"Пресвятая Богородице, моли Бога о нас"

храм Державной иконы Божией Матери г.Ивацевичи

О гордости и смирении

Размещено 15 Октябрь, 2013; 11:02 в Св.Отцы о духовной жизни

Некий мудрый старец увещевал гордящегося брата, но сей ответил ему: «Прости меня, отче, я не горд». Мудрый старец возразил ему: «Чем же ты яснее можешь доказать, что ты горд, как не тем, что говоришь: я не горд?».

Да, гордость слепая сама себя не видит, гордость изобретение дьявольское. Вот исчадия ее: гнев, клевета, раздражительность, лицемерие, ненависть, прекословие, непокорность; она крепко настаивает на своем мнении, трудно подчиняется другим, замечаний не терпит, а сама любит делать замечание другим, слова выбрасывает неосмысленно: она не имеет терпения, чужда любви, дерзка даже до нанесения оскорблений, стремление к власти; гордые очень страдают хульными помыслами. Написал кратко на основании святоотческого учения.

Теперь сообщу о смирении. О блаженное Смирение, ты божественно, ибо преклонило небеса и воплотилось в человечество и грехи всего мира пригвоздило ко кресту. Душа моя трепещет, как я могу сказать что-нибудь о величии Твоем?

Богомудрые св. отцы вот что говорят о смирении: от него происходит кротость, приветливость, удобоумиление, милосердие, тихость, благопокорность. Смиренный не любопытствует о предметах непостижимых; а гордый хочет исследовать глубину судеб Господних. Смиренный не хвалится природными дарованиями и гнушается людскими похвалами — как человек, одетый в шелковую одежду, отбегает, если брызнут на него дегтем, чтобы не замарать своей дорогой одежды; так и смиренный убегает человеческой славы.

Свойство смирения видеть свои грехи, а в других добрые качества: а гордости свойственно видеть в себе только хорошее, а в других только худое. Вот еще черта смирения: простота, откровенность и естественность. А что такое смирение и как оно рождается в душе, никто не может выяснить словами, если человек не научится сему из опыта. Из одних слов нельзя сему научиться.

Авва Зосима говорил о смирении, его тут слушал ученый софист и говорит старцу: «Как ты считаешь себя грешным, раз ты не знаешь, что ты свят? Раз не знаешь, что имеешь добродетели? Ведь ты видишь, как исполняешь заповеди и считаешь себя грешным?». Старец же не нашелся, что сказать и только говорит: «Не знаю, что сказать тебе, но я считаю себя грешным». Софист настаивал, желая узнать, как сие может быть. Тогда старец опять не нашелся, что сказать и говорит со своею святою простотою: «Не смущай меня, я подлинно считаю себя таким». Тут же находился авва Дорофей и объяснил это софисту: как в науках бывает некоторый навык и не умеют объяснить, так и в смирении. Авва Зосима обнял его и сказал: «Ты постиг дело, оно именно так бывает, как ты сказал». Софист остался доволен и согласился с ними.

Из многого написать немного, если желаешь много и подробно знать, можешь прочесть в Добротолюбии.

Схиигумен Иоанн.(Схиигумен Иоанн (Алексеев). Письма Валаамского старца.)

