храм Державной иконы Божией Матери г.Ивацевичи
Этим летом, православная молодёжная группа Ивацевичского благочиния, под руководством диакона Кирилла, приняла участие в Международной Артезианской Археологической экспедиции. Вообще археология это очень интересная наука. Её можно назвать практической историей, ведь по её источникам изучается прошлое человечества, только основным орудием этой науки является кирка и лопата, а поле деятельности намного шире- это поля, степи, горы, болота и т.д. Сама экспедиция находится в Восточном Крыму, недалеко от г.Керчи. Экспедиция проводит научно-изыскательские работы по исследованию археологических памятников Боспорского царства в уникальном заповедном районе Крымского Приазовья — урочище Артезиан, которое славится заповедными живописными ландшафтами ,а так же уникальными археологическими памятниками — жемчужинами прибрежной зоны Крымского Приазовья. Среди них наиболее крупные городища — Артезиан и Багерово-Северное — мощные крепости, оберегавшие жизненно важные центры Боспорского царства от набегов воинственных кочевников — скифов и сарматов. Руководитель экспедиции Винокуров Николай Игоревич. Доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории древнего мира и средних веков исторического факультета МПГУ, член Экспертного совета по археологии, истории и смежным научным дисциплинам Совета Федерации РФ. Во время полевого сезона проводятся раскопки большой царской крепости и её некрополя на четырех участках, занимающих площадь более 9000 кв.м. В состав экспедиции входят ученые, студенты, аспиранты, докторанты гуманитарных ВУЗов России и Украины и просто добровольцы. Беларусская группа была приглашена в экспедицию на правах волонтёров или любителей.
Археология дело очень не простое. С одной стороны это внимательный, терпеливый умственный труд, с другой стороны тяжёлая физическая работа. Во время раскопок снимается огромное количество земельного грунта вместе с элементами какого-нибудь древнего строительного сооружения . К этому можно добавить палящее крымское солнце и незабываемую, по своим вкусовым качествам, артезианскую минеральную воду. Но не смотря на видимые тяжёлые условия, есть очень радостные моменты. Это конечно экспонаты. Когда только находишь какую- нибудь вещь человеческого быта двухтысячелетней давности, то всё изнеможение сразу проходит и вновь, вооружившись киркой или лопатой, рвёшься в бой за новыми победами. Вся территория раскопа поделена но определённые участки, в зависимости от добываемых на них экспонатов и их ценности. На более ценных участках работают более опытные археологи, которые уже не один год занимаются этой наукой. Подход копания на таких участках тоже соответствующий. Они очень аккуратно выбирают землю, не используют тяжёлый инвентарь и очень тщательно просеивают грунт, либо вручную, либо на специальном приборе.
На менее ценных участках работают менее опытные археологи, в основном это волонтёры и любители. Основное орудия труда их это кирка, лопата, отбойный молоток и желание потрудится во благо науки. С найденными экспонатами обращаются очень бережно. Его фотографируют, зарисовывают, заводят специальный паспорт и отправляют в музей либо на реставрацию.
Заниматься археологией очень интересно, потому что вольно-невольно соприкасаешься с культурой, бытом и судьбой человека, который жил много лет назад. Судьба этой цитадели, на месте которой ведутся археологические раскопки, печальна. Примерно в 40-х годах 1.в. она была уничтожена армией великой римской империи,вместе с местным населением и воинами, которые её охраняли.
Подъём в лагере был в 5.30,в 6.00 завтрак,в 7.00 начинается 8-часова работа, с перерывом на полдник. После работы — обед и до утра (6.00) свободное время. Кто-то едет на Азовское море, которое находится в двух км. от лагеря, кто то просто отдыхает. После ужина читаются интересные лекции, показываются фильмы. Особенно увлекательные лекции проводят учёные астроархеологи, специфика которых определять по звёздам точное местоположения различных древних памятников.
