храм Державной иконы Божией Матери г.Ивацевичи
ВЫБЕРИ ЖИЗНЬ!
Жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое.
Втор. 30:19
Из истории известны многочисленные примеры деградации и гибели народов, империй и цивилизаций. Большинство из них, так или иначе, связаны с потерей этими человеческими сообществами способности к биологическому и цивилизационному самовоспроизводству в новых поколениях. Потерей способности к жизни.
Деградация общества, доминирование частных эгоистических и низменных интересов над интересами достижения общего блага и коллективного выживания идут рука об руку с сексуальной революцией; разрушением института семьи; легитимацией половых извращений, отказа от рождения и воспитания детей, прямого детоубийства как до, так и после рождения.
Это путь смерти, на который в ХХ веке встали ведущие мировые державы, тянущие за собой в условиях разворачивающейся глобализации в пропасть небытия все человечество. Все больше и больше людей во всем мире осознают это и пытаются противостоять кровавой поступи смерти, активно выступая в защиту жизни.
Отечественное движение в защиту жизни часто называют «движением пролайф» или «пролайфовским движением». Это название происходит от английского словосочетания pro-life – «за жизнь», «в защиту жизни». Изначально оно служило наименованием широкого общественно-политического движения, выступающего за законодательную защиту человеческой жизни до рождения, возникшего в ответ на легализацию искусственных абортов в США. Когда в след за гегемоном Запада, США, волна легализации абортов покатилась по другим странам, подобные движение появились и в них. Наименование «пролайф» стало международным термином, понятным на многих языках мира.
Отечественное движение в защиту жизни аккумулирует опыт международного пролайфа, открыто по отношению ко всем своим единомышленникам на Западе и на Востоке, но идет своим путем, основанным на русской религиозной и культурно-исторической традиции.
ТРАДИЦИОННЫЕ СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ.
Борясь с абортами, контрацепцией, сексуальной распущенностью и различными аномалиями пола, движение в защиту жизни не может не предлагать всем этим явлениям концептуальной альтернативы. Таковой являются традиционные семейные ценности.
Традиционные семейные ценности — это социокультурные нормативы, обеспечивающие как биологическое и цивилизационное выживание человеческих сообществ и оптимальное функционирование каждого человека, необходимое для сохранения здоровья, создания семьи, рождения и воспитания детей.
Основные традиционные семейные ценности:
Эти ценности были лаконично сформулированы еще религиозными заповедями Ветхого Завета и подтверждались опытным путем на протяжении всей истории человечества. Поэтому религиозные и гражданский законы, нормы общественной морали всех жизнеспособных человеческих сообществ стояли на защите традиционных семейных ценностей. Они свидетельствовали, что забвение и поругание семейных ценностей, бунт против человеческой природы и замыслов ее Творца ведут к лишению Божией Благодати, несчастной земной жизни, горестям и болезням, бесславной погибели человека, его рода и народа. Потеря института многодетной семьи, естественная депопуляция неизбежно заканчиваются инопленнным нашествием и ассимиляцией переживших резню остатков отказавшегося от традиционных семейных ценностей народа. Если семейные ценности сохраняются, то народ выживает в страшнейших социальных и природных катаклизмах. Традиционные семейные ценности являются продуктивным методологическим инструментом для определения причин и поиска решений современных проблем семьи и демографии, оценки законодательства, научных исследований, программ и технологий во всех социальных сферах и областях знаний.
В рамках деятельности Центра защиты материнства и семейных ценностей Белорусской Православной Церкви в 2013 году в школах райцентра, Ивацевичском лицее, профлицее и Коссовской школе среди старшеклассников волонтерами Брестского молодежного культурно-просветительского общественного объединения «В защиту жизни и семейных ценностей» проведена выставка-лекция «Спасай взятых на смерть». Отличительная черта выставки – наглядность и научность. Более тысячи старшеклассников услышали то, о чем с ними мало кто говорит. Волонтерами был подарен городу первый билборд, который был размещен райисполкомом по улице Ленина на доме у универмага. В продолжение темы пропаганды семейных ценностей, а также профилактики и недопущения прерывания беременности 5 сентября 2014 года в г. Ивацевичи по улице Ленина и улице Черткова появились новые билборды: «Мы призываем сохранить каждую ЖИЗНЬ» и «Впусти меня в свое сердце – сохрани мне ЖИЗНЬ».
