Паломничество в Серавимо-Дивеевский монастырь.

Размещено 25 Август, 2016; 11:49 в Новости прихода

Паломничество в Серавимо-Дивеевский монастырь.

Дивное Дивеево.IMG_9649

    После паломнической поездки в Иерусалим, казалось бы, больше уже ехать никуда нет смысла. Но паломнический отдел при храме иконы Божией Матери «Державная» г.Ивацевичи ежегодно планирует «дальнюю» поездку по святым местам и удержаться, чтобы не поехать, у многих как-то уже и не получается. Эти поездки объединяют прихожан, сплачивают и роднят. Вот и в этот раз, когда группа из 48 человек отправилась в дивное Дивеево, назад через четыре дня мы возвращались братьями и сестрами, как в большой дружной семье, где нет соперничества друг перед другом, а понимание и стремление послужить «ближнему».

Прежде чем мы отправились в Дивеево, состоялся молебен в Ивацевичском Державном храме и благочинный Ивацевичского благочиния отец Григорий дал всем духовное наставление и благословил каждого крестом и святой водой. В плане нашей поездки было не только Дивеево, а и монастыри и храмы других городов России, поэтому уже в пути пелись акафисты Серафиму Саровскому, Святителю Николаю Чудотворцу, Муромским Святым благоверным князьямПетру и Февронье, Феофану Затворнику Вышенскому, апостолу Иоанну Богослову…

В Муром к Петру и Февронье.IMG_9598

    Первым на нашем пути стоял славный город Муром. Этот небольшой городок располагается на берегу реки Ока на границе Нижегородской и Владимирской области. К нему мы доехали примерно через 18 часов. В Свято-Троицком женском монастыре, где сберегаются мощи святых Петра и Февронии – покровителей любви, семейного счастья и благополучия, мы попали на утреннюю службу, во время которой возносились особые молитвенные возношения о здравии тяжело болящей настоятельницы монастыря игуменьи Тавифы.  Участвуя уже в этом первом богослужении, подав записки на проскомидию и другие требы о здравии и упокоении усопших близких, начинаешь ощущать, как мирская жизнь уходит на второй план, а ты проникаешься состоянием взгляда «внутрь себя», когда тебя волнует состояние твоей души, жаждущей покоя и умиротворения. Ты как будто поднимаешься над собой и видишь, как непрост путь к Богу, к пониманию истины: «Ибо иго мое благо, а бремя мое легко есть». Шагнув на этот путь однажды, ты начинаешь постепенно понимать, что от понимания «теории» к практике – путь как от земли до неба. И на каждое усилие сделать шажок вроде как вперед в любви к ближнему, ты, вдруг обнаруживаешь, как легко потерять приобретенное и оказаться на два шага сзади. Порой от этого теряешься, порой еще больше оступаешься, но только смирение и понимание, что ничего мы не можем без «на то воли Божией», дает силы и радость идти. Жизнь нельзя прожить без испытаний никому – ни богатому, ни бедному. Другое дело, как пройти эти испытания и скорби? Вера человека учит не сломаться, а гнуться перед житейскими бурями и вновь и вновь распрямляться при поддержке Бога, и славить Его за всё. Это ли не чудо?IMG_9599

Со Свято-Троицкого женского монастыря началась и наша экскурсия, во время которой гид поведал еще раз удивительную историю любви муромского князя и обыкновенной девушки, которая вылечила его от серьезного недуга. Они пережили гонения, горести, перед тем как возглавили город и снискали любовь и почитание жителей муромской земли. Будучи уже в преклонном возрасте Февроньей и Петром был принят монашеский постриг. В соответствии с преданием они умерли в один день – 8 июля 1228 года, и просили прежде схоронить их вместе. По монастырскому уставу вместе мужчину и женщину, хоть они были и супруги до пострига, нельзя было хоронить, но трижды их тела оказывались на утро в одном гробу. И поняли монахи, что в этом есть воля Божья и оставили их тела покоиться вместе. Многоцелебные мощи Петра и Февроньи прославлены многими чудесами, отчего поток паломников и богомольцев не иссякает в обители. На пожертвования содержится в монастыре детский приют «Надежда», в котором обретают любовь и заботу дети из неблагополучных семей.