Как правило многие интересуются археологией и многие ею увлекаются, но не каждый становится настоящим археологом. Что бы им стать нужно много потрудится, пройти различные этапы экспедиционной жизни, заслужить уважение, а самое главное-стать достойным этого звания- «Археолога».
Пройдя многие этапы, начиная с дежурного по лагерю, заканчивая ответственным по наиболее сложным участкам, нужно пройти последний этап, или самый главный- это торжественное посвящение в археологи. На акте посвящения присутствует весь лагерь, который вместе с тобой разделяет эту заслуженную радость. Во время посвящения кандидат в археологи проходит обряд «Смирения», после чего произносит присягу и, из рук самого руководителя экспедиции, получает «удостоверение» настоящего археолога. Процесс посвящения очень интересный и увлекательный.
Уезжать всегда как-то грустно. За период пребывания в лагере экспедиции, успеваешь обрести много хороших друзей, впечатлений и небольших уроков в жизни. Попасть туда может каждый желающий, подавший заблаговременно заявку и заполнивший анкету. Побывав там один раз, тебя с радостью будут встречать снова и снова.
Подробную информацию об этой экспедиции можно прочитать на сайте: artezian.info либо в группе Контакта: http://vk.com/club11636478
Дмитрий Николайчик
Читать далее
О молитве
О духовном отце
О Божественной Литургии и о причащении Святых Христовых Таин
Жизненное
В православных семьях часто возникает вопрос: с какого возраста ребенку надо начинать поститься?Уже пора или еще нет? И в чем вообще должен заключаться детский пост?
Постись — не дерись
Cемилетняя девочка Аня подошла к батюшке и спросила: «Как мне поститься?» А он ей ответил: «Слушайся маму, не ссорься с сестрой, выполняй свои обязанности по дому». А еда? «Пост в пище — это важно, но второстепенно, — говорит протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря, отец 12 детей. — Если родители концентрируются только на внешних предписаниях поста, то они ошибаются. Цель поста — не диета и не самоистязание, а стремление к покаянию и через это приближение к Богу. Если ребенок постится, но при этом хамит мамочке, дерется с братьями и сестрами, отказывается родителям помогать — значит, ни сам пост, ни все семейное воспитание не достигают своей цели. Ведь дело не в том, чтобы посадить ребенка на строжайшую диету, а в том, чтобы у него было правильное духовное устроение, интерес к церковной жизни, чтобы дети росли самостоятельными людьми, которые отдавали бы себе отчет в том, что они делают, понимали, что делать можно, а чего — нельзя».
И те, кто постился в детстве, и опытные православные родители сходятся во мнении, что если для родителей пост естественен, то и дети принимают его без проблем, если родители испытывают радость от поста и несут его без принуждения, то и ребенок последует их примеру. «С одной стороны, какие-то вещи входят в быт православной семьи просто потому, что “вот так принято”, это норма и по-другому жить странно, — говорит протоиерей Максим Козлов, настоятель храма святой мученицы Татианы, отец четверых детей, — например, в Великий пост мяса в доме просто нет. Все опасения, что если ребенок в три года не будет жевать котлету, то вырастет больным, — абсолютная мифология. Раньше в христианских семьях постились строго, при этом дети вырастали нормальными, крепкими и здоровыми. Но это относительно уклада. А пост как личное усилие маленького человечка должен начинаться с того момента, когда он способен ради Христа в чем-то себе отказать. Скажем, в четыре-пять лет уже можно отказаться от конфет и не смотреть телевизор. А потом мера поста увеличивается — с каждым последующим годом что-то добавляется. Сначала это были только конфеты, потом добавятся вкусные молочные продукты, например фруктовые йогурты, и к восьми-десяти годам ребенок может прийти к той мере поста, которая была принята в предыдущие столетия, то есть к воздержанию от мясной и молочной пищи и ограничению в принятии пищи рыбной».
