"Пресвятая Богородице, моли Бога о нас"

храм Державной иконы Божией Матери г.Ивацевичи

Рождественское Богослужение. Фото.

Размещено 8 Январь, 2017; 7:53 в Новости прихода

Рождественское Богослужение. Фото.
Читать далее

Рождественское послание Высокопреосвященнейшего Стефана, Архиепископа Пинского и Лунинецкого.

Размещено 8 Январь, 2017; 7:37 в Новости прихода

Рождественское послание Высокопреосвященнейшего Стефана, Архиепископа Пинского и Лунинецкого.

Возлюбленные о Господе пастыри, монашествующие, благочестивые миряне и все верные чада нашей Православной Пинской Епархии!

 

Сегодня, в праздник Рождества Христова, Святая Церковь призывает нас к великой радости. В Святой День Рождества, по слову апостола Павла, открылась Великая благочестия тайна – Бог явился во плоти (1 Тим. 3, 16).

Иисус Христос Сын Божий Спаситель всех людей родился от Девы Марии в Вифлееме. Ради человеколюбия Бог стал человеком, чтобы мы становились богами по благодати. Родился Христос, чтобы просветить нас Светом Евангельского учения. Родился Христос, чтобы взойти на Крест и пострадать за грехи всего мира. Родился Христос, чтобы искупить нас Своею Кровию и отменить наказание. Родился Христос, чтобы воскресить падшего и умерщвленного человека и даровать нам Царство Небесное. Родился Христос, чтобы и мы родились свыше и стали сынами и наследниками Бога.

 

Пророк Исаия, предвидя этот день, восклицал: «Сидящие во тьме и под тенью смерти видели Свет Великий» (Ис. 9, 1-2). И говорит Господь в Евангелии: «Я Свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в меня не оставался во тьме» (Ин. 12, 46).

 

Своим ограниченным умом человек не способен до конца осознать все безграничное величие тайны Боговоплощения. В одном из своих сочинений блаженный Иероним Стридо́нский описывает, как, пребывая в Вифлееме, он стоял перед  маленькими яслями не в силах понять, как могли они вместить Самого Господа. И тогда он воззвал ко Творцу: «Господи, как Ты вместился в эту тесноту? Что мне нужно сделать, чтобы Тебе помочь?». И услышал от Богомладенца: «Пой только “Слава в вышних Богу” и пытайся бороться со своей человеческой страстью». Слишком простым показался блаженному Иерониму этот ответ и снова воззвал он: «И все же: что мне отдать Тебе, Господи?». «Мне ничего не нужно, – снова услышал, – ибо Моя земля и небо Мое. Если есть у тебя, что отдать, отдай ближнему своему». «И всё же, –  еще настойчивее воззвал блаженный Иероним, – всё же, Господи, я Твое творение, я Твой раб, чем мне Тебе помочь?». И тогда сказал ему Богомладенец: «Если ты так верен Мне, то отдай Мне твои страсти, отдай поруганную совесть и будешь спасен».

 

Действительно, мы родственны Христу по плоти. Но, как говорит апостол Павел, это наше родство с Господом определяется не кровью, а духом (Рим. 8, 1).

 

Каждому человеку присуще неистребимое врожденное религиозное чувство. Оно может привести человека к Богу, но может быть направлено и к ложным идеалам. В этом мы убеждаемся,  изучая историю языческого мира с его бесчисленным множеством идолов. Многие искушались, видя перед собой  силу языческого мира. Но были и те, кто не поддавался искушениям, – их-то и называли пророками. Они шли как бы наперекор течению, оставаясь внутренне свободными и подчиненными только Богу. И Бог в ответ на этот подвиг мужественного хранения веры даровал тем людям благодать Святого Духа. Святой Дух, как исповедуем мы в Символе веры, говорил через пророков, и потому слова их несли Божественную мудрость и силу, помогали народу, а когда народ отступал, то грозное обличение пророков помогало сохранить веру.

 

Значение Рождества Спасителя в том, что Он дал возможность иметь дар Святого Духа не только отдельным великим и сильным духом людям, но каждому человеку, потому что через рождение и жизнь Спасителя, через Его страдания, Крест и Воскресение нам ниспосылается благодать Святого Духа. И каждый, кто желает обрести эту благодать – ту самую, которая вдохновляла пророков, – должен лишь иметь веру в сердце и креститься во имя Отца и Сына и Святого Духа. И то, что имели избранные, получаем мы все. В каждом есть Дух Святой, по слову апостола, и этот Дух способен и нас вразумлять, и нас делать сильными.

