Алкоголик в семье: как помочь близким?

Размещено 15 Январь, 2016; 2:23 в Без рубрики, Новости прихода

Алкоголик в семье: как помочь близким?

 

Жить в одном доме с алкоголиком или наркоманом – сущий ад. Практика показывает, что в одиночку с этой бедой не справиться. Нужна помощь извне. Страдает зависимый, и люди, которые его окружают, страдают не меньше, невольно становясь созависимыми от поведения злоупотребляющего. Об этом и о многих других аспектах этого недуга и ошибках близких в борьбе с ним шла речь во время семинара, который проводился на базе воскресной школы храма иконы Божией Матери «Державная» г.Ивацевичи специалистами и волонтерами единственного в Беларуси православно ориентированного реабилитационного центра «Анастасис», действующего при Свято-Успенской Жировичской обители.

«Анастасис»

Реабилитационный центр Белорусского экзархата «Анастасис» создан в 2011 году. Как говорит его директор Виталий Пашкевич, алкогольная зависимость – это био-психо-социо и духовное заболевание. Поэтому в центре работают рядом со специалистами врачи-наркологи, психотерапевты, психологи и священники. Помочь в этой беде гораздо легче, если зависимый признает себя алкоголиком\наркоманом, принимает Бога и доверяется ему, считают в центре. «Анастасис» находится в деревне Сосновка Слонимского района. Принимают туда мужчин и женщин в возрасте 18 – 45 лет, желающих избавиться от наркотической или алкогольной зависимости. Сейчас в центре на реабилитации находится 20 человек. Истории их похожи друг на друга, потому что каждый, кто пришел за помощью, осознал, что он не может выбраться самостоятельно из этой пропасти. Пациенты обеспечиваются трехразовым питанием, постельными принадлежностями, комплектом материалов для работы по программе «12 Шагов», изучают основы православия.
На первом этапе реабилитации происходит полная изоляция пациентов, они «погружаются» в рабочую атмосферу, чтобы более эффективно усвоить программу. Ежедневная терапевтическая работа в группе начинается с группового самоанализа пациентов, чтобы анализ чувств и эмоций стал для них естественной потребностью, развивался самоконтроль.

Программа вовлекает в процесс родных и близких пациента, а также опытных священников. Огромную поддержку центру оказывает Жировичский монастырь, помогая с питанием и устраивая в стенах монастыря регулярные встречи-беседы со священнослужителями и медиками.
Сам директор уже 14 лет работает с зависимыми, начинал координатором  в иных реабилитационных центрах республики. В прошлом, кстати, Виталий Антонович тоже зависимый. Он, как говорится, «на своей шкуре» ощутил, как непросто остановиться и сказать алкоголю: «Нет».

– В 33 года я, выброшенный на улицу мастер спорта, потерявший паспорт, семью и детей, в который раз приехал «доставать» мать. И она, самый близкий мне человек и последний в моем списке, кто всегда протягивал руку помощи, вдруг не поверила моим обещаниям и указала мне на дверь, – откровенничает Виталий Антонович. – В этот момент у меня в голове молнией полоснуло – я на самом дне… И с этого шокового момента началось мое выздоровление – «игра» прекратилась.

Он, как никто, теперь понимает чувства близких, которые не знают, как заставить зависимого лечиться.  По его мнению, заставлять бесполезно. Сопротивление в этом случае будет только расти. Нянчиться, как с малым дитем, – такой вариант тоже не приносит пользы. Зависимый должен сам захотеть лечиться. И помочь ему это понять можно. Уже тем, что близкие начнут жить своей жизнью, начнут заботиться о себе, не обращая внимания на то, что делает зависимый. Жестоко? Да, любовь должна быть жёсткой к зависимому. Он должен четко усвоить, что у него есть два пути: первый – пить сколько хочешь, пока не умрешь, но мы тебя тогда не знаем, либо второй – мы тебя поддерживаем, но ты не завтра, а сегодня принимаешь решение лечиться и бросаешь пить.

«Игра» с алкоголезависимым

– Вторая ошибка близких – верить обещаниям. Если зависимый говорит, что он согласен лечиться, но не сегодня, а через неделю или хотя бы через пару дней – не верьте. Он еще сопротивляется и хочет оттянуть момент своего решения бросить пить, надеясь, что вы отступите от своих требований.  Не идите на поводу, а дайте четко понять, что втягивать себя в бесконечную «игру» вы не дадите, – убеждает следующий выступающий врач-нарколог и психотерапевт Григорий Небоженко, который столкнулся с подобной бедой в собственной семье, когда его тридцатилетний сын стал наркоманом. После этого врач стал тесно сотрудничать с Белорусским православным центром реабилитации зависимых от алкоголя и наркотиков «Анастасис».