С тем, что отсутствие во время поста мяса в рационе ребенка не принесет вреда его здоровью, согласен врач и священник Игорь Смертин, клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы в селе Акулово, отец семерых детей: «Мы в своей семье определяем для детей три степени поста: первая — с молоком, но без мяса и яиц, вторая — без молочных продуктов, но с рыбой, третья — в зависимости от строгости каждого конкретного поста наравне со взрослыми. Бояться поста не надо. По своему опыту скажу, что без мяса могут спокойно обойтись даже маленькие дети. Мнение о том, что ребенок рискует недополучить витамины, вещества, необходимые для роста, — это стереотип безбожного воспитания, не имеющий под собой никаких научных оснований. Как врач, я бы посоветовал родителям давать детям в пост больше меда, клюквы, орехов, если у ребенка нет на них аллергии. Можно, конечно, давать и витамины “Декавит”, “Поливит” — самые простые и дешевые, которые можно найти в любой аптеке. А еще нужно давать как можно больше здоровой пищи и меньше суррогатов. Например, к соевым продуктам я отношусь отрицательно».
Читать далее
Однажды ко мне (ст. Паисию) в каливу пришёл один американец греческого происхождения, врач. Я увидел, что его лицо было светлым, и поэтому деликатно спросил о его жизни. «Отче, — сказал он мне. — Я православный христианин, но до последнего времени и постов не соблюдал, и в церковь заглядывал нечасто. Когда однажды ночью, опустившись у себя в комнате на колени, я просил Бога помочь мне в одном важном вопросе, комната наполнилась каким-то сладким Светом. Это продолжалось достаточно долго: я не видел ничего, кроме Света, и чувствовал в себе какой-то неизреченный мир». Я был поражён, потому что понял, что этот человек удостоился увидеть Нетварный Свет. Поэтому я попросил его рассказать, что предшествовало этому событию. «Отче,- стал рассказывать он, — я человек женатый и имею троих детей Начало нашей семейной жизни было хорошим. Однако потом моя жена, не имея терпения заниматься домом и детьми, стала просить у меня, чтобы мы ездили развлекаться вместе с ее подругами. Я пошёл ей на уступки. Прошло время, и она заявила, что хочет развлекаться с подругами одна. Я сам стал заниматься детьми. После этого ей расхотелось ездить в отпуск со мной и она стала просить у меня деньги, чтобы ездить в отпуск одной. Затем попросила снять для неё отдельную квартиру. Я пошёл и на это. Но она собирала в этой квартире своих любовников. Всё это время я старался различными способами — советами, уговорами помочь ей, чтобы она пожалела наших детей. Но она не принимала никаких советов. В конечном итоге, взяв у меня значительную сумму денег, она исчезла.
Я искал её, расспрашивал о ней где только можно — но всё было безуспешно, я потерял даже её следы. И вот однажды мне сообщили, что она приехала сюда, в Грецию, и стала торговать собой в одном из развратных притонов. Невозможно описать ту скорбь о её жалком падении, которая мной овладела. В скорби я опустился на колени и стал молиться: «Боже мой, — просил я, — помоги мне её найти, и я сделаю всё, что смогу, для того, чтобы она не погубила свою душу. Я не могу вынести того состояния, до которого она опустилась». И вот тогда меня омыл этот Свет и моё сердце преисполнилось миром«.- »Брате! — сказал я ему. — Бог увидел твоё терпение, твоё незлобие, твою любовь и подал тебе это утешение«. Поэтому я и говорю, что миряне станут нас судить. Видите как? Врач где-то в Америке, имея такую жену, такие условия и такое окружение, — и, однако, чего удостоился!
Блаженной памяти старец Паисий Святогорец «СЛОВА»
Издательский дом «Святая Гора», Москва 2002-04гг.
Христианские православные притчи — сайт с огромным набором православной мудрости
Читать далее(Из «Народных рассказов» Л. Н. Толстого)
И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в царствие твое. – И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю.
(Лук. XXIII, 42, 43)
Жил на свете человек 70 лет, и прожил он всю жизнь в грехах. И заболел этот человек и не каялся. И когда пришла смерть, в последний час заплакал он и сказал: «Господи! как разбойнику на кресте, прости мне!» Только успел сказать – вышла душа. И возлюбила душа грешника бога, и поверила в милость его, и пришла к дверям рая.