Кстати, номер телефона 8-025-654-32-10 (легкий для запоминания), указанный на билбордах, реально работающий. Позвонив по нему, беременные женщины, оказавшиеся в кризисной ситуации, могут обратиться за помощью.
Объединение «В защиту жизни и семейных ценностей» по этому же номеру ждет звонков: от представителей учебных заведений, желающих организовать лекцию по выставке «Спасай взятых на смерть» для старшеклассников или студентов; от руководителей братств православных приходов; от молодежи, мечтающей пополнить ряды объединения.
Согласно Закону Республики Беларусь «О здравоохранении», в соответствии с принятыми 21.05.2014 г. Депутатами Палаты Представителей Национального Собрания Беларуси поправками в Закон «О здравоохранении», а также в рамках Республиканской программы «Семья – единение – отечество», основанной на взаимодействии Белорусской Православной Церкви и общественных организаций; с целью поддержки проекта «В защиту семьи», для снижения числа абортов, и, как следствие, улучшения демографической ситуации в республике согласно приказу главного врача УЗ «Ивацевичская ЦРБ» в акушерско-гинекологическом отделении Ивацевичской поликлиники введено обязательное предабортное консультирование.
Врач физиотерапевт
Зыбайло Тамара Ивановна.
Читать далее
В православной церкви, от первых веков её земного бытия, существует семь основных Таинств, в которых человек имеет возможность получить благодать, помощь и освящение от Самого Господа Бога. Одним из таких таинств является союз мужчины и женщины –Таинство Брака. Ни одна религия, ни одно мировоззрение не относится к браку так, как христианство, благословляющее чудо соединения двух людей в единую плоть.
В православном катехизисе говорится: “Брак есть таинство, в котором при свободном, пред священником и Церковью обещании женихом и невестою взаимной супружеской верности, благословляется их супружеский союз, во образ духовного союза Христа с Церковью и испрашивается им благодать чистого единодушия к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей”.
Это не просто образ, обычай или традиция, но Таинство, в котором супруги от Бога через священнослужителей во время венчания получают особую благодатную силу и способность хранить любовь, супружескую верность, терпение.
Молодым, которые собираются вступить в брак, необходимо подготовится к такому важнейшему событию в их жизни, к Таинству Брака. От внимательной подготовки во многом будет зависеть и последующая семейная жизнь супругов. Святитель Феофан Затворник напутствовал готовящихся вступить в брак такими словами: “ От супружества- счастье временное и даже спасении вечное. Потому к нему приступать должно не с легкомыслием, но со страхом и осторожностью. Добрым супружеством благословляет Бог.”
Основным этапом подготовки к Таинству брака должна быть её духовная составляющая. Так, накануне браковенчания, жених и невеста должны усердно молиться, совершить пост, пройти собеседование с священником, исповедаться и причастится Святых Христовых Тайн. Так например , один из известных Оптинских старцев –преподобный Макарий Оптинский, объясняя новобрачным правила подготовки к принятию Таинства Брака, писал: “Прежде брака, советую, приготовясь , сообщиться Святых Пречистых Тайн Христовых…Приступая к столь важному Таинству, как Брак, должно приготовить себя, очистившись исповедью приобщением Святых Пречистых Тайн и молитвою, но не балами с музыкой и танцами, ибо этот шаг простирается не только на всю здешнюю жизнь, но даже на вечность”.
