храм Державной иконы Божией Матери г.Ивацевичи
9 вопросов о смерти.(А.И.Осипов)
20 лет свободы Церкви.(А.И.Осипов)
The_Eschatological_Concept_in_the_Russian_Orthodox_Theology_Today_(A_I_Osipov)
Актуальные проблемы современного духовного образования человека.(А.И.Осипов)
Бог.(А.И.Осипов) Брак и семья.(А.И.Осипов)
Зачем человек живёт.(А.И.осипов)
Игумен Никон.Как жить сегодня.(А.И.Осипов)
Игумен Никон.О началах.(А.И.Осипов)
Игумен Никон.Письма к духовным детям.(А.И.Осипов)
Интервью телеканалу «Союз» 13 мая 2012 г.
Интервью телеканалу «Союз» 15 сентября 2012 г.(А.И.Осипов)
Искатель высшей правды.Достоевский и православие.(А.И.Осипов)
Клирос сегодня.(А.И.Осипов) Мир и меч.(А.И.Осипов)
МУСУЛЬМАНСТВО – ЭТО БЛИЖАЙШАЯ К ХРИСТИАНСТВУ РЕЛИГИЯ.(А.И.Осипов)
Носители Духа. А.И.Осипов. doc
Путь разума в поисках истины.(А.И.Осипов)
РУССКОЕ ДУХОВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ.(А.И.Осипов)
Учение святителя Игнатия (Брянчанинова) о духовной жизни.(А.И.Осипов)
Христос и прогресс.(А.И.Осипов)
Что такое счастье.(А.И.Осипов)
Читать далееЗа три недели до наступления Великого поста Церковь начинает приготовлять к нему верующих особыми чтениями и песнопениями.
«Покаяния отверзи ми двери Жизнодавче»- эти слова из великопостного песнопения, которыми Церковь призывает
нас еще до начала Великого поста, в Неделю мытаря и фарисея,
приуготовить душу к глубокому покаянию.
Начиная с этой недели до воскресенья пятой недели поста после песни «Воскресение Христово видевше» поются покаянные тропари.
Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче, утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему, храм носяй телесный весь осквернен; но яко щедр, очисти благоутробною Твоею милостию. | Перевод: Жизнодавец! открой мне двери покаяния, ибо душа моя с раннего утра стремится к Твоему святому храму, так как ее храм телесный весь осквернен; но Ты, как щедрый, очисти его по Твоей безмерной милости. |
На спасения стези настави мя, Богородице, студными бо окалях душу грехми и в лености все житие мое иждих; но Твоими молитвами избави мя от всякия нечистоты. | Перевод: Богородица! наставь меня на путь спасения, ибо я осквернил душу свою постыдными грехами и всю жизнь свою провел в лености; но Ты Своими молитвами избавь меня от всякой нечистоты. |
Множества содеянных мною лютых помышляя окаянный, трепещу страшнаго дне суднаго, но надеяся на милость благоутробия Твоего, яко Давид вопию Ти: помилуй мя, Боже, по велицей Твоей милости. | Перевод: Я, несчастный, помышляя о множестве совершенных мною беззаконий, трепещу страшного дня суда; но, надеясь на Твою безмерную милость, как Давид, взываю к Тебе: помилуй меня, Боже, по великой Твоей милости. |
Возлюбленные братия! В ныне чтенном Евангелии мы слышали притчу Господа нашего Иисуса Христа о мытаре и фарисее.
По какому поводу Господь сказал эту притчу? Он сказал ее к людям, которые обольщены и обмануты самомнением, полагаются и уповают на свою праведность, на свои добрые дела, смотрят из своего самомнения и самообольщения на прочих людей, их уничижают, то есть, низко думают о них, презирают, осуждают, злословят и тайно, в душе своей, и явно, пред человеками.
По какой причине святая Церковь положила чтение этого Евангелия пред вступлением в поприще Великого поста? — С целью охранить нас от самомнения и уничижения ближних, при которых чувство покаяния никак не может усвоиться сердцу. Если ж пост не украсится плодом покаяния: то и постный подвиг останется тщетным. Этого мало: он принесет нам вред, усилив в нас самомнение и самоуверенность. Таково свойство всех телесных подвигов и видимых добрых дел. Если мы, совершая их, думаем приносить Богу жертву, а не уплачивать наш неоплатный долг: то добрые дела и подвиги соделываются в нас родителями душепагубной гордости.
