храм Державной иконы Божией Матери г.Ивацевичи
Даже если шкаф не закрывается от одежды, у каждой из женщин неизменным остается вопрос: что одеть? И совсем другое дело, когда вопрос этот касается подбора наряда, когда женщина идет в церковь. Все мы вроде бы знаем, что отправляясь в храм, она, главное, должна прихватить платок и не забыть надеть юбку, а не брюки. Только почему одеваться надо именно так, мало кто из нас задумывается.
Внешний вид – отражение внутреннего состояния
Сегодняшняя встреча с митрофорным протоиереем Григорием Пилипчуком, благочинным церквей Ивацевичского благочиния, настоятелем храма иконы Божией Матери «Державная» г.Ивацевичи, посвящена обсуждению темы внешнего облика женщины в храме.
– Отец Григорий, у многих из нас сегодня женщина в платке ассоциируется с деревенщиной. Почему женщине обязательно нужно покрывать голову платком? Откуда такое правило?
– В храме все должно быть целомудренно, а значит и женщина обязательно должна быть в платке. Откроем Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, главу 11: «…Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава – муж, а Христу глава – Бог. Всякий муж, молящийся или пророчествующий (значит, говорящий, проповедующий) с покрытою головою, постыжает свою голову. И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая». Женщин легкого поведения в те времена обривали, и это было позором. Читаем далее: «Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается. Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа. Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа. Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею…» Девица могла ходить без платка, а замужняя женщина только в платке, и не только в церкви. Так было еще до прошлого столетия. Наши бабушки носили платки, причем лучший приберегали носить в церковь. Если бы современные женщины осознавали, что они слава для мужей, что муж для нее господин, то не было бы у нас столько разводов, не распадались бы семьи, не успев укрепиться. Сегодня – это главная проблема современного общества.
– Значит, женщина с покрытой головой в церкви как бы символизирует, что она согласна подчиняться мужчине.
– Да, по преданию женщина должна носить платок, а церковь придерживается предания. Та женщина, которая глубоко духовно образованна, она понимает и всем своим видом подчеркивает, что она исполняет Закон Божий. Если без платка – это дерзость, вызов. Ведь раньше, если женщина раскрывала перед чужим человеком голову, означало, что она раскрывает свою наготу. На Востоке по сей день это так. Откуда, думаете, пошло выражение «опростоволосилась»? Если в окружении чужих людей у женщины съехал с головы платок или вдруг его ветер сорвал, это было стыдно, конфузно, как если бы сегодня вдруг с женщины свалилась юбка на улице. Платок – это символ духовной красоты женщины, подчеркивающий ее скромность, смирение, стремление к Богу, и его ношение только помогает в молитве.
– Какой должна быть одежда?
– Скромной и благопристойной. Внешний вид христианина, его поведение и одежда отражают его внутреннее состояние, хотя и не всегда являются показателем благочестия. Однако стремление к чистоте внутренней, как правило, побуждает человека также быть опрятным и снаружи. Если человек скромен и кроток, это выразится также в скромной одежде и кротком поведении. Человек, имеющий мир и покой в сердце, будет тихим и сдержанным в разговоре, все его жесты будут уравновешенными. У верующего человека будет во всем проявляться стремление к порядку.
–Женщины любят одеваться модно, а в церкви одни бабульки в платочках, серенькие женщины… И создается впечатление, что сюда ходят неуспешные и убогие…
– Внешний вид не должен создавать негативного впечатления от православия в целом. Мы не должны производить впечатление странных людей, если хотим быть Церковью народа. И показывать пример народу, в том числе и своим внешним обликом. Эстетика в Церкви имеет огромное значение, в том числе и внешний вид верующих, их одежды. Православие – это не убожество, это красота жизни. И когда идем в храм, то должны надевать самую лучшую одежду, ведь мы идем, прежде всего, в Дом Божий!