Кто такой алкоголик? Врач разыгрывает сценку: ставит на стул волонтера, кстати, которая в прошлом страдала от наркотиков. Она играет роль алкоголика. А доктор комментирует: «Смотрите, этот человек, возвышающийся на стуле, всегда выше вас, он смотрит на близких свысока, все проблемы его не касаются, у него возникает чувство превосходства, безразличия, ему доставляет удовольствие выматывать вас. Он стоит на стуле, значит, у него самого нет почвы под ногами, он в невесомости. А значит, он не несет никакой ответственности ни за жену, ни за детей, ни за мать. Да, он обещает не пить, но лечиться ехать сегодня, прямо сейчас, он не готов, ему сегодня надо еще похмелиться, а завтра… Правильно, напиться снова. Знайте, что откладывая свое лечение, алкоголик обманывает вас, он вновь втягивает вас в свою игру и основательно садится вам на шею. В эту «игру» включается все окружение зависимого».

Что делать? Ставьте условие: либо ты идешь за помощью (к батюшке, психиатру, наркологу, психотерапевту…), либо ты заботишься о себе сам. А вы переключитесь на жизнь для себя, для своих детей.

Что я делаю не так?

– Главное изменить убеждения и родных и зависимого. Пьет один, а страдает вокруг него 6-7 человек. Задача – не человека изменить, а убеждения. Болезнь не наказание, а средство изменить себя, – объясняет Григорий Григорьевич. – В чем ошибка близких? Ближние исполняют, как правило, три роли: спасателя, жертвы, преследователя. И колесо это крутится постоянно. Чтобы помочь, надо перестать быть спасателем, жертвой, преследователем. Надо стать помощником. Чем дольше вторая половина жертвует собой, своими интересами, тем труднее доказать, что она должна прожить не его, а свою собственную жизнь. Своими жертвами она помогает ему болеть. Начните любить себя. И изменив себя, вы поможете зависимому супругу. Это не призыв к эгоизму, а разумное предложение, которое может оказаться полезным и для самого больного.

Далее врач Григорий Небоженко дал еще несколько советов, как действовать близким. 1.Необходимо дать ему понять, что вы не позволите пренебрегать собой. Когда вы переключите свою энергию с мужа на детей, когда начнете доводить начатое до конца, когда научитесь радоваться жизни независимо от его состояния, вы вырастете в собственных глазах и в глазах вашего мужа.

2.Не забывайте, что алкоголизм – это затяжная болезнь. И этого факта не надо стыдиться. Это не позор для семьи, а выздоровление возможно, как и в случае многих болезней.

3.Не читайте морали, и не принимайте обещаний, которые он не в силах сдержать. Алкоголик хороший манипулятор, способный спекулировать на нашей любви и жалости.

4.Не прячьте и не выливайте спиртное, это толкает алкоголика на более отчаянные попытки найти спиртное.

5.Не пейте с ним, в надежде, что ему достанется меньше, так вы только оттягиваете момент, когда он попросит помощи.

6.Призыв к совести только увеличит его чувство вины, но ничего не изменит.

7.Позвольте ему быть ответственным за свои поступки.

8.Не просите зависимых бросить пить сразу и навсегда. Уговорите бросить пить на один день. Смог? Смог. Затем на несколько дней, то есть поначалу двигайтесь «на короткие дистанции».

Эти правила очень важны. Не теряйте надежды и наберитесь терпения.

Духовная поддержка

Отец Агапий, который выполняет послушание в центре реабилитации от Жировичской обители, стремился убедить тех, кто страдает от жизни в одном доме с алкоголиком или наркоманом, изменить свой жертвенный образ жизни.

– Ведя жертвенный образ жизни, наша жизнь превращается в рефлекторную: где он и какой – других мыслей у нас нет. Про платье новое, про детей – забыли, если молитвы – то только за него. Мы нарушаем этим заповедь: не сотвори себе кумира. А думая только о нем мы нарушаем и первую заповедь. Под видом добродетели мы становимся буфером между Богом и человеком. Разве этого хочет от нас Господь? – вопрошал отец Агапий зал. –

Зарплата еще через неделю, а мы уже думаем только о том, какой он придет. Как помочь мы можем ему, если у нас самих больное мышление? Мы сами разрушаемся.  Отсюда корни наших многих заболеваний: мигрени, астмы, атеросклероза… Не носите в себе этот вирус алкоголизма. Научитесь Богу доверять. Верьте и доверьтесь ему.

Помощь на своем опыте

Кстати, при Жировичском храме создана группа Ал-Анон для оказания помощи близким зависимого.  В час дня в каждое воскресенье мамы, жены, братья, сёстры приезжают на занятия, едут турами группы.