Человека два внидоста в церковь помолитися, так начал Господь Свою притчу: един фарисей, а другой мытарь. После этого Сердцеведец Господь поведал, какими помышлениями выразился тайный сердечный залог каждого из молившихся, какими помышлениями каждый из молившихся изобразил отношения свои к Богу.
Фарисей был удовлетворен собою, признавал себя достойным Бога, угодившим Богу. Боже! хвалу Тебе воздаю, говорил он в себе, то есть, говорил мыслию при невидимом самовоззрении. За что же фарисей воздает хвалу Богу? Не по причине ли необъятного величия Божия, приводящего в удивление и недоумение всю разумную тварь? не по причине ли непостижимого и неизреченного милосердия Божия, допускающего ничтожной твари, человеку, беседовать с Богом? не по причине ли бесчисленных благодеяний Божиих, излитых на человечество? Нет! хвалу Тебе воздаю, говорит фарисей, яко несмь, якоже прочии человецы. Фарисей в ослеплении своем воздает хвалу Богу за свое состояние самодовольства и самообольщения. Дерзкая и лукавая форма хвастовства! Хвала Богу, недостойная Бога! Хвала Богу, исполненная клеветы на Бога! Не Бог доставил фарисею то устроение, которым он хвалится, оно составилось от принятия и усвоения ложных понятий. Отец ложных понятий, убивающих душу вечною смертию, есть падший архангел [2]. Вот под влиянием кого образовалось настроение фарисея. Самообольщение всегда соединено с так называемою святыми Отцами бесовскою прелестию: состоит в принятии лжи за истину, в увлечении ложью. Мрачен взгляд фарисея из его самообольщения на человечество! несмь, якоже прочии человецы, говорил он, хищницы, неправедницы, прелюбодеи, или якоже сей мытарь. Откуда получил он такое познание, которое выражает с такою определенностию и уверенностию? как мог он знать с точностию и подробностию деятельность и совесть всех человеков, чтоб возложить на них тяжкое и всеобъемлющее обвинение? как мог он знать деятельность и совесть вошедшего с ним вместе в церковь мытаря, неимевшего с ним никакого разговора, ничего неповедавшего ему о себе? Очевидно, что приговор сделан поспешно, и сделан не потому, чтоб прочие человеки и мытарь были таковы, какими выказывает их фарисей, но потому, что недуг самообольщения и самодовольства представлял их фарисею такими. Далее фарисей исчисляет свои добродетели; пощуся двакраты в субботу, десятину даю всего, елико притяжу. Фарисей смотрел на свои дела как на жертвы, как на заслуги пред Богом: такой взгляд — общий всем фарисеям. Для них тщетно возвещает Бог и в Ветхом и Новом Заветах: Милости хощу, а не жертвы [3]. Господь не раз указывал им на это выражение воли Божией священным Писанием. Он говорил им, что они никогда бы не впадали в осуждение невинных, если б понимали это выражение воли Божией [4]: потому, что милость не только не осуждает невинных, но и на виновных смотрит с состраданием; она, по возможности снисходит им, как членам немощным и болящим, заботится не о казнях, но о врачевании. Ожесточенные слепые фарисеи, упорно отвергая милость, хотят как бы насиловать Божество и приносить Ему непринимаемые Им жертвы. Они требуют такого же поведения и от прочих человеков; не видя его, соблазняются и осуждают. Свойственно фарисеям соблазняться на тех, в которых они не видят фарисейства; свойственно им соблазняться на тех, которые, гнушаясь самолюбием и человекоугодием, стараются угождать в простоте и тайне сердца Богу; свойственно им видеть грех и злонамеренность там, где их нет; свойственно им осуждать, ненавидеть и преследовать истинных служителей Божиих. На кого они соблазнялись, кого осуждали, в ком видели грех, кого гнали с исступленною злобою? Рассмотрев повествование Евангелия, мы убедимся, что преследованиям и ненависти их постоянно подвергались или кающиеся грешники, примирявшиеся с Богом и делавшиеся праведниками посредством покаяния, или ученики и последователи вочеловечившегося Бога, но всех более Сам вочеловечившийся, всесовершенный Бог. Фарисеи имели о Законе Божием превратное понятие. Занимаясь изучением Закона только по букве, а не опытно, неисполнением Закона, они стяжали не смирение, в которое приводится человек истинным познанием Бога, — необыкновенную напыщенность и надменность. 06рядовым и прообразовательным постановлениям они придавали гораздо большую важность, нежели какую следовало им давать, а заповеди Божии, составляющие сущность Закона, оставляли без внимания. Извратив значение Закона сообразно своему лжеименному разуму и развращенному сердцу, они, в то время, как служили и угождали единственно самолюбию, ошибочно для себя и для других представлялись служащими и угождающими Богу. Они стремились служить и угождать Богу исполнением своей воли и своих разумений, признавая их наверно добрыми и истинными, что неестественно для падшего человеческого естества, а не тщательнейшим исследованием и исполнением воли Божией. При таком образе деятельности человек почти постоянно делает зло, признавая его добром, а когда делает и добро, то делает его из себя, почему приписывает его себе, как приписывал фарисей. При этом самое добро делается причиною зла, вводя в человека самомнение, насаждая, питая и возращая в нем пагубнейшую из страстей — гордость.
