храм Державной иконы Божией Матери г.Ивацевичи
Крест отца Василия.
В редакцию «ИВ» днями зашел батюшка. Он протянул листочек бумаги, исписанный мелким почерком, ласково попросил в память об отце Василии почитать. Вот эти искренние строки:
«16 сентября сего года преставился ко Господу настоятель Свято-Никольской церкви села Добромысль, протоиерей Василий Шпакевич
Родился батюшка на Полесье в д.Оздамичи Столинского района10 сентября 1960 года. Указом Высокопреосвященнейшего Филарета, митрополита Минского и всея Беларуси в июле 1983 года был назначен настоятелем Добромысельской церкви, где и прослужил верой и правдой народу Божию и Богу 33 года.
За все время своего служения отец Василий так и не побывал в отпуске, был добрым пастырем, примерным семьянином. Отцу Василию и матушке Надежде Бог даровал 4 детей, которых они вырастили.
Отличался батюшка доступностью и простотой, своей искренностью и миролюбием. Последние годы по общему согласию духовенства Ивацевичского благочиния отец Василий был избран духовником (исповедовал священнослужителей района).
Сама смерть застала отца Василия в послушании и служении Церкви, в этот день он получил свечи в Епархиальном управлении и нес их «на себе», в прямом смысле этого слова. Остановилось сердце… Как говорят в народе, смерть была легкой…
Патологоанатом констатировал перенесенные на ногах два инфаркта, сказалась человеческая усталость и переутомление, совершенное отсутствие отдыха.
В субботу к 17 часам тело батюшки привезли в храм Святителя Николая Чудотворца д. Добромысль, где его уже ожидали его Высокопреосвященство владыка Стефан, архиепископ Пинский и Лунинецкий, и пришедшие к церкви прихожане. Владыка совершил Панихиду и обратился к народу со словами утешения. В продолжение всей ночи тело почившего находилось в храме. Духовенство, сменяя друг друга, читало Святое Евангелие, как это принято над почившим священнослужителем.
Утром воскресного дня была отслужена Литургия, а к 13 часам в храм прибыли священники Ивацевичского района и множество людей. Храм был полон молящихся. Отпевание возглавил благочинный Ивацевичского округа протоиерей Григорий Пилипчук, которое проходило в сослужении духовенства района.
После этого гроб с телом почившего был обнесен вокруг храма под погребальный пребор колоколов Добромысельской церкви.
Похоронили отца Василия за Алтарем храма, как он и хотел. На территории храма, в котором он прослужил бессменно 33 года…
Вечная память новопреставленному протоиерею Василию. Вечный покой подай, Господи»…
Читать далее
Жонка мужу пластыр, а муж жонцы пастыр…
Святая пакутніца гасударыня Аляксандра пісала ў сваім дзённіку: “Які шчаслівы дом, дзе ўсе – дзеці і бацькі, без адзінага выключэння – разам вераць у Бога. У такім доме пануе радасць таварыства. Такі дом як пераддзвер’е Неба. У ім ніколі не будзе адчужэння”.
Адсюль можна зрабіць вывад, што шчасце ў сямейным жыцці даецца толькі тым, хто выконвае запаведзі Божыя і адносіцца да шлюбу як да Таінства хрысціянскай Царквы.
І ўсё ж, як быць тым, у каго не ўсё так гладка ў сям’і.
Часта мы назіраем такую карціну, калі той, хто, здаецца, павінен быць гаспадаром сям’і, клапаціцца аб ёй і аберагаць ад усіх жыццёвых праблем, сам падвяргае сваю сям’ю на яе разбурэнне. Часта мы назіраем іншую карціну сямейнага шчасця, калі мужы, ахопленыя прыхільнасцю да п’янства, праяўляюць агрэсію ў адносінах да сваіх самых блізкіх людзей, якая даходзіць да рукапрыкладства.
Узнікае пытанне: “Як паступаць жонцы ў адносінах да такога мужа?” Бо часта з-за гэтага распадаецца вялікая колькасць сем’яў. На гэтае пытанне цяжка даць адназначны адказ. Кожны выпадак трэба разглядаць індывідуальна.