– Но сегодня брюки прочно вошли в гардероб женщины…
– Брюки или джинсы как сугубо мужской вид одежды вообще должны быть исключены из повседневного гардероба каждой православной христианки. В Священном Писании сказано, что каждый, носящий одежду противоположного пола – проклинается. А мы относимся к этому легкомысленно, еще и возмущаемся, говорим, что это норма. Но на приеме у английской королевы норма – это женщина в вечернем платье, в брюках туда просто не пустят, и никого это не возмущает. Так почему же люди, отправляющиеся во дворец королевы, готовятся к этому соответствующим образом, а люди, отправляющиеся в Храм Бога, идут туда в том же, в чем ездят на дачу? Традиции надо знать и уважать. Кстати, и к юбкам есть определенное требование. Она не должна быть выше колен, со слишком высоким разрезом…
– А как же быть с природой женской, стремящейся наряжаться?
– Церковь не осуждает природной склонности женщин всячески украшать себя. И сам апостол Павел, так строго внушавший первым христианам простоту нравов, не запрещал женщинам одеваться с разборчивостью и со вкусом, он только восставал против неблагопристойности в нарядах, роскоши из одного тщеславия и расточительности: «Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом». А мини-юбки, глубокие вырезы и другие женские штучки не приветствуются в храме, чтобы женщине не быть соблазном для мужчины, который пришел в храм молиться. Церковь не место, где надо на себя привлекать внимание яркой одеждой, косметикой. Женская косметика во все времена была боевым раскрасом женщин, выходящих на тропу завлечения мужчин. Если ты пришла в храм, то зачем пудра и помада? Здесь надо быть просто человеком, таким, как тебя создала природа. И дело не в том, что если на ней будет юбка не того фасона, то Бог ее молитву не услышит. У святого Иоанна Златоуста есть удивительное выражение: «Таинство нашего ближнего». Таинство нашего спасения зависит от того, какой мы оставляем след в жизни тех людей, с которыми соприкасались. Ранили их или исцеляли. А тут мы… своим внешним видом даем повод и так слабым духовно людям заняться чем-то другим помимо молитвы. Так что идя в храм, лучше одеться так, чтобы твоя одежда не давала повода отвлекать от молитвы ни тебя самого, ни других людей. Чтобы не быть искусителем, так как именно с них больше спросится, а не с искушаемых.
– Если мы видим в храме человека, выглядящего не должным образом, надо ли ему делать замечание? И кто имеет право сделать его?
– В притворе есть у нас и платки, и юбки для тех, кто случайно пришел в храм одетым неподобающим образом. И если вы увидели такую женщину, не спешите бежать ей навстречу с замечаниями и одергиваниями. Представим ситуацию: женщина случайно проходила мимо храма, и у нее появилось желание зайти. Но тут другая мысль остановила её: «Ты не так одета! Тебе туда нельзя!» Какая из этих мыслей от Бога, а какая от лукавого? Кто ее позвал в храм, а кто отпугнул? Согласны, что мысль посетить храм была от Бога, а вторая мысль пришла «слева»? Так зачем же нам становиться союзниками «левого»? А если нужда привела женщину в храм, вдруг у нее что-то случилось, что в горе и не заметила во что одета… а мы накинемся на нее с замечаниями? Так что не надо в церкви хозяйничать и изгонять из нее тех, кого позвал сам Господь. И еще нам надо помнить золотое правило христианской этики: не я терплю – меня терпят. Никто из нас не хозяин в храме. Домовладыка здесь – Господь. Он позвал нас к себе.
– Так как же помочь случайно зашедшему впервые?
– Если он остановился в растерянности, к нему можно подойти и, извинившись, предложить свою помощь. Показать, где лежат платки и юбки, но тактично, любя. С кротостью объяснить, что в таком виде церковь посещать не следует. И сделать это надо тихо, наедине, не привлекая внимания окружающих, дабы не смутить сердце человека, не отвернуть его от Церкви. Вообще же в правилах поведения нет ничего сложного, все они просты и легко усваиваются буквально за несколько первых посещений, тем более, что в церкви всегда найдутся отзывчивые люди, готовые ответить на все ваши вопросы до или после службы.