К совершенно другим последствиям приводит жительство по заповедям евангельским. Положивший себе в цель жизни исполнение воли Божией, старается подробно и с точностью узнать эту всесвятую волю посредством тщательнейшего изучения священного Писания, особливо Нового Завета, посредством чтения отеческих Писаний, посредством беседы и совещания с преуспевшими христианами, посредством исполнения евангельских заповедей и наружным поведением, и умом, и сердцем. “Закон свободы”, сказал преподобный Марк Подвижник, “разумением истинным читается, деланием заповедей разумеется, исполняется же щедротами Христовыми” [5]. Когда христианин начнет жительство по воле Божией благой, угодной и совершенной [6] или по заповедям Нового Завета, тогда внезапно открывается ему падение и немощь естества человеческого [7]. Немощь не позволяет ему исполнять чисто и свято заповеди Божии, как того требует Бог, а падение противится, часто с величайшим ожесточением, исполнению заповедей Божиих. Оно хочет и требует, чтоб исполнялись падшая воля и падший разум человеческие. Стремления этой воли и представления этого разума облекаются во все виды возвышеннейшей правды и добродетели. Познание внутренней борьбы, обличение и обнаружение живущего внутри греха, познание его насильственной власти над благими произволениями и стремлениями доставляют христианину правильное понятие о себе и о человечестве. Он видит падение человечества в себе, он видит из собственных опытов невозможность возникнуть из этого падения при одних собственных усилиях; он стяжает истинное смирение, начинает приносить Богу теплейшее моление о помощи и заступлении из сердца сокрушенного, которому всегда внимает Бог. Научи мя творити волю Твою! [8] научи мя оправданием Твоим! [9] не скрый от мене заповеди Твоя! [10] утверди мя в словесех Твоих! [11] путь неправды отстави от мене, и Законом Твоим помилуй мя! [12] Узнав на опыте, что заповеди Божии исполняются только при обильном содействии Божией благодати, испрашивая себе непрестанно молитвою это содействие, христианин не может не приписывать всех добрых дел своих Божией благодати. Вместе с тем он не может не признавать себя и грешником. С одной стороны, он узнал опытно свои падение и неспособность к исполнению воли Божией одними собственными силами, с другой, он и в самом исполнении заповедей Божиих при помощи благодати видит непрестанные погрешности, вводимые немощью и падением человеческими. Это со всею ясностью усматривается из отзывов о себе святого апостола Павла. В одном из посланий говорит он: “Паче всех (апостолов) потрудихся: не аз же, но благодать Божия, яже со мною” [13], а в другом: “Христос Иисус прииде в мир грешники спасти, от них же первый есмь аз” [14]. Такова боголюбезная праведность! Она производится в человеке осенившею его Божественною благодатию, и благоугождает Богу делами богопреданной правды. Богоугодный праведник не престает признавать себя грешником! не только по причине своих явных грехов, но и по причине своей естественной правды, находящейся в горестном падении, перемешанной со злом, оскверненной греховною примесью. Блажен, кто праведен правдою Божией, упование его сосредоточено во Христе, источнике его правды. Несчастлив тот, кто удовлетворен собственною человеческою правдою: ему не нужен Христос, возвестивший о Себе: “не приидох призвати праведники, но грешники на покаяние” [15]. Преподобный Пимен Великий говорил: “Для меня приятнее человек согрешающий и кающийся, нежели негрешащий и некающийся: первый, признавая себя грешником, имеет мысль благую, а второй, признавая себя праведным, имеет мысль ложную” [16]. Усвоенная ложная мысль соделывает все жительство, основанное на ней, непотребным. Это доказал опыт: явные грешники, мытари и блудницы уверовали во Христа, а фарисеи отвергли Его. Самомнение и гордость в сущности состоят в отвержении Бога и в поклонении самому себе. Они — утонченное, труднопонимаемое и трудноотвергаемое идолопоклонство. Фарисеи по наружности были ближайшими и точнейшими служителями и ревнителями истинного богопочитания, а в сущности совершенно отчуждились от Бога, соделались Его врагами, чадами сатаны [17]. Когда обетованный Мессия, Которого страждущее человечество ожидало в течении нескольких тысячелетий, явился среди них с неоспоримыми свидетельствами Божества Своего — они не приняли Его. Сознавая Его, при сознании предали позорной казни, соделались богоубийцами [18].