Царква вучыць нас раздзяляць грэх ад асобы, якая падвержана гэтаму граху. Хрысціянскі шлюб сам па сабе мае на ўвазе крыжанашэнне. Евангелле вучыць нас “носить тяготы друг друга” і ў гэтым ёсць выкананне закона Хрыстовага.
Вядома ж, у першую чаргу, такой жонцы неабходна маліцца за такога мужа, каб Гасподзь змякчыў яго сэрца. Па-другое, трэба размаўляць і ўгаворваць яго пакорлівасцю і змірэннем. Ні ў якім выпадку не адказваць агрэсіяй на агрэсію. Тут успамінаецца руская пагаворка: “Жонка мужу – пластыр, а муж жонцы – пастыр”. Інакш кажучы, нельга скідваць з рахунку гэтае збавіцельнае ўдзеянне жонкі на мужа, таму што сэрца жанчыны вялікае.
Знакамты маскоўскі старац Аляксей Мечаў, часта звяртаючыся ў сваёй пропаведзі да прыхаджан, а ў асаблівасці да жанчын, часта ўказваў, што жонка ў шлюбным саюзе іграе заўсёды большую ролю, чым муж, яна ўносіць атмасферу ласкі, любові ў само асабістае жыццё мужа і часта аказвае жыватворнае дзеянне ў сэнсе выкаранення яго заганаў.
У заключэнне, можна сказаць, што высокае прызванне жонкі складаецца з таго, каб заўсёды быць носьбітам і захавальніцай міру і па сугуччы з гэтым словам, быць “міраносіцай”.
Айцец Аляксандр, настаяцель Свята-Прачыстай царквы в. Быцень.
Читать далееПо благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Беларусь будет принесена для поклонения десница великомученика Димитрия Солунского. 4 ноября 2016 года в 17.45 делегация Элладской Церкви во главе с митрополитом Верии, Науссы и Камбании Пантелеимоном доставит святыню в Свято-Духов кафедральный собор города Минска. Встречу мощей возглавит митрополит Минский и Заславский Павел, Патриарший Экзарх всея Беларуси. Святыня будет пребывать в Минске до 14.00 6 ноября. Доступ к мощам будет открыт с 7.00 до 23.00.
Вниманию прессы: для освещения встречи святыни в Свято-Духовом соборе необходимо прибыть к 17.00. Контактное лицо — иерей Владимир Долгополов (тел. 8-025-740-48-19).
После белорусской столицы святыня посетит другие города Беларуси. В Бобруйске мощи будут доступны с 6 ноября 17.00 до 7 ноября 14.00. Затем поклониться святыне можно будет в Полоцке, в Спасо-Евфросиниевском монастыре с 7 ноября 19.00 до 8 ноября 15.00. В Витебске встреча мощей будет организована 8 ноября в 19.30 в Успенском кафедральном соборе, а 9 ноября в 18.30 святыню доставят в Оршу, где она будет пребывать до 10 ноября 12.00.
Святой Димитрий Солунский жил в III-IV веках в городе Солуни во времена римского императора Диоклетиана, гонителя христиан. Он родился в семье военачальника и сам впоследствии получил должность тысяченачальника войска и эпарха города. Димитрий приложил много усилий для распространения христианства, и однажды по доносу был приведен к императору-язычнику, перед которым открыто исповедал свою веру. За это он был предан мученической смерти — его пронзили копьями. Святой издавна особенно почитался на Руси.
Во время крестовых походов святые мощи Димитрия Солунского были украдены и увезены в Италию, и на протяжении многих веков их судьба была неизвестна. Мощи святого были обнаружены археологами только в 1978 году в храме итальянского города Сан-Лоренцо-ин-Кампо, откуда затем их вернули обратно в Грецию. Сейчас ковчег с частицей мощей находится в греческом монастыре Панагия Довра.
по материалам источника http://www.church.by/news/s-4-po-10-nojabrja-2016-goda-v-belarusi-budet-prebyvat-desnica-velikomuchenika-dimitrija-solunskogo
Читать далееКрестный ход – в Жировичи.
22 августа из Белоозерска крестным ходом с крестами, хоругвями и иконами вышли паломники,которые направлялись в Жировичский монастырь к празднику Успения Богородицы.
Вечером 25 августа мы встретили участников этого крестного хода в Ивацевичах и пообщались во время их короткого привала по пути к храму иконы Божией Матери «Державная», где их ждали, чтобы покормить и расположить на ночлег.