Читать далее

О помыслах

Размещено 15 Октябрь, 2013; 11:01 в Св.Отцы о духовной жизни

Помыслы бывают трех родов: человеческие, ангельские и бесовские. Мысли человеческие ничто иное, как мечтательные образы вещей мира сего, сказал преп. Исихий. Ангельские помыслы всегда добрые и на сердце бывает мир и тишина, даже некоторое веселие. А бесовские мысли всегда греховные и в сердце чувствуется смущение. Иные люди иногда говорят: «Что ни шаг, то грех». Так говорить неправильно. У св. отцов все приходящие мысли названы прилогами, хоть и худые они, но безгрешны; мы по самовластию можем принять и не принять, если не примем их, то они безгрешны, а если примем и будем говорить с ними, тогда будут греховные и доведут они до телесного греха. Иногда приходят мысли неприятные: когда-то были ошибки, и вдруг они появятся, точно молния блеснет, я полагаю, что такие мысли естественные, человеческие прежние воспоминания. А бесовские мысли всегда греховные: о гневе, о блуде, о сребролюбии, о тщеславии, о гордости и о прочих страстях, и всегда в сердце бывает смущение. Конечно, мирянам трудно, даже невозможно, разобраться в помыслах, от каких причин они бывают. Ибо иные мысли у писателей, иные мысли у изобретателей, и иные у торговцев.

Схиигумен Иоанн.(Схиигумен Иоанн (Алексеев). Письма Валаамского старца.)

Читать далее

О чтение евангелия

Размещено 15 Октябрь, 2013; 10:59 в Св.Отцы о духовной жизни

В святом Евангелии от Мат. (16, 18–19) Господь сказал: «Яко ты еси Петр (камень), и на семь камени созижду Церковь мою, и врата адовы не одолеют ее».

Ибо глагол Божий не изменяется во веки веков. Как ни гнали Церковь Божию язычники и безбожники! Однако служба божественная всегда совершалась и будет совершаться до второго пришествия Господа нашего Иисуса Христа на землю. Св. отцы советуют читать Св. Евангелие ежедневно, если очень недосужно, хоть одно начало все же прочти. Читай не так, чтобы только прочесть, но внутренне помолись Господу, чтобы открыл очи твои сердечные для уразумения силы св. благовествования Христова: читай внимательно, точно по складам. Опытом познаешь духовную силу, исходящую от такого чтения, подобно кровоточивой жене.

Схиигумен Иоанн.(Схиигумен Иоанн (Алексеев). Письма Валаамского старца.)

Читать далее

Козни Бесовские

Размещено 15 Октябрь, 2013; 10:56 в Св.Отцы о духовной жизни

…Ах, какой ты безумный! Пишешь мне, что «не веришь в Бога и в Его святой Промысел и в бытие бесов». Неужели ты настолько слеп духовно, что не видишь в творении Творца — всемогущего Бога! Все так чудно сотворено и всему дан условный закон, и во веки веков он не изменится; мне помнится, что я писал тебе о Боге и о творениях Его.

А о существовании бесов кратко скажу из своего опыта. Жил я один в маленьком домике в предтеченском скиту на Валааме; сам себе готовил еду, растил овощи, а хлеб брал из монастыря, а изредка и сам пек. Ночи любил проводить без сна, ложился всегда после двенадцати, в 2 или в 3 часа. Конечно, днем спал, сколько требовалось природе. Однажды, в 2 часа ночи, согрел самоварчик и вместо ужина стал пить чай; вдруг слышу, что кто-то идет в коридоре, отчетливо слышны шаги человеческие; хорошо помню, что двери заперты. У меня мурашки пошли по телу, а кот сгорбился и шерсть поднялась у него, точно ждет кого-то или что откроется дверь и войдет к нам. Я взял лампу, вышел в коридор, осмотрел везде, нет никого. Конечно, неверующий скажет, что это галлюцинация. Нет, это не галлюцинация, а именно бесы. Иногда были слышны стуки в раму, когда я читал свое правило, и еще были стуки, но всех не буду описывать.