Для браковенчания нужно приготовить две иконы — Спасителя и Божией Матери, которыми во время Таинства благословляют жениха и невесту. Иконы приносятся родителями, а если они не участвуют в Таинстве венчания — женихом и невестой.
Не благословляется брак, если один из брачующихся (и тем более оба) объявляет себя атеистом и говорит, что он пришел на венчание лишь по настоянию супруга или родителей. Не разрешается венчание, если хотя бы один из супругов некрещен и не собирается принять крещения перед Венчанием.
Венчание невозможно, если один из будущих супругов фактически состоит в браке с другим лицом. Церковь не допускает вступление в брак более трех раз.
Еще одно препятствие к совершению браковенчания — кровное родство жениха и невесты и родство духовное, обретенное через восприемничество при крещении, т.е. между крестными родителями, крестными и крестниками и т.д.
Кроме того, венчание не совершается:
1) В течение всех четырех многодневных постов;
2) Во время Сырной седмицы (масленицы) перед Великим постом;
3) На Светлой (Пасхальной) седмице после Пасхи;
4) От Рождества Христова (7 января) до Крещения (19 января);
5) По вторникам, четвергам (накануне среды и пятницы),ибо предстоящая ночь — постная, и субботам в течение всего года, ибо эта ночь на воскресенье посвящена Богу;
6) По той же причине не совершается венчание накануне самых главных церковных праздников;
7) 10, 11, 26 и 27 сентября (в связи со строгим постом ради Усекновения главы Иоанна Крестителя и Воздвижения Креста Господня);
8) Накануне престольных храмовых дней.
При чрезвычайных обстоятельствах исключение из этих правил может быть сделано по благословению правящего архиерея.
Таинство Брака включают в себя последовательное проведение двух церковных священнодействий – обручение и венчание жениха и невесты.
Обручение- это первый этап заключения христианского брака, смыслом которого является обоюдное согласие жениха и невесты на дальнейшее совместное житие и создание семьи. Таким образом, обручение символизирует твёрдость взаимных обещаний молодых, готовящихся вступить в брак. На протяжении долгого времени обручение совершалось отдельно от венчания. В наши дни священнодействия обручения и венчания совершаются друг за другом, но в принципе, могут быть и разделены.
Обручение начинается в храме, недалеко от входных дверей. Жених становится по правую сторону, невеста — по левую.. Перед началом обручения, кольца новобрачных должны быть возложены на святой престол. Смыслом этого возложения является то, что с этого момента новобрачные вверяют свою жизнь в руки Господа Иисуса Христа, а значит, Он должен освятить их брак и символ их союза есть кольца. Священник благословляет жениха и невесту трижды и дает им горящие свечи, которые они держат до конца службы. Свечи символизируют горение их душ верой и любовью к Богу. Пламень свечей озаряет начало новой жизни, в которую вступают двое, чтобы стать одним существом, “одной плотью”.
Священник говорит: Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков.
Хор: Аминь. Таким возгласом начинается собственно чин обручения.
Диакон: Миром Господу помолимся— мирная ектения(ряд особых прошений), в которых у Бога испрашивается спасение и ниспослание помощи, любви и твёрдости веры жениху и невесте.
Хор:Господи, помилуй.
Диакон:О рабе Божием (имя) и рабе Божией (имя) ныне обручаемых друг другу и о спасении их Господу помолимся.
О том, чтобы им были посланы дети для продолжения рода и исполнены все их прошения во спасение, Господу помолимся.
О том, чтобы Бог дал им совершенную и мирную любовь, и даровал им Свою помощь, Господу помолимся.
О том, чтобы Бог сохранил их пребывать в единомыслии и твердой верности друг другу, Господу помолимся.
О том, чтобы Бог сохранил их в непорочной жизни, Господу помолимся.
О том, чтобы Господь Бог наш даровал им честный брак и ложе неоскверненное, Господу помолимся.
О том, чтобы избавиться нам от всякой скорби, гнева и нужды, Господу помолимся.