– По благословению митрополита Минского и Заславского Павла, Патриаршего экзарха всея Беларуси, и в этом году мы продолжаем традицию совершать крестный ход, которая возобновилась в Беларуси впервые со времен Великой Отечественной в 1991 году, – рассказывает сын руководителя паломничества Иван Котов, студент Минского музыкального колледжа при Белорусской государственной академии музыки. – Инициатором возобновления этой древней традиции – нести миру свет православия – стал мой отец Игорь Валерьевич, а я мечтаю стать ее продолжателем. В первый крестный ход я отправился еще в 1997 году, когда был в утробе матери, а потом с 10-летнего возраста стал участвовать в них наравне со взрослыми.
В день паломники делают переходы в среднем по 20-35 километров, максимум 40. Каждые полтора часа – короткий привал.
– Почему люди идут на такую жертву времени, сил? Какая цель этого крестного хода?
– Мы молимся в пути, а молитва освящает землю. Каждый вносит свою лепту: кто-то молится за себя и близких, за друзей, кто-то идет, чтобы побыть наедине с собой, с Богом… – отвечает Артур Васин, выпускник института теологии им. Мефодия и Кирилла БГУ. – Наш путь пролегает через города, большие и маленькие деревни. Мы знакомимся с историей нашей Родины вживую, с ее духовным наследием, посещая храмы и святыни. И как важно, особенно в деревнях, где осталось мало жителей, показать, что православие живет, как нужно и нам ощущать, что поддерживая жителей маленьких населенных пунктов, мы укрепляем их и сами укрепляемся в вере. Бывает, мы идем, а человек увидит крестный ход, бросает все свои дела и присоединяется к нам. Кто-то идет часть пути, кто-то до конца. Нас очень тепло встретили на ивацевичской земле настоятель храма в д.Ходоки отец Игорь и жители этой деревни, ждут нас и в Ивацевичском храме. Здесь мы останемся на ночлег, а к празднику Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии будем в Жировичах. Успеваем всегда на всенощное бдение накануне праздника, потом погружаемся в воды источника и на празднике целый день в монастыре. Нас 40 человек, но среди них представители Бобруйской, Витебской, Гродненской епархий, иной раз участвуют паломники из России, Украины, Польши. Молебны о милости Божией, и участие в православном празднике в святом месте, которое почитают, кстати, как католики, так и православные – великая радость. Из других городов Беларуси тоже идут крестные ходы, и все они встречаются в Жировичах 28 августа, символизируя единство православных верующих.
Валентина БОБРИК. Фото Валерия МИСКЕВИЧА.
Читать далееДивное Дивеево.
После паломнической поездки в Иерусалим, казалось бы, больше уже ехать никуда нет смысла. Но паломнический отдел при храме иконы Божией Матери «Державная» г.Ивацевичи ежегодно планирует «дальнюю» поездку по святым местам и удержаться, чтобы не поехать, у многих как-то уже и не получается. Эти поездки объединяют прихожан, сплачивают и роднят. Вот и в этот раз, когда группа из 48 человек отправилась в дивное Дивеево, назад через четыре дня мы возвращались братьями и сестрами, как в большой дружной семье, где нет соперничества друг перед другом, а понимание и стремление послужить «ближнему».
Прежде чем мы отправились в Дивеево, состоялся молебен в Ивацевичском Державном храме и благочинный Ивацевичского благочиния отец Григорий дал всем духовное наставление и благословил каждого крестом и святой водой. В плане нашей поездки было не только Дивеево, а и монастыри и храмы других городов России, поэтому уже в пути пелись акафисты Серафиму Саровскому, Святителю Николаю Чудотворцу, Муромским Святым благоверным князьямПетру и Февронье, Феофану Затворнику Вышенскому, апостолу Иоанну Богослову…
В Муром к Петру и Февронье.