– Некоторые женщины так подчеркивают свой «церковный вид», а в поступках не меняются…
– Святой может быть и та женщина, которая постоянно использует косметику. К примеру, святая страстотерпица императрица Александра Фёдоровна. Для нее косметика была не выбором, который она сделала в своей эмансипации, а следованием семейной социальной традиции. И сегодня, женщине не стоит нарочито подчеркивать свою «инаковость»: ходить в черных одеждах, застегнув верхнюю пуговицу кофточки и напускать на себя благочестивое выражение. Если в ее окружении это входит в правила приличия (нормы) в той среде, где она работает, живет, она может использовать косметику. Умеренно. В соблюдении правил, подчеркиваю, должна быть разумность и осознанность. Внешнее и внутреннее стремление должно сочетаться и вести к живой вере в Бога.
–Спасибо.
– Спаси Господи.
Беседовала Валентина БОБРИК.
Читать далееМоя светлая Пасха!
Празднование Пасхи Христовой всегда неповторимо. Это праздник праздников и торжество торжеств, самый светлый и радостный день в году. У многих людей с празднованием Пасхи связаны свои, особенные воспоминания. При этом среди воспоминаний о праздновании Воскресения Христова какое-то одно является памятным долгие годы, а иногда и особым образом повлиявшим на дальнейшую жизнь. Наши читатели поделились рассказами о самой памятной Пасхе, запавшей глубоко в душу и согревающей светом того дня каждый раз к Пасхальному звону колоколов, извещающему «Христос Воскресе!»
Благоуханная Пасха
Самая яркая Пасха была в год, когда из Минска на страстной седмице к нам привезли мироточивую икону Божией Матери «Державная». Она мироточить начала в доме Валерия Михайловича Ярчака, юриста из Минска, референта на то время митрополита Всея Беларуси Филарета. С этой иконой он побывал во многих храмах, особенно сильно мироточила икона в Гродненском женском монастыре. Тогда Валерий Михайлович попросил митрополита в память об этом событии какому-нибудь новостроящемуся храму дать название в честь «Державной». И митрополит Филарет сказал, что в Ивацевичах начал строиться храм (Закладка храма состоялась в честь Кирилла Туровского, и нижний храм носит это имя, а верхний было принято решение назвать в честь иконы Божией Матери «Державная»).
Так вот, Валерий Михайлович в 90-е годы привез свою мироточивую икону в Бытень, где я был настоятелем храма. Она уже на тот момент не мироточила, но когда лежала на аналое, то благоухала время от времени. То сильно, то нет. И кому-то было слышно, а кому и нет. Я сам, когда прикладывался к иконе, слышал еле уловимое благоухание. С этой иконой мы поехали в Ивацевичи и отслужили молебен с акафистом в честь «Державной» на месте строящегося храма. А на Пасху (Валерий Михайлович еще был у нас в Бытени), мы вышли с образом «Державной» на Крестный ход. Певчие пели: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на Небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити!» Помнится, на улице был сильный ветер, и вдруг икона так сильно заблагоухала, что услышал обильное благоухание и я, и весь клирос с певчими, и прихожане. Пение стало таким торжественным – словно Ангелы присоединились к их пению. Прихожане шли с зажженными свечами, вторили хору… И я шел с народом в темноте – в одной руке трисвечник, в другой – кадило, а на душе – Пасха, такая милость Божия не по заслугам. Второй круг вокруг храма, третий – то же благоухание. Радость непередаваемая. То ли небеса спустились на землю, то ли мы не Небе. От напряжения последних дней ничего не осталось, и Пасхальная служба прошла, как на одном духу… Служба закончилась, а внутри эхом отдается благодать и благоухание.
Вот такая необычная Пасха была у нас. Хотя каждая Пасха особенная и каждый раз это событие.