По произношении ектении священник произносит две особые молитвы, в которых испрашивается благословение для жениха и невесты на добрые дела, семейный мир и единомыслие.
До сего момента жених и невеста ещё не надевают кольца, символизирующих их неразрывную связь, но наконец, данный момент наступает. Священник приносит от святого престола кольца и трижды назнаменует их со словами: Обручается раб Божий (имя) рабе Божией (имя) во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.
И повторяет благословение и слова трижды, возлагая потом кольцо на палец жениха.
Затем берет кольцо невесты и, благословляя ее, говорит:
Обручается раба Божия (имя) рабу Божию (имя) во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь. И повторяет это трижды, как и над женихом.После происходит обмен кольцами. Далее жених и невеста надевают кольца друг другу на правую руку, тем самым выражая свою свободную волю на совместную жизнь в любых обстоятельствах. После священник читает молитву: Господи Боже наш, отроку патриарха Авраама сшествовавый в средоточение…, в которой воспоминаются сюжеты из Ветхого Завета и просит Господа о благословении рук жениха и невесты, принявших кольца, как символ брачного союза.
Чин обручение заканчивается сугубой (усиленной) ектенией: Еще молимся о рабех Божиих (имя рек) и (имя рек) обручающихся друг другу …. Отныне кольца на руках двух людей свидетельствуют не только об их неразрывной связи, об их обязанностях и взаимной любви друг другу, но также и о том, что с ними теперь Сам Господь Иисус Христос и святая церковь, которая молится о них. После ектении священник произносит возглас: Яко милостив и Человеколюбец Бог еси. На этом собственно и заканчивается чин обручения, и наступает момент чина венчания— центральной части Таинства Брака.
Венчание— это центральная часть таинства, результатом которого молодые окончательно скрепляются узами брака в лоне Церкви и рождается новая семья.
Молодые выходят с возжжёнными свечами на середину храма, перед ними шествует священник и поёт 127-й псалом прославляющий благословенное Богом супружество: Блажени вси боящиися Госрода, ходящии в путех Его… В середине храма расстилается белое полотенце, как символ единой и чистой радости и совместного жительства в браке. Священник поставляет на данное место жениха и невесту перед аналоем, на котором находятся Крест и Евангелие.
Затем священник спрашивает жениха:
“Имаши ли (имя рек) , произволение благое и непринужденное, и крепкую мысль, пояти себе в жену сию (имя рек ) , юже зде пред тобою видиши? (Имеешь ли ты искреннее и непринужденное желание и твердое намерение быть мужем этой (имя невесты), которую видишь здесь перед собой?)
Ответ: «Имам, честный отче » (Имею, честный отче)
Вопрос: «Не обещался ли еси иной невесте?»(Не связан ли ты обещанием другой невесте)
Ответ: » Не обещахся, честный отче «. (Нет, не связан)
Данным вопросом священник выясняет, действительно ли жених добровольно и открыто готов принять на себя роль главы семьи, возложа на себя попечение о своей супруге и всей семьи в целом. Важно понимать, что только искренняя любовь к своей супруге и забота о ней и своей семье может стать основой счастливой семейной жизни. От главы семьи в дальнейшей совместной жизни потребуется и выдержка, и терпение, и самопожертвование, и именно о готовности к этому и спрашивает священник.
Далее священник обращается с таким вопросом и к невесте. Невеста также должна понимать всю степень важности и ответственности своего вступления в брак. Она первая и единственная помощница своего супруга в любых семейных делах и начинаниях. Верность своему супругу и готовность поддержать его в трудностях— вот те качества, которые необходимы для создания крепкой и надёжной христианской семьи.
Получив подобающие ответы на заданные вопросы, священник, а с ним и вся церковь, может засвидетельствовать, что брак заключается по обоюдному и добровольному согласию, и нет препятствий для его заключения.