Первым на нашем пути стоял славный город Муром. Этот небольшой городок располагается на берегу реки Ока на границе Нижегородской и Владимирской области. К нему мы доехали примерно через 18 часов. В Свято-Троицком женском монастыре, где сберегаются мощи святых Петра и Февронии – покровителей любви, семейного счастья и благополучия, мы попали на утреннюю службу, во время которой возносились особые молитвенные возношения о здравии тяжело болящей настоятельницы монастыря игуменьи Тавифы. Участвуя уже в этом первом богослужении, подав записки на проскомидию и другие требы о здравии и упокоении усопших близких, начинаешь ощущать, как мирская жизнь уходит на второй план, а ты проникаешься состоянием взгляда «внутрь себя», когда тебя волнует состояние твоей души, жаждущей покоя и умиротворения. Ты как будто поднимаешься над собой и видишь, как непрост путь к Богу, к пониманию истины: «Ибо иго мое благо, а бремя мое легко есть». Шагнув на этот путь однажды, ты начинаешь постепенно понимать, что от понимания «теории» к практике – путь как от земли до неба. И на каждое усилие сделать шажок вроде как вперед в любви к ближнему, ты, вдруг обнаруживаешь, как легко потерять приобретенное и оказаться на два шага сзади. Порой от этого теряешься, порой еще больше оступаешься, но только смирение и понимание, что ничего мы не можем без «на то воли Божией», дает силы и радость идти. Жизнь нельзя прожить без испытаний никому – ни богатому, ни бедному. Другое дело, как пройти эти испытания и скорби? Вера человека учит не сломаться, а гнуться перед житейскими бурями и вновь и вновь распрямляться при поддержке Бога, и славить Его за всё. Это ли не чудо?
Со Свято-Троицкого женского монастыря началась и наша экскурсия, во время которой гид поведал еще раз удивительную историю любви муромского князя и обыкновенной девушки, которая вылечила его от серьезного недуга. Они пережили гонения, горести, перед тем как возглавили город и снискали любовь и почитание жителей муромской земли. Будучи уже в преклонном возрасте Февроньей и Петром был принят монашеский постриг. В соответствии с преданием они умерли в один день – 8 июля 1228 года, и просили прежде схоронить их вместе. По монастырскому уставу вместе мужчину и женщину, хоть они были и супруги до пострига, нельзя было хоронить, но трижды их тела оказывались на утро в одном гробу. И поняли монахи, что в этом есть воля Божья и оставили их тела покоиться вместе. Многоцелебные мощи Петра и Февроньи прославлены многими чудесами, отчего поток паломников и богомольцев не иссякает в обители. На пожертвования содержится в монастыре детский приют «Надежда», в котором обретают любовь и заботу дети из неблагополучных семей.
Кстати, и сегодня существует примета, что молодые люди, побывав в Муроме, находят свои долгожданные половинки и обретают семейное счастье. Можете верить, а можете не верить, но одна из паломниц нашей группы поделилась, что ее дочь много лет живя в браке, не могла родить ребенка. Врачи не находили никаких болезней у супругов, но детей не было. Женщина объездила много монастырей, горячо молилась о дочери… И вот, когда в Ивацевичском храме пребывала икона благоверных Петра и Февроньи из Муромского монастыря, она в надежде на чудо подала снова молитвенное прошение о даровании детей старшей дочери и, заодно о благополучном супружестве младшей дочери. И что вы думаете, через несколько месяцев дочь шепнула, что она забеременела, а младшая неожиданно объявила, что она помирилась со своим бывшим парнем, и он ей сделал предложение выйти за него замуж. Сегодня она уже бабушка и дважды теща. Скажите, как было не приехать ей в Муром, чтобы поблагодарить за помощь Святых перед Богом в чудесном разрешении ее многолетних материнских молитв?
Буквально за стеной располагается мужской Благовещенский монастырь, который основал Иван Грозный после взятия Казани в 1552 году. Здесь покоятся мощи муромских благоверных князей и подвижников: святителя Василия, первого епископа Муромского, равноапостольных Константина, его супруги Ирины и чад Михаила и Феодора, муромских чудотворцев. В этой обители прославлены многими чудесами список Иверской иконы Царицы Небесной и Владимирской иконы Божией Матери.
В этой обители нас заботливо покормили и, набрав водички из источника, мы отправляемся в Дивеево.