Анна, член группы Ал-Анон уже более года. Приехала на семинар в Ивацевичи как волонтер. Анна поведала, что 8 лет пыталась бороться с алкогольной зависимостью близкого ей родственника самостоятельно, но результата не было.

– Я жертвовала всеми своими интересами и увлечениями ради одной цели – остановить падение в пропасть близкого мне человека, спасти его от дурной компании. Я ходила в церковь, ездила даже в Иерусалим, молилась и верила, что мой родственник оценит мои усилия. А в результате он со своей компанией продолжал пить, как ни в чем ни бывало, а у меня от переживаний здоровье стало разрушаться.  И когда мой духовник сказал, что мне надо ехать в Ал-Анон за помощью, я не решалась. Мне казалось, что мне советуют помощь какой-то секты. А на практике оказалось, что 12-шаговая программа – это программа действий, составленная по 9 заповедям. Она помогает обрести мир в душе родственникам зависимого, научиться радоваться жизни. В этой группе я среди людей, которые меня понимают, которые дают дельные советы. Я, как и любая мама, боялась отпустить больного, а оказалось ему надо упасть на дно, чтобы начать вставать. Почему он пьет? Я не задавала себе этого вопроса. А теперь понимаю, что промысел Божий в том, чтобы я изменилась сама.

Анну после семинара окружили женщины, чтобы поподробнее узнать о группе Ал-Анон. Она ко всем вопросам отнеслась с вниманием, и в приватной беседе рассказала о первых успехах в лечении родственника, борясь за которого в одиночку она потеряла столько лет.

Самоанализ каждый день

О своей непростой судьбе рассказала волонтер, а в прошлом наркоманка Татьяна. Употребляла она внутривенно наркотики с 1998 года три года. Потом прекратила на 12 лет. Когда решила попробовать еще раз, результат вышел очень плачевный. В 34 года лишилась всего, что нажила за все годы. Появилась даже судимость за хранение наркотиков. Лечилась в психдиспансере, но тяга к наркотикам оставалась. Дальше – больше, и дошла до такого состояния, что и колоться не хотела уже – не лезло, как говорят, но и не колоться – не могла, ломка была смертельная. Мать, уже не надеясь ни на что, дала листок с адресом «Анастасиса» и денег на билет. И она поехала, ухватившись за него как за последнюю соломинку:

– У меня уже не было иного выхода, я была на самом дне, с которого мне самой было не подняться. Помогали мне и наркологи, и психологи, – говорит приятная и улыбчивая молодая женщина. – В «Анастасисе» я получила сильную помощь, здесь началась моя дорога к Богу. Я стала с Божьей помощью работать над собой.

Татьяне задавали тоже вопросы. Один из них: «Что Вы делаете, чтобы не пить»? «Работаю по 12-шаговой программе, как и все, кто попадает в центр, – делилась она. – Бывших алкоголиков или наркоманов не бывает. Помогает ежедневный самоанализ: что я сделала сегодня, чтобы не сорваться, какие ошибки совершила, как их исправить. Заболеть легко, а путь выздоровления очень долгий. На всю жизнь».

Как приобрести мотивацию на выздоровление?

Зачем тебе нужна трезвость? Ответ на этот вопрос помогает приобрести мотивацию на выздоровление. Нередки признания близких больного, что когда он перестал пить на какое-то время, когда закодировался, рядом с ним находиться еще тяжелее. Он становится раздражителен, подозрителен, непримирим, агрессивен, жаден, впадает в блуд или трудоголизм – вот часть симптомов «сухого» алкоголизма. Человек не пьет из-за страха, к примеру, потерять работу, но страсть осталась в нем и ищет другое русло. Отсюда и неэффективность кодирования. Человек держится, а внутри идет счет до конца действия «кодирования». При повторном сеансе картина становится хуже. Многие начинают пить в тот же день. Вопрос нужно ставить – не как бросить пить, а как научиться жить трезво, чтобы жизнь была полноценной, притом независимо от внешних обстоятельств.

Семинар вызвал немалый интерес у присутствующих. Было много вопросов от женщин, на которые отвечали как директор центра «Анастасис», так и его коллеги, волонтеры, священник – каждый со своей точки зрения стремился дать исчерпывающий ответ. В итоге настоятель храма протоирей Григорий Пилипчук, отметил, что и для него было много интересной и полезной информации. А настоятель Бытенского Свято-Успенского храма отец Александр, который окормляет церковь в колонии № 22, где отбывают срок в основном наркоманы и зависимые от спайсов, пригласил специалистов «Анастасиса» для проведения курса лекций для осужденных.

Валентина БОБРИК. Фото автора.

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.

Перейти к верхней панели