Пользуясь случаем, хочу всех вас, дорогие православные христиане, еще раз поздравить с Пасхой Христовой! Несите свет Христовой любви всем людям, особенно тем, кто болен, лежит в постели и не может встать. Сколько вокруг нас одиноких, немощных и забытых иной раз родными стариков. Помогите им. Представьте, как вы их осчастливите, как они будут благодарны вам, и Бога будут славить. Ведь этого и хочет от нас видеть Бог – Любви. «Да святится свет ваш пред человеки, и да видят они ваша добрые дела, и прославят Отца вашего, иже есть на Небесех».
Отец Григорий.
Чудо Благодатного огня.
Это произошло не со мной, но не могу рассказать о чуде, которое произошло с братом моего знакомого. Сергею Ивановичу посчастливилось Пасху встречать в Иерусалиме в храме Гроба Господня. Как известно народу там собирается в эти дни видимо-невидимо. Шум, гул, крики на иностранном языке в таком святом месте неприятно напрягали, не давали сосредоточиться на молитве. И вот подошло время, когда в волнении толпа замерла – все ждали появления благодатного огня. И когда он сошел, радость охватила всех непередаваемая. «Боже, неужели это со мной происходит? Откуда мне сие! – вспоминал мужчина о переполнявших его чувствах. – Первая Пасха – так далеко от дома. Где-то в Беларуси папа, мама, жена, родственники, а я здесь (они даже не представляют что со мною происходит). Вокруг меня радостные люди – я всех люблю! Какое счастье!» В первые минуты огонь действительно не обжигал, пучки свечей пламенели вокруг и все «умывались» этим благодатным огнем, обнимались, радовались, забыв о тесноте и томлении. Это было поистине чудо, чудо, которое совершалось вживую, прямо на твоих глазах.
Но когда он вернулся в гостиницу, то обнаружил, что вся спинка пиджака (а он был в новом светлом пиджаке) была облита воском от горящих пучков свечей. Пиджак однозначно был испорчен, но Сергей Иванович недолго расстраивался, а утешил себя – одним пиджаком больше, одним меньше, подумаешь. Главное, такую Пасху он не забудет никогда!
Когда он проснулся, на пиджаке не было ни пятнышка. Как будто воск растаял, растворился, улетучился… И это было еще одним чудом Святой Земли.
Людмила А.
Самое дорогое яйцо.
Подготовка к той Пасхе была обычной: мыли окна, стирали, убирали, готовили салаты, мяса побольше, пекли пироги, красили яйца… И, как было не раз, за день так умаялась, что сил на Всенощную не осталось. Но все равно в душе был настрой – пойти в любом случае. Муж поддержал, тем более, что в том году совпало так, что именно на Пасху у меня был юбилейный день рождения. Договорились, что в ту Великую субботу поедем к полуночи, на Крестный ход. И в оставшееся время, муж быстренько нырнул в постель и крепко уснул. Я же не могла сомкнуть глаз: одна часть меня говорила: «Вот поедешь не отдохнувшая, там стоя уснешь, «брямкнешься» об пол и опозоришься», а другая шептала: «Как же ты дома останешься, столько готовилась и не пойдешь?» «Иду», «Не иду» – в этой борьбе время двигалось вперед, а мозг не отключался, чтобы задремать и хоть немного восстановить силы. Сражаясь сама с собой, я в конце концов уснула, а муж тихонько встав, пожалел меня будить и, взяв заготовленную корзину с пирогами и пасхальными яйцами, уехал в церковь. Сквозь сон мне что-то слышалось, что надо вставать, что я встаю, собираюсь, иду…
Утром на рассвете муж тронул тихонько меня за плечо и с радостной улыбкой объявил: «У меня для тебя подарок. Такого подарка у тебя никогда еще не было, это может быть только однажды». Его слова повергли меня в смятение. Мне хотелось возмутиться, что он не разбудил меня, но он уже разжал кулак и протянул мне раскрашенное сувенирное яйцо. «Представляешь, батюшка поздравлял всех с Пасхой и бросал из корзинки прихожанам сувенирные яйца. Я смотрю, одно летит рядом, выпрямил руку в сторону, и оно прямо в центр ладони шлепнулось. Я сжал кулак и подумал – жене подарок!»