Евангелие не упоминает ничего ни о греховности, ни о праведности мытаря, а только выставляет в пример подражания образ его молитвы, состоявшей исключительно из сознания своей греховности и из смиреннейшего прошения у Бога о помиловании. Причина такого изложения очевидна. Все человеки, без исключения, грешны пред Богом, все нуждаются для спасения в прощении и милости, а Бог, по неограниченному совершенству Своему, с одинаковым удобством прощает все грехи, и малые и большие. По совершенству Божию все человеки равны пред Ним в отношении праведности, которою они могут различаться только между собою [19]. Признание себя праведным есть не что иное, как невидение грехов своих, как самообольщение. И потому всем человекам без исключения, когда они придут в храм Божий предстать лицу Божию, или вознамерятся сделать это в уединении келейном, должно приготовить себя сознанием своей греховности, и единственно из этого сознания приносить молитвы Богу. Иначе наши молитвы не будут приняты [20]. — Мытарь же издалеча стоя, повествует Евангелие, не хотяше ни очию возвести на небо: но бияше перси своя, глаголя: Боже, милостив буди мне грешнику. Евангелие научает нас в этих словах, что при молитве смиренному устроению души должно соответствовать положение тела. В храме должно избирать место не впереди, невидное, но скромное, которое не представляло бы поводов к развлечению. Не должно попускать глазам свободы: пусть они будут постоянно устремлены к земле, чтоб ум и сердце могли быть устремлены беспрепятственно к Богу. Мытарь имел вид согбенного: так живо он ощущал бремя грехов своих. И всякий, кто живо ощутит это угнетающее душу бремя, невольно примет вид согбенного и сетующего, как сказал святый Давид: пострадах и слякохся до конца, весь день сетуя хождах: яко лядвия моя наполнишася поруганий и несть исцеления в плоти моей [21]. Нельзя не заметить, что избранное место в храме мытарем, в глубине храма, указано Евангелием [22] в противоположность месту, избранному фарисеем, который, конечно, стал впереди, чтоб послужить назиданием собравшемуся народу и привлечь его внимание к себе для пользы его же, народа. Так обыкновенно оправдывает и прикрывает свои действия тщеславие. Положение, принятое телом мытаря сообразно его сердечным помышлениям, выставлено в противоположность положению, которое дал своему телу фарисей также сообразно душевному движению, произведенному помыслами гордости. Мытарь, сознававший себя грешником, не смел возвести очей к небу; фарисей, признававший себя праведником, свободно воздымал горе надменное око. Мытарь, по причине ощущаемой им тяжести грехов, казался обремененным ношею; противный этому вид приняло тело фарисея, ободренное, выпрямленное, окрыленное самомнением и самоуверенностию. Лице мытаря покрыто было печалию; лице фарисея сияло самодовольством. Иногда фарисеи, становятся и в самой глубине храма, особливо когда они — особы сановные, потом внезапно выходят пред народом, чтоб сильнее поразить вместе и явлением сана и предшествовавшим явлением смирения. Не всегда и лица их выражают самодовольство; они принимают различные виды, смотря по надобности; но они всегда сочиненные.
Сердцеведец Господь заключил притчу следующими словами: Глаголю вам: сниде сей (мытарь) оправдан паче оного (фарисея): яко всяк возносяйся смирится, смиряяй же себе вознесется. Это значит: мытарь был оправдан, как прибегший к оправданию, дарованному Богом, а фарисей был осужден, как отвергший оправдание, даруемое Богом, и восхотевший пребыть при собственной человеческой падшей правде. Смириться значит сознать свое падение, свою греховность, по причине которых человек сделался существом отверженным, лишенным всякого достоинства; возноситься значит приписывать себе праведность, хотя бы это было и в некоторой степени, и другие достоинства. Достоинство наше, праведность наша, цена, которою оценен каждый человек и которая дана за каждого человека, есть Господь наш, Иисус Христос.
