий видел все сети врага, распростертые по земле, и сказал со вздохом: «Господи! Кто же избежит их?» Услышал голос: «Смиренномудрие».
Жил я в скиту, пели мы с другим монахом, и во время службы, когда читали шестопсалмие, этот монах задумался. Я умом чувствовал его мысли, хотел стукнуть его по плечу и сказать: «Что ты замышляешь худое?» Но воздержался, думаю: надо проверить его мысли, будет ли так делать, как обдумал. Оказалось, он в точности так и сделал, как думал. У нас есть воображение и память, это одно внутреннее чувство. Мы можем очень хорошо представить все те места, где побывали. Так и у меня: враг представил мысли этого инока. Это не прозорливость, а вражие внушение.
Вот еще случай. У меня было лекарство от насморка. Я так же чувствовал умом: инок в другой келье хочет прийти ко мне за лекарством. Я отнес ему лекарство, он, конечно, говорит: «Как ты узнал? А я только хотел идти к тебе». Я ему ничего не ответил.
Иногда бывают совпадения: скажет человек мысли ближнего, то, что он думает. Тут трудно определить: случайное совпадение или дьявольское внушение, чтобы ввести неопытных в самомнение как прозорливых.
Прозорливость святых — совсем иная, ибо у них, по Божией милости, душа очищена от страстей, и они видят душевным оком. Из многих приведу один пример. Преподобный Стефан ехал мимо Троицкой Лавры в двенадцати верстах от монастыря и поклонился игумену Сергию. Братия в это время обедала. Преподобный Сергий сказал: «Встаньте, братия, и поклонитесь, ибо нам кланяется преподобный Стефан».
В память об этом чуде в Лавре во время обеда всегда вставали и кланялись. Вот прозорливость святых. Для них нет пространства, они видят душой так, как мы видим глазами окружающее нас.
Когда я жил в Петрограде в часовне, ходила к нам молиться пожилая женщина. Она всегда видела душой, кто к нам идет, и уже готовилась заранее встретить их. Так же видела, когда и где был ее муж в гостях и как он себя там вел.
Она рассказала это о. Иоанну Кронштадтскому, а он сказал ей: «Тут нет греха, но тебе это не на пользу», — и у нее пропала эта способность.
Такие ясновидящие — так их иногда называют — бывают от природы: получили дар без труда, и он не пользует их самих и других, ибо нет у них рассуждения, приобретенного трудами. А прозорливость у святых — ибо они, по Божией милости, очистили сердце от страстей и имеют истинное рассуждение, — благоразумно приносит пользу другим, ибо ими руководит Дух Святой.
Впрочем, и у святых духовное преуспеяние разное: «Есть подобные солнцу, другие — как луна, а иные — как звезда, и звезда от звезды отличается», как говорит св. апостол Павел.
Один Бог совершенен. Ведь сколько было таких, которые были восхищены на небо и видели славу святых, а потом падали и вели распутную жизнь на посмеяние людям. Конечно, падение духовных делателей бывает от самомнения и гордости. О, блаженное Смирение! Ибо нет у меня ума, и душа моя трепещет, как я могу восхвалить и понять Тебя? Ибо Ты Божественно — приклонило небеса и сошло на землю.
Схиигумен Иоанн. Схиигумен Иоанн (Алексеев). Письма Валаамского старца.)
Читать далееСвятое Евангелие писали четыре евангелиста по внушению Святого Духа. Из них два — Матфей и Иоанн — из числа двенадцати, а другие два — Марк и Лука — из числа семидесяти. Матфей писал первым из евангелистов семь лет спустя по вознесении Христовом, на еврейском языке, для уверовавших евреев. Апостолу Петру открыто было Богом: Марк написал Евангелие. Рассмотрев сие Евангелие, Петр засвидетельствовал, что оно истинно. Марк писал Евангелие спустя десять лет после вознесения Христова. Лука — по прошествии пятнадцати лет, [писал] так, как слышал. А Иоанн Богослов — спустя тридцать два года, ибо говорят, что после смерти трех евангелистов ему, по его требованию, принесли три Евангелия, чтобы рассмотреть их и обсудить, правильно ли они написаны. Апостол Иоанн просмотрел их и получил преизбыточествующую благодать истины, сам дополнил тем, что они опустили, а то, о чем они сказали кратко, расширил в своем Евангелии. Святое Евангелие от Марка написано было в Риме, потому что верующие в Риме просили апостола описать им дела и жизнь Христа. Святой апостол Лука, написал так, как слышал. Святой апостол Иоанн писал Евангелие по просьбе азийских епископов, [выступивших] против Керинфа и других еретиков, особенно же против учения евионитов, пустословивших, будто Христос не существовал прежде рождения от Марии. Господь Иисус Христос жил на земле тридцать три с половиной года. Стал ходить и учить о покаянии и о Царстве Небесном с тридцатилетнего возраста в продолжение трех с половиной лет. В продолжение этого времени много говорил и учил по Духу Святому. Изволися внушить святым апостолам написать учение Христово в Евангелиях. Некоторые говорят, что у евангелистов есть разногласия. У них разногласий нет: что один опустил — описал другой, поэтому и кажется, что они иногда противоречат. Вот пример: апостол Матфей говорит, что в стране Гадарин-ской было два бесноватых, а апостол Марк и апостол Лука говорят об одном. Сии последние избрали лютейшего из них и повествуют о нем [Мф. 8, 28-33. Мк. 5,1-13. Лк. 8, 26-33]. Есть апокрифические книги. В них благочестивыми людьми было написано пятьдесят евангелий, и в первые времена их читали свободно, как жития святых, и пользовались они уважением. Еретики основали на них свое лжеучение, искажали Святое Писание. Тогда [апокрифы] стали запрещать и уничтожать. На Соборах составили список отреченных книг и изложили канонические книги. Православная Церковь приняла Нерукотворный Образ Спасителя из апокрифических сказаний. Евангелие от Матфея изображает лицо человеческое, потому что начинается оно с плотского рождения и вочеловечения Слова. От Марка [Евангелие] имеет лицо льва, ибо лев есть образ царской власти. Марк, подобно льву, начинает с пророчества о покаянии. От Иоанна [Евангелие] имеет вид орла; как орел, высоко богословствует о Боге Слове. Святое Евангелие — глаголы живота [слова жизни] — мы должны читать, если есть время, ежедневно по несколько глав, внимательно, точно по складам, а по болезни ног можно читать сидя. Если читаешь сидя, со вниманием — Господь слышит, а стоя читать, рассеянно — Господь не слышит, как сказал преподобный Варсонофий Великий.
Схиигумен Иоанн.(Схиигумен Иоанн (Алексеев). Письма Валаамского старца.)
Читать далее