Кстати, и сегодня существует примета, что молодые люди, побывав в Муроме, находят свои долгожданные половинки и обретают семейное счастье. Можете верить, а можете не верить, но одна из паломниц нашей группы поделилась, что ее дочь много лет живя в браке, не могла родить ребенка. Врачи не находили никаких болезней у супругов, но детей не было. Женщина объездила много монастырей, горячо молилась о дочери… И вот, когда в Ивацевичском храме пребывала икона благоверных Петра и Февроньи из Муромского монастыря, она в надежде на чудо подала снова молитвенное прошение о даровании детей старшей дочери и, заодно о благополучном супружестве младшей дочери. И что вы думаете, через несколько месяцев дочь шепнула, что она забеременела, а младшая неожиданно объявила, что она помирилась со своим бывшим парнем, и он ей сделал предложение выйти за него замуж.  Сегодня она уже бабушка и дважды теща. Скажите, как было не приехать ей в Муром, чтобы поблагодарить за помощь Святых перед Богом в чудесном разрешении ее многолетних материнских молитв?IMG_9627

Буквально за стеной располагается мужской Благовещенский монастырь, который основал Иван Грозный после взятия Казани в 1552 году. Здесь покоятся мощи муромских благоверных князей и подвижников: святителя Василия, первого епископа Муромского, равноапостольных Константина, его супруги Ирины и чад Михаила и Феодора, муромских чудотворцев. В этой обители прославлены многими чудесами список Иверской иконы Царицы Небесной и Владимирской иконы Божией Матери.  

В этой обители нас заботливо покормили и, набрав водички из источника, мы отправляемся в Дивеево.

К Серафиму Саровскому

Моя попутчица Валентина предложила почитать журнал о Дивеевской обители, который она прихватила в дорогу из дому. Читаю в летописи Серафимо-Дивеевского монастыря: «Я осную здесь такую обитель Мою, равной которой не было, нет и не будет никогда во всем свете: это четвертый жребий Мой во вселенной. И как звезды небесные и как песок морской умножу Я тут служащих Господу Богу и Меня, Приснодеву, Матерь Света, и Сына Моего Иисуса Христа величающих: и благодать Всесвятого Духа Божия и обилие всех благ земных и небесных, с малыми трудами человеческими, не оскудеют от этого места Моего возлюбленного!..»

Дорога вьется то вниз, то вверх, и к обеду на горизонте засияли золотые купола Дивеевской обители. Местечко Дивеево небольшое, но очень людное. Народу здесь, как песка. Мы уставшие – сутки без отдыха, но прежде расселения в гостиницу близ монастыря, нас приглашают на обед на террасе близ трапезной.

И после короткого отдыха мы идем на вечернюю службу в Троицкий собор, куда люди стекаются преклониться мощам преподобного Серафима Саровского и иконе Божией матери «Умиление» или как называл ее преподобный Серафим «Всех Радостей Радость». Эта икона была его келейной иконой, перед этим образом он молился и в молитве перед ним отошел ко Господу. Сейчас икона Божией Матери «Умиление», принадлежавшая батюшке Серафиму находится в Москве, а образ, который находится в соборе Серафимо-Дивеевского монастыря, написан дивеевскими сестрами с серафимовской иконы и принял на себя ее чудотворные свойства. Батюшка Серафим не раз предсказывал, что плотию будет лежать в Дивееве. Как и все предсказания преподобного Серафима, великого молитвенника, тысячу дней и ночей проведшего в молитве на камне, это предсказание исполнилось: его святые мощи в 1991 году были положены в Троицком соборе.IMG_9681

Каждый день у мощей преподобного Серафима совершается молебен с акафистом, а очередь верующих к мощам преподобного неиссякаемая. Здесь есть традиция – каждое богослужение завершать величанием Дивеевских святых: преподобных монахинь Александры, Марфы и Елены, блаженных жен Дивеевских Пелагии, Параскевы и Марии и преподобноисповедницы Матроны. Дивные истории жизни этих женщин, их служения Господу, о которых поведала нам экскурсовод. Невольно проникаешься и понимаешь, насколько мы немощны в таких беззаветных, «не жалея живота» трудах во славу Божию.IMG_9774

С благоговением рассматривали мы вещи преподобного Серафима, которые дивеевские сестры  собрали у себя в обители. По ним можно представить как скромно жил батюшка и как велики были его молитвенные труды.

Канавка Богородицы

Когда Дивеевскому монастырю была наконец отведена земля, батюшка Серафим очень обрадовался и завещал сестрам выкопать канавку вокруг, чтобы по ней святую обитель обходила Матерь Божия. По воле Божией были указаны ее размеры и место. Но сестры копать медлили. И тогда преподобный Серафим чудным образом явился одной из сестер, вышедшей рано утром из кельи. Она увидела батюшку Серафима в белом балахончике, который сам начал копать канавку. В испуге и радости, монахиня бросилась будить сестер и те побежали к тому месту и, увидав батюшку, пали ему в ноги. Но поднявшись, его уже не нашли. Только лопата и мотыжка лежали перед ними на вскопанной земле. С аршин (71 см) была уже выкопана канавка. Сестры, спустя некоторое время узнали, что батюшка в тот день не отлучался из своей кельи никуда, и пораженные таким чудом, не откладывая, начали копать заповеданную Канавку и завершили свой тяжелый труд через три года к Рождеству Христову 1833 года. И вот уже почти два столетия каждый день идут по ней потоком люди, идут по завету преподобного Серафима за Царицей Небесной, которая каждый день обходит Свой удел. Саровский говорил, что Святую Канавку Сама Царица Небесная Своим пояском измерила и Канавка эта до небес высока: «Она всегда во веки будет стеной и защитой от антихриста.  Кто Канавку эту с молитвой пройдет, до полтораста Богородиц (песнь  Пресвятой Богородице «Богородице Дево, радуйся»…) прочтет, тому все тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев!»