Вот еще приведу доказательство о существовании бесов, как и в Евангелии говорится. У меня был брат, жил в Петрограде, держал трактир, торговал хорошо, а я в то время жил там же на подворье Валаамского монастыря. Однажды приходит брат ко мне. Когда он пришел в келлию, то почему-то стал очень волноваться. Я посадил его на стул, а вверху были иконы с мощами; вдруг брат вскакивает со стула и кричит: гадкие-гадкие иконы, и побежал из келлии. Я остался в недоумении и думал, что это такое с ним случилось? Неужели бесноватый? Оказалось, что действительно — бесноватый. На следующий день пошел я к ним, его жена и говорит мне: «Когда он пришел домой, очень взволнованный, то стал кричать, что «я больше никогда не пойду к брату, там у него гадкие иконы». А когда я буду говорить что-либо из св. Евангелия, он тревожится и говорит мне: «Не говори это мне». Если покропить еду св. водой, он уже не будет есть, хоть и не видел, что кропили». Мне нужно было ехать в монастырь на пострижение в мантию. Приехал я в монастырь и попросил св. игумена поминать на литургии болящего Иоанна,— его тоже звали Иоанном; еще попросил и некоторых схимников помолиться о нем.

Совершилось таинство пострижения в мантию. Поехал обратно в многомятежный мир, взял с собой ягод земляники корзиночку из монастырского сада, покропил святой водой, думаю, вот угощу брата монастырскими ягодами. Приехал я в город, взял ягоды и пошел угощать ими брата. Смотрю: он кушает и благодарит меня за хорошие ягоды. Затем говорит мне: «Как ты уехал в монастырь, как-то ночью, только что стал засыпать, вдруг очень ясно вижу, что подходят ко мне два схимника и говорят мне ласково: «Не скорби, не скорби, будешь здоров», и ушли от меня. Я сразу же и поправился. Потом он сказал: «Меня испортили худые люди по зависти».

Этого случая я никогда не забуду. Верую в Бога и в Его могущество, в чудное Его творение; куда ни посмотрю, все меня удивляет и чувствую Его творческий промысел о судьбах мира и человека.

Как вы, безбожники, неужели не можете признать Бога Творца, смотря на все это чудное творение? Господь по своей благодати чудно все сотворил, дал условный закон и поддерживает свой мировой порядок, до своего второго пришествия на землю, тогда этот чудный мир упразднится и будет вечная жизнь, не имущая конца.

Схиигумен Иоанн (Схиигумен Иоанн (Алексеев). Письма Валаамского старца.)

Читать далее

О молитве

Размещено 15 Октябрь, 2013; 10:43 в Св.Отцы о духовной жизни

Очень печально слышать, что священники учат своих духовных чад во время молитвы в уме представлять образ Спасителя или Божией Матери или какого святого.

Такой способ молитвы неправильный, даже вредный. Знаю, что которые так молились, повреждали свои головы и ходили лечиться к докторам.

Скажу кратко, как должно молиться на основании богомудрых св. отцов. Ум надо заключать в слова молитвы и внимание держать в верхней части груди, ибо внимание — душа молитвы. На сердце нажимать не надо вниманием, если будет внимание в груди, тогда и сердце будет сочувствовать. Когда появится умиление и теплота сердечная, думать не надо, что получил что-то великое. Это бывает естественно от сосредоточения, но не прелесть. Все же от благодати Господь дает некоторое утешение молитвеннику.

Всеми силами старайся, чтобы никого не осуждать ни в чем. Чего себе не хочешь, того и другим не делай и вражды не имей, иначе молитва не будет прививаться к сердцу.

Схиигумен Иоанн( Схиигумен Иоанн (Алексеев) — Загляни в свое сердце. Письма Валаамского старца.)

Читать далее

Учителям

Размещено 15 Октябрь, 2013; 4:36 в Важно!, О Духовной Жизни

Учителям

На православном портале Sobor.by существует подборка новостей
В помощь учителю, на которой Вы можете ознакомиться с православными ресурсами и материалами, способными помочь в духовно-нравственном и душеспасительном воспитании наших детей, учеников, и подопечных. А также Русский культурно-просветительский фонд имени Василия Великого, где освящается российский опыт православного образования.

Огромное Вам спасибо за тот труд что Вы проделываете ежедневно и (многие) ежечасно. Пусть эта подборка хоть немного Вам поможет! Спаси Вас Господь и дай Вам сил и терпения в Вашем нелёгком труде!!!

Читать далее
Перейти к верхней панели