К Серафиму Саровскому
Моя попутчица Валентина предложила почитать журнал о Дивеевской обители, который она прихватила в дорогу из дому. Читаю в летописи Серафимо-Дивеевского монастыря: «Я осную здесь такую обитель Мою, равной которой не было, нет и не будет никогда во всем свете: это четвертый жребий Мой во вселенной. И как звезды небесные и как песок морской умножу Я тут служащих Господу Богу и Меня, Приснодеву, Матерь Света, и Сына Моего Иисуса Христа величающих: и благодать Всесвятого Духа Божия и обилие всех благ земных и небесных, с малыми трудами человеческими, не оскудеют от этого места Моего возлюбленного!..»
Дорога вьется то вниз, то вверх, и к обеду на горизонте засияли золотые купола Дивеевской обители. Местечко Дивеево небольшое, но очень людное. Народу здесь, как песка. Мы уставшие – сутки без отдыха, но прежде расселения в гостиницу близ монастыря, нас приглашают на обед на террасе близ трапезной.
И после короткого отдыха мы идем на вечернюю службу в Троицкий собор, куда люди стекаются преклониться мощам преподобного Серафима Саровского и иконе Божией матери «Умиление» или как называл ее преподобный Серафим «Всех Радостей Радость». Эта икона была его келейной иконой, перед этим образом он молился и в молитве перед ним отошел ко Господу. Сейчас икона Божией Матери «Умиление», принадлежавшая батюшке Серафиму находится в Москве, а образ, который находится в соборе Серафимо-Дивеевского монастыря, написан дивеевскими сестрами с серафимовской иконы и принял на себя ее чудотворные свойства. Батюшка Серафим не раз предсказывал, что плотию будет лежать в Дивееве. Как и все предсказания преподобного Серафима, великого молитвенника, тысячу дней и ночей проведшего в молитве на камне, это предсказание исполнилось: его святые мощи в 1991 году были положены в Троицком соборе.
Каждый день у мощей преподобного Серафима совершается молебен с акафистом, а очередь верующих к мощам преподобного неиссякаемая. Здесь есть традиция – каждое богослужение завершать величанием Дивеевских святых: преподобных монахинь Александры, Марфы и Елены, блаженных жен Дивеевских Пелагии, Параскевы и Марии и преподобноисповедницы Матроны. Дивные истории жизни этих женщин, их служения Господу, о которых поведала нам экскурсовод. Невольно проникаешься и понимаешь, насколько мы немощны в таких беззаветных, «не жалея живота» трудах во славу Божию.
С благоговением рассматривали мы вещи преподобного Серафима, которые дивеевские сестры собрали у себя в обители. По ним можно представить как скромно жил батюшка и как велики были его молитвенные труды.
Канавка Богородицы
Когда Дивеевскому монастырю была наконец отведена земля, батюшка Серафим очень обрадовался и завещал сестрам выкопать канавку вокруг, чтобы по ней святую обитель обходила Матерь Божия. По воле Божией были указаны ее размеры и место. Но сестры копать медлили. И тогда преподобный Серафим чудным образом явился одной из сестер, вышедшей рано утром из кельи. Она увидела батюшку Серафима в белом балахончике, который сам начал копать канавку. В испуге и радости, монахиня бросилась будить сестер и те побежали к тому месту и, увидав батюшку, пали ему в ноги. Но поднявшись, его уже не нашли. Только лопата и мотыжка лежали перед ними на вскопанной земле. С аршин (71 см) была уже выкопана канавка. Сестры, спустя некоторое время узнали, что батюшка в тот день не отлучался из своей кельи никуда, и пораженные таким чудом, не откладывая, начали копать заповеданную Канавку и завершили свой тяжелый труд через три года к Рождеству Христову 1833 года. И вот уже почти два столетия каждый день идут по ней потоком люди, идут по завету преподобного Серафима за Царицей Небесной, которая каждый день обходит Свой удел. Саровский говорил, что Святую Канавку Сама Царица Небесная Своим пояском измерила и Канавка эта до небес высока: «Она всегда во веки будет стеной и защитой от антихриста. Кто Канавку эту с молитвой пройдет, до полтораста Богородиц (песнь Пресвятой Богородице «Богородице Дево, радуйся»…) прочтет, тому все тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев!»
И действительно, когда вечером после всех служб мы пошли с молитвами по Канавке за дивеевскими монахинями с иконой Божией Матери «Умиление», ощущение было, что Пречистая Матерь Божия согревает сердце своим покровом, что она здесь, слышит тебя, отвечает милостивым к тебе вниманием и любовью и наполняет сердце тихой радостью.