Смотрела я на мужа, а в душе волной разливалась такая радость, такая благодарность! Это действительно был самый необычный и самый дорогой сердцу подарок и самая красивая Пасха. Как будто сам Христос пришел в наш дом благословить нас на жизнь. Ведь яйцо – это символ жизни.
…На следующий год, когда была Всенощная, батюшка тоже бросал прихожанам сувенирные яйца. Сердце мое наполнилось ликованием той же радости, когда муж мне дарил такой подарок. Хотелось еще раз такого чуда. Но яйцо пролетело мимо и упало соседней женщине прямо в корзинку. Та от радости воскликнула: «Ой, подарок, к рождению долгожданной внучки!» Скажете случайно? Не думаю, ведь во всем – промысел Божий. Вскоре, кстати, в юбилейный тоже год, но уже в совместной жизни, мы повенчались.
Нина
Соблазнили мороженым.
Мои воспоминания о Пасхе начинаются с детства, когда в обществе вера в Бога воспринималась как признак тупоумия и отсталости. В моей семье о Боге не говорили и, кроме одной спрятанной иконы, никаких «за»и «против» не озвучивали. Но на Пасху утром накрывался праздничный стол и никто не брал в рот еду, пока соседская бабушка не приносила с деревенской церкви (в Ивацевичах церкви не было) освящённое яйцо и пасху. Это были все знания по теме веры и Бога.
Прошли годы, и в 1984 мы с мужем поехали в медовый отпуск на море в Крым к родне, которую я и видела-то в первый раз. Все было чудесно, кроме приставания к нам моей верующей родни с предложением обвенчаться. Я болезненно отказывалась, отмахивалась, как от налипшей паутины. Даже расстраивалась от их глупой веры в Бога.
Жизнь повернулась так, что мы через год неожиданно приехали по распределению в Крым, только в другой, ещё более красивый город на море. А еще через пару лет уже со спокойным интересом пригласили родню по их просьбе к нам на Пасху. У нас в городе была очень красивая церковь, построенная еще по проекту придворного архитектора царского двора. Я старательно готовилась к встрече с родней – приезжали мама с дочкой 5 или 6 класса. Я наготовила разных блюд, конечно не постных, так как ничего о них не знала. Но наши гости ни к чему не притронулись, объясняя это тем, что постили и пойдут на всенощную службу. Ели мы с мужем сами. Потом мы с мужем предложили им показать город, но мама отказалась. Правда, девочке она разрешила поехать с нами, так как та очень просила. Мама «на дорожку» о чем-то говорила тихо дочери, что-то наказывала ей, но меня это волновало мало. Главное, когда мы вышли за дверь, я почувствовала, что, наконец, сбросила оковы «непонятно как быть гостеприимной хозяйкой», и мы втроем поехали в город. Прекрасно прогулялись, посмеялись, купили мороженое.
Девочка от мороженого с упорством стала отказываться, мол, ей нельзя есть скоромное – она постила весь пост и хочет причаститься. Но мы сказали ей: «Ты что, совсем ненормальная, мороженое можно». И она растерялась от нашего напора, а потом сдалась и съела мороженое. Помнится, мы тогда очень довольные вернулись домой.
Вскоре гости уехали на Всенощную в церковь. Тогда я даже не задавалась вопросом, причащалась ли наша девочка? Об этом эпизоде и о своем грешном участии в нём в канун такого Великого праздника я вспомнила гораздо позже…
Елена.
Причастие.
Наверное, нет ни одного православного человека, который бы с трепетом и волнением не радовался возгласу на службе: «Христос Воскресе!», чтобы с ликованием – «Воистину Воскресе!» – прочувствовать истинную радость этого великого праздника.
У меня же к этому чудесному празднику есть еще одно, особое отношение, как к великой тайне промысла Божия. Уже нет моих родителей со мной, но Пасха уже не первая, окутывается этим промыслом в моей судьбе, а с нею – радостью наполняется сердце об исполнении дочернего долга перед родителями. Думала ли я тогда, когда сама начинала ходить в храм и мало что понимала в таинствах, что простое послушание напутствию батюшки сыграет огромную роль в моей дальнейшей жизни. На исповеди, я просила совета, как мне быть с моими престарелыми родителями и батюшка мне тогда сказал: «Не оставляйте их без исповеди и причастия».