Яд, всецело отравляющий деятельность фарисеев, заключается в том, что они вся дела своя творят, да видими будут человеки [23]. Основание деятельности их есть искание славы человеческой; средство к достижению цели — лицемерство. Лицемерство составляет характер фарисеев. Господь назвал лицемерство закваскою их [24]. Вся деятельность фарисеев пропитана лицемерством; каждое дело их имеет душою лицемерство. Лицемерство, рождаясь от тщеславия, то есть от искания похвалы и славы человеческой, питает успехами своими тщеславие. Когда же тщеславие достигнет зрелого возраста, тогда действие его из порывов обращается в постоянное стремление; тогда из тщеславия образуется безумная и слепая страсть — гордость. Гордость есть смерть души в духовном отношении: душа, объятая гордостию, неспособна ни к смирению, ни к покаянию, ни к милости, ни к какому помышлению и чувству духовным, доставляющим живое познание Искупителя и усвоение Ему. Чтоб отвратить от себя страшный яд, сообщаемый фарисейскою закваскою, будем, по завещанию Евангелия [25], стараться о исполнении Божиих заповедей единственно для Бога, скрывая со всею тщательностию это исполнение от тлетворных взоров человеческих. Будем действовать на земле для Бога и для неба, а не для человеков! Будем действовать и для человеков, но не с тем, чтоб исторгать у них похвалу себе, а с тем, чтоб приносить им истинную услугу и пользу, за что они часто растерзывают своих благодетелей, как глупые и свирепые звери часто растерзывают тех, которые за ними ухаживают и их кормят. Так поступлено было со святыми апостолами и многими другими угодниками Божиими. Будем неусыпно следить за собою, замечать недостатки и погрешности наши! Будем молить Бога, чтоб открыл нам наши падение и греховность! Постоянное стремление к исполнению воли Божией мало помалу истребит в нас удовлетворение собою, и облечет нас в блаженную нищету духа. Облеченные этою святою благодатною одеждою, мы научимся богоугодному предстоянию пред Богом, за которое похвален Евангелием смиренный мытарь. Молясь Богу из глубины и искренности сердечного сознания в греховности, Мы наверно получим прощение грехов и обилие истинных благ, временных и вечных: яко всяк смиряяй себе, вознесется всесильною и всеблагою десницею Господа Бога, Творца и Спасителя нашего. Аминь.
Св. Игнатий Брянчанинов
Читать далееКалендарь постов и трапез на 2014 год
Даты указаны по новому стилю
Ничего в жизни не дается без труда. И чтобы отметить праздник, надо к нему подготовиться.
В Русской Православной Церкви существует четыре многодневных поста, пост в среду и пятницу в течение всего года (за исключением нескольких недель), три однодневных поста.
Великий Пост
3 марта – 19 апреля
Сам Спаситель был поведен духом в пустыню, сорок дней искушался дьяволом и ничего не ел в эти дни. Спаситель постом начал дело нашего спасения. Великий пост – пост в честь Самого Спасителя, а последняя страстная седмица этого сорокавосьмидневного поста установлена в честь воспоминания о последних днях земной жизни, страданиях и смерти Иисуса Христа.
С особой строгостью соблюдается пост в первую и страстную седмицы.
В чистый понедельник принято полное воздержание от пищи. В остальное время: понедельник, среда, пятница – сухоядение (вода, хлеб, фрукты, овощи, компоты); вторник, четверг – горячая пища без масла; суббота, воскресенье – пища с растительным маслом.
Рыба разрешается в Благовещение Пресвятой Богородицы и в Вербное воскресенье. В Лазареву субботу разрешается рыбная икра. В страстную пятницу нельзя вкушать пищу до выноса плащаницы.
Петров, или Апостольский пост
16 июня – 11 июля
С понедельника недели всех Святых начинается пост Святых апостолов, установленный перед праздником апостолов Петра и Павла. Этот пост называется летним. Продолжение поста различно, в зависимости от того, как рано или поздно бывает Пасха.
Постоянно он начинается с понедельника всех Святых, а прекращается 12 июля. Продолжительнейший Петров пост заключает в себе шесть недель, а кратчайший неделю с днем. Этот пост установлен в честь Святых апостолов, которые постом и молитвою приготовлялись к всемирной проповеди Евангелия и готовили себе преемников в деле спасительного служения.