И действительно, когда вечером после всех служб мы пошли с молитвами по Канавке за дивеевскими монахинями с иконой Божией Матери «Умиление», ощущение было, что Пречистая Матерь Божия согревает сердце своим покровом, что она здесь, слышит тебя, отвечает милостивым к тебе вниманием и любовью и наполняет сердце тихой радостью.

Ранним утром сестры-паломницы спешили к исповеди, а меня тянуло на Канавку к Божией Матери, к мощам дивного батюшки Серафима Саровского. В этот день мы погружались в воды святых дивеевских источников и ездили к источнику Серафима Саровского. Людей в монастыре в этот субботний день заметно прибавилось, и было удивительно, сколь много народа кормят в этой обители. Вечерняя служба озвучивалась и на улице и елеопомазание и исповедь совершались многими батюшками и на улице, так как в храме было полно людей.

И хоть каждый из нас запасся освященными сухариками из чугунка Серафима Саровского, набрал святой воды из источников, накупил близким подарков и сувениров, уезжать из этой дивной обители не хотелось. Утешением стало угощение сухариками Серафима на дорогу монахиней Лидией наших батюшек и всех паломников. В четыре утра воскресного дня мы отправляемся к святителю Феофану Затворнику.

У Феофана Затворника Вышенского.IMG_9910

Свято-Успенская Вышенская пустынь находится в Рязанской области на берегу реки Выши. В обители идут восстановительные работы, но дом-музей Святителя Феофана Затворника сохранился. Здесь в прохладной тиши на древянном полу отошли наши уставшие ноги, и тихий рассказ монахини о батюшке-настоятеле пустыни проник в сердце. Феофан Затворник оставил богатейшее духовное наследие, по уровню знаний и духовного опыта он удовлетворял требованиям архиерейского служения, но по стремлению его просветленного сердца он ушел в затвор в приглянувшейся ему Вышенской пустыни. В своих кельях он устроил домовую церковь, сам служил в ней Божественную Литургию, много читал, и много времени посвящал богословским трудам. Кроме того, он занимался иконописью, резьбой по дереву, шитьем… И самое удивительное, сам затворник себя затворником не считал, а говорил, что он общается со своим келейником и просто затворился для написания трудов. В доме-музее очень много книг, портретов, икон и предметов, которыми окружал себя батюшка. IMG_9898Обстановка скромная, без излишеств, но деревянные некрашеные стены, кажется, сохранили дух того времени, и на узкой железной кровати батюшки так хотелось хотя бы присесть на минуточку…  

Монастырь апостола Иоанна Богослова.

Удивительная тишь и благодать встретили нас в мужском Иоанно-Богословском монастыре, который тоже находится на Рязанщине на реке Ока. Обитель маленькая, но хозяйство несколько десятков монахов держат очень большое. Прославлен монастырь чудотворным списком образа апостола и евангелиста Иоанна Богослова, который является главной святыней обители. В каменных храмах Богословского и Успенского храмов служб во время нашего посещения уже не шло, но требы мы подали, а молодежь из нашей гриоанно-богословский монастырьуппы с удовольствием поднялась на древнюю колокольню у святых врат. Для паломников «издалека» были открыты все мощи святых, которыми прославлен монастырь и к которым мы приложились, а потом отправились к святому ручью из нескольких родников у подножия монастыря, где погрузились в его воды в купальне и набрали святой воды из родника рядом. На дорожку нас гостеприимно покормили постной, но очень вкусной едой и хлебом и обратный путь мы пели благодарственные молитвы и величания всем святым, к духу которых мы сподобились молитвенно прикоснуться.

Туризм или паломничество?

Многие сегодня называют паломничества туризмом. Раньше это меня обижало, ведь как ни посмотри, это труд, иногда изнурительный, без сна, на ногах, в походных условиях, но сегодня все обиды отошли из сердца, ведь этот труд вознаграждается душевным подъемом и радостью, и ликованием. И бодрят святые слова: «Иго бо Мое благо, и бремя Мое легко есть» (МФ.11:29). Великую истину находили в этих словах многие святители, начиная от Иоанна Златоуста. Святитель Лука Крымский (Войно-Ясенецкий) писал: «Почему легко идти за Ним по тернистому пути? Потому что будешь идти не один, выбиваясь из сил, а будет тебе сопутствовать Сам Христос, потому что Его безмерная благодать укрепляет силы, когда изнываешь под игом Его, под бременем Его; потому что Он Сам будет поддерживать это бремя, этот крест».

Валентина БОБРИК. Фото Александра Вензелева.

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.

Перейти к верхней панели