Время приближалось к Пасхе и я с рвением стала выполнять сказанное – предупредила, что будем готовиться к Причастию. Родители уже тогда были слабенькие, им было за 80, но я приехала в Гичицы (кстати, ближайший храм в 10-15 километрах от деревни) и стала их собирать в церковь. Был праздник Благовещения, будний день по календарю, и нам надо было успеть к рейсовому автобусу, так как машины у меня не было. Мы оделись и кое как «притупали» к автобусной остановке. Помнится, я так устала от сборов и дороги, но старалась виду не подавать. Родители, жалея меня, были послушны и не жаловались. Тем не менее, со стороны это было жалкое, печальное зрелище немощи. С Божьей помощью доехали до Ивацевичей. Водитель на вокзале спросил меня: «Куда Вы их таких немощных волочете?» Я ответила: «Как куда? Скоро Пасха, нам надо в церковь к исповеди». Водитель был потрясен и сказал: «Вы не выходите, я довезу вас до церкви». И сегодня я со слезами вспоминаю, какая милость Божия была к нам, что такой человек встретился на нашем пути. Я воспрянула духом, поняв, что мы двигаемся в правильном направлении. В храм мы пришли первые. Родители впервые поисповедовались и причастились Святых Христовых Таин. И с Причастием – преобразились. Было видно по их лицам, что они счастливы, получили благодать, мир и тишину. Через год отец ушел из жизни, а еще через восемь лет и мама покинула меня. Смерть у них была тихая и спокойная. И это уверена, это потому, что они регулярно, до последнего дня исповедовались и причащались. И чем больше лет проходит без них, тем сильнее вспоминается та радостная Пасха, когда я их впервые привела к исповеди и причастию. Это была поистине самая светлая Пасха в моей жизни. И батюшке я очень благодарна за наказ, ведь с исполнения его, хотя в тот момент думала, что это не реально сделать, у меня началась другая жизнь – жизнь с Богом. С верой, что все возможно по милости Божией.
Евгения Викторовна
Солнце «играет».
И я расскажу о своей памятной Пасхе. Однажды, лет 10 еще назад, мы с сестрой отважились пойти на Всенощную и чувствовали себя почти героями. Как же, выстояли службу до 24 часов, прошли со всеми Крестным ходом и снова в храм. Но «геройство» наше стало проходить – ноги гудели, хотелось спать и все чувства сменились одним: «Быстрее бы освятить корзинки». Но когда наступил долгожданный момент, батюшка пошел сначала освящать по центральному входу, потом с правой стороны, где обычно стоят мужчины, потом на улицу… А мы, растерянные, но понимающие, что «заслужили» ропотом, оставались ждать своей очереди в храме с левой стороны. Словом, мы были в числе последних, но как только наши яйца и пироги были освящены, всю усталость, как рукой сняло. Домой мы шли легко, радостно и пока дошли до своей улицы, наступил рассвет. Вышло пасхальное солнышко, мы смотрели на него, а оно играло, будто внутри солнца радуга, и внутри кружилось то в одну, то в другую сторону, как мячик. Мы слышали раньше, что солнце «играет» только в день Пасхи, но видеть это чудо как-то не приходилось. А тут… Незабываемое впечатление! Мы переглянулись и лица наши сами засияли улыбками. Помнится, засыпала тогда все еще с улыбкой на устах, а на душе звучало: «Христос Воскресе! – Воистину Воскресе!».
Галина
Читать далее«Благовествуй, земле, радость велию – пойте небеса Божию славу»
Возлюбленные о Господе пастыри, монашествующие, благочестивые миряне и все верные чада нашей Православной Пинской Епархии!