Строгий пост (сухоядение) в среду и пятницу. В понедельник можно горячую пищу без масла. В остальные дни – рыба, грибы, крупы с растительным маслом.
Успенский пост
14 августа – 27 августа
Через месяц после Апостольского поста наступает многодневный Успенский пост. Он продолжается две недели – с 14 по 27 августа. Этим постом Церковь призывает нас к подражанию Божьей Матери, которая перед переселением своим на небо непрестанно пребывала в посте и молитве.
Понедельник, среда, пятница – сухоядение. Вторник, четверг – горячая пища без масла. В субботу и воскресенье разрешается пища с растительным маслом.
В день Преображения Господня (19 августа) разрешается рыба. Рыбный день в Успенье, если он придется на среду или пятницу.
Рождественский (Филиппов) пост
28 ноября – 6 января
В конце осени, за 40 дней до великого праздника Рождества Христова, Церковь призывает нас к зимнему посту. Он называется и Филиппов, потому что начинается после дня, посвященного памяти апостола Филиппа, и Рождественский, ибо бывает перед праздником Рождества Христова.
Этот пост установлен для того, чтобы нам принести Господу благодарственную жертву за собранные земные плоды и приготовиться к благодатному единению с родившимся Спасителем.
Устав о пище совпадает с уставом Петрова поста, до дня святителя Николая (19 декабря).
Если праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы выпадает на среду или пятницу, то разрешается рыба. После дня памяти Святителя Николая и до предпраздненства Рождества разрешается рыба в субботу и воскресенье. В предпраздненство нельзя есть рыбу во все дни, в субботу и воскресенье – пища с маслом.
В сочельник нельзя вкушать пищу до появления первой звезды, после чего принято вкушать сочиво – вареные в меду зерна пшеницы или отварной рис с изюмом.
Сплошные седмицы
Седмица – неделя с понедельника по воскресенье. В эти дни отсутствие поста в среду и пятницу.
Сплошных седмиц пять:
Святки – с 7 января по 17 января,
Мытаря и фарисея – за 2 недели до Великого Поста с 10 февраля по 16 февраля,
Сырная (масленица) – неделя перед Великим Постом (без мяса) с 24 февраля по 2 марта,
Пасхальная (Светлая) – неделя после Пасхи с 20 апреля по 26 апреля,
Троицкая – неделя после Троицы с 9 июня по 15 июня.
Среда и пятница
Еженедельными постными днями являются среда и пятница. В среду пост установлен в воспоминание предательства Иудой Христа, в пятницу – в память крестных страданий и смерти Спасителя. В эти дни недели Святая Церковь запрещает употребление мясной и молочной пищи, а в период недели Всех Святых до Рождества Христова следует воздержание также от рыбы и растительного масла. Лишь когда на среду и пятницу приходятся дни празднуемых святых, разрешается растительное масло, а в самые большие праздники, такие как Сретения Господня, Преображения Господня, Рождества Богородицы, Введения Богородицы во храм, Успения Пресвятой Богородицы, Рождества Иоанна Предтечи, Апостолов Петра и Павла, Апостола Иоанна Богослова, – рыба. В зимний и весенний мясоеды устав разрешает в среду и пятницу рыбу.
Больным и занятым тяжелым трудом допускается некоторое послабление, чтобы христиане имели силы на молитвы и необходимый труд, но употребление рыбы в неположенные дни и тем более полное разрешение поста уставом отвергается.
Однодневные посты
Крещенский сочельник – 18 января, накануне Крещения Господня. В этот день христиане готовятся к очищению и освящению святой водой в праздник Крещения.
Усекновение главы Иоанна Предтечи – 11 сентября. Это день памяти и гибели великого пророка Иоанна.
Воздвижение Креста Господня – 27 сентября. Память о страданиях Спасителя на кресте ради спасения рода человеческого. Этот день проводят в молитвах, посте, сокрушении о грехах.
Однодневные посты по монастырскому уставу – дни строгого поста (кроме среды и пятницы). Запрещается рыба, но разрешается пища с растительным маслом.
О трапезе в праздники
По церковному Уставу, в праздники Рождества Христова и Богоявления, случившиеся в среду и пятницу, поста нет. В Рождественский и Крещенский сочельники и в праздники Воздвижения Креста Господня и Усекновения главы Иоанна Предтечи разрешается пища с растительным маслом. В праздники Сретения, Преображения Господня, Успения, Рождества и Покрова Пресвятой Богородицы, Введения Ее во храм, Рождества Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла, Иоанна Богослова, случившиеся в среду и пятницу, а также в период от Пасхи до Троицы в среду и пятницу разрешается рыба.