Далее начинается непосредственно священнодействие чина венчания.Священник возглашает: Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.
После возгласаначинается мирная ектения, которая состоит из целого ряда прошений, касающихся не только молодых, но и все Церкви в целом. После окончания мирной ектении священник произносит три особые молитвы о сочетающихся браком. Эти продолжительные и насыщенные молитвы включают в себя различные прошения о супругах, а также наполнены различными примерами и образами из Священного Писания.
Наконец, после завершения чтения молитв, священник приступает к главному священнодействию Таинства Брака. Он благословляет брачный союз именем Пресвятой Троицы. Священник, взяв венец, знáменует им крестообразно жениха и дает ему целовать образ Спасителя.
Венчая жениха, священник произносит:»Венчается раб Божий (имярек) рабе Божией (имярек), во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь».
Благословив таким же образом невесту и дав ей приложиться к образу Пресвятой Богородицы, священник венчает ее, произнося: «Венчается раба Божия (имярек) рабу Божию (имярек), во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь».
Затем священник произносит трижды тайносовершительные слова, благословляя обоих иерейским благословением: «Господи, Боже наш, славою и честию венчай я (их)!» Этими словами окончательно запечатлевается Таинство брака. Венцы, надеваемые в Таинстве Венчания на головы жениха и невесты, имеют три символических значения.
1. Царские венцы, надеванием которых провозглашается честь и слава человеку как царю творения. Жених и невеста становятся друг для друга в реальном смысле — царем и царицей.
2. Мученические венцы, символизирующие мученичество супругов, распинающих каждодневно в браке свой собственный эгоизм.
3. Венцы Царства Божья, путь в которое открывает благочестивая жизнь в браке.
После произнесения тайносовершительной формулы произносится прокимен:
«Положил еси на главáх их венцы, от кáменей честных, живота просиша у Тебе, и дал еси им«.
Стих: «Яко дáси им благословение в век века, возвеселиши я (их) радостию с лицем Твоим«.
За произношением прокимна начинается чтение Священного Писания, 230-е зачало из Послания святого апостола Павла к Ефесянам(Еф. 5; 20-33).(на русском) “ благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа, повинуясь друг другу в страхе Божием. Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем.Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа”. Как видим, в данном отрывке апостол уподобляет супружеский союз союзу Господа Иисуса Христа и Церкви, а также разъясняет основные обязанности супругов по отношении друг другу. Митрополит Антоний Сурожский так объясняет чтение именно этого отрывка на венчании: “ Это послание, с одой стороны, говорит об очень глубокий отношениях между Церковью и Христом. Христос пришёл на землю спасти человечество. Бог стал человеком, и спасение это Он совершил ценой Своей жизни и Своей смерти. И это первое, о чём должны думать мужья, когда они вступают в брак. Им вручается Богом хрубкое существо, за которое муж готов всем пожертвовать, всей свое жизнью, из-за любви к жене и по любви к своим детям. В этом послании говорится не о владычестве мужа и подчинённости жены, а о такой взаимной любви, которая является жертвенной, героическая любовью мужа и на которую жена может ответить такой же жертвенной любовью ”. Особенно стоит отметить, что данный отрывок их Апостола говорит супругом не о том, что власть мужа над женой должна быть безоговорочной, а в первую очередь о том, что она должна быть преданной и жертвенной. Такой же любовью должна быть и любовь жены к мужу.
За чтением апостола следует чтение из евангелия от Иоанна, повествующее о приходе Господа Иисуса Христа на брак в Кану Галилейскую.(Ин. 2; 1-11): “ На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. Был также зван Иисус и ученики Его на брак. И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них. Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жeно? еще не пришел час Мой. Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте. Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших по обычаю очищения Иудейского, вмещавших по две или по три меры. Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха. И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли. Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, — а он не знал, откуда это вино, знали только служители, почерпавшие воду, — тогда распорядитель зовет жениха и говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе. Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его”. В данном отрывке даётся ясное свидетельство того, что Сам Господь благословил Своим присутствием законный брак и тем самым указал на его важность в жизни людей. Господь не просто посетил данную свадьбу, Он совершил там первое чудо, претворив воду в вино. Образ воды и вина в данном евангельском сюжете имеет непосредственное отношение к жизни людей в браке, т.е это чудо не случайно, а прообразовательно. Вода жизни, которая утратила вкус и яркость, может быть претворена супругами в вино радости, но для этого необходимы не только собственные усилия, но и помощь Божия.