Ранним утром сестры-паломницы спешили к исповеди, а меня тянуло на Канавку к Божией Матери, к мощам дивного батюшки Серафима Саровского. В этот день мы погружались в воды святых дивеевских источников и ездили к источнику Серафима Саровского. Людей в монастыре в этот субботний день заметно прибавилось, и было удивительно, сколь много народа кормят в этой обители. Вечерняя служба озвучивалась и на улице и елеопомазание и исповедь совершались многими батюшками и на улице, так как в храме было полно людей.
И хоть каждый из нас запасся освященными сухариками из чугунка Серафима Саровского, набрал святой воды из источников, накупил близким подарков и сувениров, уезжать из этой дивной обители не хотелось. Утешением стало угощение сухариками Серафима на дорогу монахиней Лидией наших батюшек и всех паломников. В четыре утра воскресного дня мы отправляемся к святителю Феофану Затворнику.
У Феофана Затворника Вышенского.
Свято-Успенская Вышенская пустынь находится в Рязанской области на берегу реки Выши. В обители идут восстановительные работы, но дом-музей Святителя Феофана Затворника сохранился. Здесь в прохладной тиши на древянном полу отошли наши уставшие ноги, и тихий рассказ монахини о батюшке-настоятеле пустыни проник в сердце. Феофан Затворник оставил богатейшее духовное наследие, по уровню знаний и духовного опыта он удовлетворял требованиям архиерейского служения, но по стремлению его просветленного сердца он ушел в затвор в приглянувшейся ему Вышенской пустыни. В своих кельях он устроил домовую церковь, сам служил в ней Божественную Литургию, много читал, и много времени посвящал богословским трудам. Кроме того, он занимался иконописью, резьбой по дереву, шитьем… И самое удивительное, сам затворник себя затворником не считал, а говорил, что он общается со своим келейником и просто затворился для написания трудов. В доме-музее очень много книг, портретов, икон и предметов, которыми окружал себя батюшка. Обстановка скромная, без излишеств, но деревянные некрашеные стены, кажется, сохранили дух того времени, и на узкой железной кровати батюшки так хотелось хотя бы присесть на минуточку…
Монастырь апостола Иоанна Богослова.
Удивительная тишь и благодать встретили нас в мужском Иоанно-Богословском монастыре, который тоже находится на Рязанщине на реке Ока. Обитель маленькая, но хозяйство несколько десятков монахов держат очень большое. Прославлен монастырь чудотворным списком образа апостола и евангелиста Иоанна Богослова, который является главной святыней обители. В каменных храмах Богословского и Успенского храмов служб во время нашего посещения уже не шло, но требы мы подали, а молодежь из нашей группы с удовольствием поднялась на древнюю колокольню у святых врат. Для паломников «издалека» были открыты все мощи святых, которыми прославлен монастырь и к которым мы приложились, а потом отправились к святому ручью из нескольких родников у подножия монастыря, где погрузились в его воды в купальне и набрали святой воды из родника рядом. На дорожку нас гостеприимно покормили постной, но очень вкусной едой и хлебом и обратный путь мы пели благодарственные молитвы и величания всем святым, к духу которых мы сподобились молитвенно прикоснуться.
Туризм или паломничество?
Многие сегодня называют паломничества туризмом. Раньше это меня обижало, ведь как ни посмотри, это труд, иногда изнурительный, без сна, на ногах, в походных условиях, но сегодня все обиды отошли из сердца, ведь этот труд вознаграждается душевным подъемом и радостью, и ликованием. И бодрят святые слова: «Иго бо Мое благо, и бремя Мое легко есть» (МФ.11:29). Великую истину находили в этих словах многие святители, начиная от Иоанна Златоуста. Святитель Лука Крымский (Войно-Ясенецкий) писал: «Почему легко идти за Ним по тернистому пути? Потому что будешь идти не один, выбиваясь из сил, а будет тебе сопутствовать Сам Христос, потому что Его безмерная благодать укрепляет силы, когда изнываешь под игом Его, под бременем Его; потому что Он Сам будет поддерживать это бремя, этот крест».
Валентина БОБРИК. Фото Александра Вензелева.
Читать далее