Календарь постов и трапез на 2014 год
Периоды | понедельник | вторник | среда | четверг | пятница | суббота | воскресенье | |
Великий Пост c 3 марта по 19 апреля |
сухоядение | горячая без масла | сухоядение | горячая без масла | сухоядение | горячая с маслом | горячая с маслом | |
Весенний мясоед | рыба | рыба | ||||||
Петров пост с 16 июня по 11 июля |
горячая без масла | рыба | сухоядение | рыба | сухоядение | рыба | рыба | |
Летний мясоед | сухоядение | сухоядение | ||||||
Успенский пост с 14 августа по 27 августа |
сухоядение | горячая без масла | сухоядение | горячая без масла | сухоядение | горячая с маслом | горячая с маслом | |
Осенний мясоед | сухоядение | сухоядение | ||||||
Рождественский постс 28 ноября по 6 января | до 19 декабря | горячая без масла | рыба | сухоядение | рыба | сухоядение | рыба | рыба |
20 декабря — 1 января | горячая без масла | горячая с маслом | сухоядение | горячая с маслом | сухоядение | рыба | рыба | |
2-6 января | сухоядение | горячая без масла | сухоядение | горячая без масла | сухоядение | горячая с маслом | горячая с маслом | |
Зимний мясоед | рыба | рыба |
Литература
Великий Пост
Как провести Страстную седмицу Великого поста.
Протоиерей Валентин Амфитеатров. Великий Пост. Духовные поучения.
Митрополит Сурожский Антоний. Духовное путешествие. Размышление перед Великим Постом.
Митрополит Иоанн. Как подготовиться и провести Великий Пост. Как жить в современном бездуховном мире.
Епископ Диоклетийский Каллист. Великий пост и потребительское общество.
Петров, или Апостольский пост
Как провести Петров пост.
Успенский пост
Как провести Успенский пост.
Рождественский (Филиппов) пост
Как провести Рождественский пост, Рождество Христово и святки.
Разное
Как приучить себя к посту.
Митрополит Стефана Яворского. Пост – заповедь Божия. Учение Православной Церкви о святых постах.
Н.Е.Пестов. Что такое пост и как правильно поститься.
Православная кухня на каждый день года. Рецепты доступных недорогих блюд.
Рецепты православной кухни.
Детский пост.
При подготовке календаря использованы данные сайта http://www.wco.ru/biblio/
Читать далее27 января в ГУО «СШ №3 г.Ивацевичи» состоялся фестиваль «Рождественские встречи», который своим теплом, нежностью и добротой подарил ощущение праздника Рождества во второй раз. Такого формата мероприятие проводилось впервые, а инициатором его проведения выступила дирекция ГУО «СШ №3 г.Ивацевичи», в которой уже второй год ведется факультатив для младших школьников «Основы православной культуры».
На мероприятие были приглашены благочинный церквей Ивацевичского благочиния Григорий Пилипчук со священнослужителями Ивацевичского благочиния и участниками воскресных школ, начальник районного отдела внутренних дел райисполкома Александр Гук и исполняющий обязанности первого секретаря РК ОО «БРСМ» Татьяна Дылюк.
Пока участники встречи, зрители и родители собирались в зале, на сцене демонстрировался фильм о Рождестве Богомладенца. И вот выходят ведущие Ольга Короткевич и Никита Казимирчик, которые под завораживающую музыку произносят: «Вначале было Слово. И слово было Бог». Постепенно зритель окунается в библейскую историю рождения Иисуса Христа. Звезда Рождества каждому становится ближе…
Отец Григорий, благочинный церквей Ивацевичского благочиния, еще раз поздравил всех с Рождеством и Новолетием, пожелал детям нести в мир свет чистоты и добра. «Мы должны возродить культуру нашего народа, которая веками строилась на любви к Богу, – отметил он, – Народ всегда стремился к Богу, к его уподоблению, и когда мы начнем воспевать ту культуру, тогда придет и восстановление народа, как нации. Ведь за прошлый год мы покрестили 99 детей, а похоронили 150 человек. Любовь к Богу созидает, возрождает человека, и этот путь должен быть главным в нашей жизни».