По окончании чтения Евангелия произносится краткая сугубая ектения “Рцем вси”. В этой ектении священник просит даровать новобрачным милость, жизни, мир, здоровье, спасение для вечной жизни. В молитве, которая читается после ектении, священник просит у Бога сохранить новую семью в мире и единомыслии и сподобить её к жизни по заповедям Божиим. Далее поётся молитва “Отче наш”, в которой новобрачные выступают уже как единая плоть, готовые служить Господу и жить по Его заповедям. Наступает момент для принятии общей чаши.
Общая чаша— это чаша с красным вином, чаша верности, которая будет преподана жениху и невесте в знак их единения. Священник троекратно даёт испить вина из данной чаши обоим супругам— в начале мужу, как главе, а потом жене, как его помощнице. Вино по своему вкусу и сладкое и горькое, поэтому совместным испитием из общей чаши вина супруги свидетельствуют о том, что они будут едины во всех жизненный ситуациях— и в радостях, и в печалях.
За общей чашей следует ещё одна древняя и красивая часть богослужения Таинства Брака. Священник соединяет правую руку мужа с правой рукой жены, покрывает их руки епитрахилью и поверх её кладёт свою руку и трижды обводит новобрачных вокруг аналоя. За молодыми шествуют их свидетели, которые держат венцы над их головами. При этом поются торжественные тропари «Исаие, ликуй…», «Святии мученицы» и «Слава Тебе, Христе Боже, апостолов похвало, мучеников радование, ихже проповедь — Троица Единосущная. Образ круга— это символ вечности, именно о вечном соединении супругов и молится Церковь. Троекратное обхождение совершается во славу Пресвятой Троицы, таким образов, Сама Пресвятая Троица становится свидетелем заключённого супружеского союза.
После троекратного обхождения аналоя наступает завершительная часть венчания. Священник возвращает на своё место новобрачных и снимает с супругов венцы, приветствуя их следующими словами: «Возвеличися, женишé, якоже Авраам, и благословися, якоже Исаак, и умножися, якоже Иаков, ходяй в мире и делаяй в правде заповеди Божия».
«И ты, невесто, возвеличися, якоже Сарра, и возвеселися, якоже Ревекка, и умножися, якоже Рахиль, веселящися о своем муже, хранящи пределы закона, занe тако благоволи Бог». В данном обращении священник особо отмечает величие жениха, как главы семьи и исполнителя заповедей Божиих, а также величие невесты, как помощницы мужаи хранительницы границ семейного закона.
Затем следуют молитвы, по окончании которых новобрачные поздравляют друг друга поцелуем. Произносится Отпуст, и новобрачных подводят к Царским вратам, где жених целует икону Спасителя, а невеста — образ Божией Матери, и наоборот.
Провозглашается многолетие новобрачным, и все присутствующие поздравляют их с бракосочетанием.
Танство брака завершено. Теперь уже нет жениха и невесты, нет отдельных, чужих друг для друга людей, теперь родилось новое тело, новая плоть, близкие друг для друга люди, призванные Церковью и Богом к совместному пути в Царствие Небесное.
Протоиерей Григорий Пилипчук
Читать далее
С 11 по 20 июля в подмосковном Сергиевом Посаде будут праздновать 700-летие со дня рождения преподобного Сергия Радонежского. Программу торжеств несколько дней назад одобрило правительство Московской области, передает 7 мая корреспондент ИА REGNUM.