В эти пасхальные дни каждый несет в себе Христа Воскресшего. Возблагодарим Бога за то, что Господь и в этом году даровал нам пасхальную ночь, даровал нам быть на Своей Трапезе.
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Пасхальные дни – это, по слову Святителя Иоанна Златоустого, «дни особенного веселия, особенной радости». Святитель Григорий Богослов, исполненный духовного ликования, восклицает: «Христос восстал из мертвых – восстаньте с Ним и вы; …Христос из гроба – освобождайтесь от уз греха».
Воскресение Христово, Пасха! Не напрасно так называется этот день торжества Христова над злом, над рознью, над ненавистью. В эти дни мы преисполнены пасхального чувства победы Божией и радостью о том, что и мы соучастники этой победы; не только потому, что нам Господом дано это видеть, это знать, этим жить, этому радоваться, но потому что и в нас действует сила жизни, не временной только, а вечной. Ведь Пасха Господня – это избавление нас от рабства греху и диаволу и соединение со Христом; это избавление от смерти и воскресение к жизни вечной.
Когда умер Господь Иисус Христос, Его ученикам казалось, что погибла всякая надежда: земля победила небо, человек победил Бога, ненависть поразила любовь. И они понимали, что жить больше нечем; будучи со Христом они вкусили вечную жизнь, а теперь Его больше не было. И вот перед ними является воскресший Господь, живой плотью Своей, живой человечеством Своим, но живой уже не просто утраченной Им земной жизнью, а жизнью вечной. И явившись, Господь Иисус Христос дарует Своим ученикам вечную жизнь, и поэтому они не боялись смерти. Апостол Павел говорит: «имею желание разрешиться (умереть) и быть со Христом, потому что это несравненно лучше» (Фил. 1:23). Вся проповедь апостолов была проповедью о кресте и воскресении, потому что из гроба воссияла весть воскресения, потому что смертью была попрана смерть, потому что жизнь вечная восторжествовала над временным, кажущимся поражением Сына Божия. Апостолы и все святые не боялись смерти, ибо они стремились ко Христу и всегда были преисполнены пасхальной радости, победы жизни над смертью.
Иногда и нам кажется, что в мире столько зла, что человек становится неспособным думать и выбирать добро. Но это — ложь! Христос — победитель! Если мы будем с Богом, то нам ничего не страшно. И сегодня Христос побеждает! Сейчас в мире множество искушений – информация, удобства, комфорт, без которого, кажется, уже невозможно жить. На самом деле невозможно жить без Бога, а с Ним можно жить везде. Везде жить хорошо, когда человек живет с Богом, и везде будет плохо, когда в сердце нет Христа.
Поэтому пусть радость Воскресения сохранится в нас в течение всего года, всей нашей жизни. Пусть всегда перед нашими глазами будет пример жизни преподобного Серафима Саровского. Его жизнь была очень тяжелой, порою невыносимой — столько испытаний было у этого угодника Божия — но старец всякого человека, приходившего к нему в любой день с добрым намерением и раскаянием во грехах, осенял крестным знамением и обнимал со словами: «Радость моя, Христос воскресе!». А это и нам назидание в том, что свет и радость Пасхи Господней должны постоянно пребывать в наших душах и сердцах. Нужно учиться жить так, чтобы воскресший Христос жил в наших сердцах, несмотря на все скорби, печали и болезни. И чтобы в каждом человеке мы видели Бога. Это и есть настоящая победа над смертью.
Дай Бог, чтобы мы были сопричастны этой Победе, чтобы прожили ее, и она дала бы нам дерзновение видеть впереди не могилу, а Небо, к которому стремится каждый верующий человек.
От всего сердца поздравляю всех с величайшим и радостнейшим праздником Воскресения Христова, Пасхой Господней! Пусть Сам Воскресший Господь поможет нам всем пребывать непрестанно в пасхальной радости и чистоте сердца, дабы воссиял свет Христов в людях и прославлялся Бог в великих делах Его.
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ ХРИСТОС!
СТЕФАН, Архиепископ Пинский и Лунинецкий
Пасха Христова
2017 года
г.Пинск