Танцевальный коллектив с танцем ангелов под руководством Галины Леонидовны Селедчик, хор младших школьников, которым руководит Наталья Владимировна Сахонь, музыкальные номера, подготовленные под руководством Любови Ивановны Ивановой, выступление детей, посещающих факультатив «Основы православной культуры», который ведет Ольга Владимировна Кацкель – все это детище ГУО «СШ №3 г.Ивацевичи». Прекрасные ведущие умело задавали вопросы батюшкам, приглашенным на сцену: Как надо праздновать Рождество? Помогают ли дети из воскресной школы батюшке? Как распределяются обязанности? Что пожелаете современной молодежи? Батюшки отвечали с любовью и заметно волновались за выступающих из своих воскресных школ, волновались и руководители воскресных школ и сами дети. Песнями, театральными представлениями, музыкой радовали зрителей ансамбль духовной музыки Центра детского творчества г.Ивацевичи под руководством Таисии Иосифовны Кашеня, участники воскресных школ при храме Святого Архангела Михаила из д.Оброво, храма иконы Божией Матери «Успение» из д.Бытень, Крестовоздвиженского храма д.Гощево. Звонкая тишина стояла в зале, когда пела Надежда Чайчиц, воспитанница воскресной школы Святовольского Крестовоздвиженского храма.
Директор ГУО «СШ №3 г.Ивацевичи» Олег Алексеевич Кузьмин дал следующую оценку этому необычному мероприятию, которое стало первой ласточкой в его дальнейших планах по духовному воспитанию подрастающего поколения: «…Зерна добра, которые несет светлый праздник Рождества, верю, дадут всходы, пусть не сразу, пусть через год и более, но они будут расти на основе самых лучших христианских идеалов. Пусть вместе со взорами, обращенными к Богу, все станет на свои места – вернется в нашу жизнь уверенность в завтрашнем дне, любовь, милосердие, доброта, те незыблемые идеалы, без которых, как без фундамента не построить здания. Хотелось бы, чтобы движение основ православной культуры в районе продолжалось и ширилось. Сегодняшняя встреча – это еще одна возможность привлечь священнослужителей для проведения бесед в школе. Дети нуждаются в этом. И пусть эти встречи станут щитом и стержнем для детей от того негатива, который льется на них нескончаемым потоком из экранов телевизоров и интернета. Мы должны научить детей отличать добро от зла не на уровне сознания, а подсознания, чтобы разбудить их души, нуждающиеся в доброте и любви. Надо бить в колокола вместе, чтобы на уровне государства приняли закон, как в России, о введении в школьную образовательную программу не факультатива, а урока «Основы православной культуры». Я рад, что сегодняшней встречей все остались воодушевлены».
На факультатив «Основы православной веры» в ГУО «СШ №3 г.Ивацевичи», который ведет Ольга Владимировна Кацкель, приходят первоклассники и второклассники – всего около 40 детей.
–Число их прирастает, когда дети, которые постоянно ходят на факультатив, делятся с друзьями впечатлениями, – рассказывает учитель. – Сначала заглядывают к нам из любопытства, а потом сидят и слушают, затаив дыхание с широко открытыми глазками. Первый и второй класс – это самый оптимальный возраст, чтобы закладывать в детях основы православной культуры и веры. Им интересно и они открыты для восприятия такой информации.
–Очень благодарна руководству школы, что есть такой факультатив, – делится бабушка первоклассника Андрея Бахура. – Внук ходит с удовольствием на занятия по православию, рассказывает дома, о чем говорила учительница, стал еще более послушным и рассудительным. Жаль, что другие мои внуки и дети росли без таких занятий. Пусть бы в школах был даже не факультатив, а урок по основам православной культуры. Детям от этого только польза. И взрослым, какая радость!
О
чень довольна факультативом и хотела бы, чтобы это был обязательный урок мама двух сыновей Анжела Васильевна Глушеня. Светлана Владимировна, мама первоклассника Владислава Котика, заметила: «Наш шустрый Владик стал более спокойный, свое поведение в школе стал анализировать, задумываться, что он сделал не так на более высоком духовном уровне, дома он тоже доброжелательнее относится к близким, послушнее. На мой взгляд, такой факультатив не помешал бы всем детям, а пока их несколько из 24 одноклассников посещает факультатив. В наше время, когда дети пропадают за компьютерами, смартфонами, этот факультатив хоть какое-то просвещение и духовное воспитание. У ребенка появилось желание ходить в церковь, и скоро всей нашей семье надо будет духовно подтягиваться за ним».
Читать далее