О программе праздника сообщает газета okposad.ru со ссылкой на администрацию города. Культурная программа начнётся неделей раньше официальных торжеств. 11 июля в отреставрированном Конном дворе откроется выставка «И свеча не угасла…». На площади в 500 кв.м развернётся экспозиция, включающая около 400 предметов из собраний Сергиево-Посадского музея-заповедника и музеев Подмосковья.
17 июля на Благовещенское поле в городок паломников ожидается прибытие крестного хода.
18 июля, первый день празднования, начнётся с торжеств в Троице-Сергиевой лавре с участием патриарха Кирилла и первых лиц государства.
На площадке возле Конного двора пройдёт Фестиваль колокольной музыки. В программе запланированы выступления лучших звонарей из Москвы, Суздаля, Ярославля, Санкт-Петербурга, Вологды и Минска.
В самом комплексе пройдёт музейная семейная программа «Русская традиция и современная семья». Она включает мастер-классы, викторины для детей, квесты, знакомство с народной культурой в игровой форме, выступление детских коллективов.
В этот же день на центральных площадях Сергиева Посада стартуют мероприятия областного значения, которые продлятся до 20 июля — Международный фестиваль духовно-патриотической музыки и народных традиций «От Сергия до наших дней» и Фестиваль Город мастеров «Русь православная», «Игрушка в культуре России. Русская матрешка».
Фестиваль «От Сергия до наших дней» откроется на Красногорской площади в 14.00. Это будет настоящий марафон хоровых, хореографических коллективов, вокальных ансамблей, оркестров Московской области, субъектов РФ и стран православного мира. Выступления пройдут на открытой сцене, естественной декорацией которой будет вид на Лавру. Планируется трансляция фестиваля на городские мониторы.
В фестивале «Город мастеров» примут участие ведущие предприятия народных художественных промыслов Подмосковья и ремесленники. Будет представлена сувенирная и гастрономическая продукция. Для этих целей на Красногорской и Советской площадях смонтируют деревянные торговые ряды.
Кроме этого все праздничные дни с 18 по 20 июля возле Дворца Гагарина будет работать театральная площадка, а в городском парке «Скитские пруды», который на время отдадут молодёжи, пройдёт большой «Фестиваль живых эмоций».
Торжества в Троице-Сергиевой лавре, в которых примут участие делегации от Поместных Православных Церквей и первые лица государства, пройдут по следующему сценарию.
18 июля в 9 часов утра на Соборной площади или в Успенском соборе состоятся патриаршая Божественная литургия и праздничный молебен. Затем, в 11:40, с балкона Патриарших покоев к пастве обратится Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. После, в 12:30, в Трапезном храме монастыря состоится патриарший прием.
После окончания богослужений события переместятся на сцену, которую установят на Красногорской площади. Празднование, которому дано имя «Многоголосие» начнётся с трансляции видео-переклички колоколов, расположенных в самых разных частях страны. Перезвон, который как эстафета двинется от храма на Командорских островах до Калининграда, станет демонстрацией духовного и территориального единства России, объединение которой начал именно Сергий Радонежский.
Кульминацией переклички колоколов должен стать звон одной из самых высоких колоколен страны, расположенной в Троице-Сергиевой Лавре. Финальную часть переклички со сцены подхватит многоголосый сводный хор, составленный из трёх — церковного, военного и фольклорного. Три хора будут символизировать основные заслуги и деяния преподобного Сергия — христианское подвижничество, укрепление и защиту государства, культурное и просветительское развитие.
Сводный хор исполнит произведения патриотической и духовной направленности. Сцена будет оборудована огромными экранами, на которые выведут слова исполняемых произведений, чтобы многотысячная зрительская аудитория могла присоединиться к пению.
Экраны будут также установлены на площади, улицах Сергиева Посада и в городке паломников. Во время Патриаршей Литургии на них будет транслироваться служба.