И стал стучаться грешник и проситься в Царство Небесное. И услыхал он голос из-за двери:
– Какой человек стучится в двери райские? и какие дела совершил человек этот в жизни своей?
И отвечал голос обличителя, и перечислил все грешные дела человека этого, и не назвал добрых дел никаких. И отвечал голос из-за двери:
– Не могут грешники войти в Царство Небесное, отойди отсюда.
И сказал человек:
– Господи! голос твой слышу, а лица не вижу и имени твоего не знаю.
И отвечал голос:
– Я – Петр-апостол. И сказал грешник:
– Пожалей меня, Петр-апостол, вспомни слабость человеческую и милость божию. Не ты ли был ученик Христов, не ты ли из самих уст его слышал учение его и видел пример жизни его? А вспомни, когда он тосковал и скорбел душою и три раза просил тебя не спать, а молиться, и ты спал, потому глаза твои отяжелели, и три раза он застал тебя спящим. Так же и я.
– А вспомни еще, как обещал ему самому до смерти не отречься от него и как ты три раза отрекся от него, когда повели его к Каиафе. Так же и я.
– И вспомни еще, как запел петух и ты вышел вон и заплакал горько. Так же и я. Нельзя тебе не впустить меня. И затих голос за дверьми райскими. И, постояв недолго, опять стал стучаться грешник и проситься в Царство Небесное.
И послышался из-за дверей другой голос и сказал:
– Кто человек этот? и как жил он на свете?
И отвечал голос обличителя, и опять повторил все худые дела грешника, и не назвал добрых дел никаких. И отвечал голос из-за двери:
– Отойди отсюда: не могут такие грешники жить с нами вместе в раю.
И сказал грешник:
– Господи, голос твой слышу, но лица твоего не вижу и имени твоего не знаю.
И сказал ему голос:
– Я – царь и пророк Давид.
И не отчаялся грешник, не отошел от двери рая и стал говорить:
– Пожалей меня, царь Давид, и вспомни слабость человеческую и милость божию. Бог любил тебя и возвеличил пред людьми. Все было у тебя – и царство, и слава, и богатство, и жены, и дети, а увидел ты с крыши жену бедного человека, и грех вошел в тебя, и взял ты жену Урия, и убил его самого мечом амонитян. Ты, богач, отнял у бедного последнюю овечку и погубил его самого. То же делал и я.
– И вспомни потом, как ты покаялся и говорил: «Я сознаю вину свою и сокрушаюсь о грехе своем». Так же и я. Нельзя тебе не впустить меня.
И затих голос за дверьми.
И, постояв недолго, опять стал стучаться грешник и проситься в Царство Небесное. И послышался из-за дверей третий голос и сказал:
– Кто человек этот? и как прожил он на свете?
И отвечал голос обличителя, и в третий раз перечислил худые дела человека, и не назвал добрых. И отвечал голос из-за двери:
– Отойди отсюда: не могут грешники войти в Царство Небесное.
И отвечал грешник:
– Голос твой слышу, но лица не вижу и имени твоего не знаю.
И отвечал голос:
– Я – Иоанн Богослов, любимый ученик Христа. И обрадовался грешник и сказал:
– Теперь нельзя не впустить меня: Петр и Давид впустят меня за то, что они знают слабость человеческую и милость божию. А ты впустишь меня потому, что в тебе любви много. Не ты ли, Иоанн Богослов, написал в книге своей, что Бог есть любовь и что кто не любит, тот не знает Бога? Не ты ли при старости говорил людям одно слово: «Братья, любите друг друга!» Как же ты теперь возненавидишь и отгонишь меня? Или отрекись от того, что сказал ты сам, или полюби меня и впусти в Царство Небесное.
И отворились врата райские, и обнял Иоанн кающегося грешника и впустил его в Царство Небесное.
Читать далее