 

В эти радостные праздничные дни Церковь снова и снова научает нас быть благодарными Богу. Что же мы принесем и чем воздадим Ему, чем послужим Младенцу Христу? Мудрецы принесли Ему золото как Царю – мы будем исполнять Царские повеления – заповеди Христовы; принесли ливан, благовония как Богу – мы будем приносить Ему чистое христианское исповедание веры; волхвы принесли смирну как человеку, готовящемуся к смерти и погребению – мы же будем благодарить Христа за его вольное страдание за нас.

 

Возблагодарим Господа, лежащего ныне в яслях, и вместе со славословием и хвалением, принесем каждый от сердца своего какое-либо доброе дело.

 

Пусть радость всего мира наполнит сердце каждого, разгоняя печали житейские и возводя наши умы и стремления к небу, ибо оттуда слышится радостное ангельское благовестие: «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение».

С Праздником Рождества Христова! С Праздником света, радости и добра!
Стефан, Архиепископ Пинский и Лунинецкий.

Читать далее

Рождественское послание митрополита Минского и Заславского Павла.

Размещено 8 Январь, 2017; 7:33 в Новости прихода

Рождественское послание митрополита Минского и Заславского Павла.

Хвалите Господа вси языцы,

похвалите Его вси людие:

Яко утвердися милость Его на нас,

и истина Господня пребывает во век.

(Пс. 116, 1-2)

 

Возлюбленные о Господе Преосвященные архипастыри, честное пресвитерство, во Христе диаконство, боголюбивый монашеский чин, дорогие братья и сёстры!

    Сердечно, со светлой радостью приветствую вас и поздравляю с величайшим спасительным событием: пришествием в мир Солнца Правды — Христа, Бога нашего: «Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и Истины» (Ин. 1, 14). Любя Свое творение, Создатель и Спаситель наш Христос-Бог стал человеком, во всём подобным нам, кроме греха (см. 1 Тим. 3, 16; Евр. 4, 15). Господь принес заблудшему человечеству величайший из всех даров — Свою Божественную любовь, чтобы спасти мир, освободить человека от страха смертного и от самой смерти, даровать полноту бытия в Боге и жизнь вечную каждому, кто услышит призыв Божий и последует Ему.

В своем послании апостол Павел обращается к коринфским христианам, а значит, и к каждому из нас, с одним из таких призывов: «Прославляйте Бога и в телах ваших, и в душах ваших, которые суть Божии» (1 Кор. 6, 20). Главный смысл этого призыва заключается в том, чтобы мы не только благодарили Бога и возносили Ему хвалу в молитвах и песнопениях, но и приносили добрый плод — дела любви и милосердия во славу Божию, во благо Церкви, во благо Отечества и во благо ближнего, неся «тяготы друг друга» (Гал. 6, 2) — и в радости, и в горе.

Господь заповедовал нам любить друг друга, хранить единство церковное, нести людям мир Христов и добро, быть незлобивыми и терпеливыми, быть прилежными в молитве и в служении слабым и обездоленным. «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13, 35), — говорит нам Господь наш и Спаситель Иисус Христос. Приобщаясь к этой всесовершенной Божественной любви, мы обретаем непобедимое оружие «против духов злобы поднебесных» (Еф. 6, 12), обретаем способность успешно противостоять всем вызовам времени. Какие бы искушения и испытания ни постигали нас в этой жизни, слова Господа: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28, 20) вселяют в нас надежду, что Он не оставляет нас сегодня и не оставит в будущее время.

Закон любви, завещанный нам Спасителем, лежит в основании подлинного «единства духа» (Еф. 4, 3). Этот закон — основа общественной жизни и солидарности, совместных созидательных трудов и соработничества во славу Божию и на радость тех, кто переживает различные скорби и несчастья, кто терпит лишения и нуждается в нашей помощи и поддержке. Но подлинное единение народа не может ограничиваться лишь временем испытаний, оно должно стать неотъемлемой частью нашего христианского самосознания и подлинной христианской жизни.

Вновь наступил светозарный праздник Рождества Христова, праздник горячей веры и непостыдной надежды на Промысл Божий, ведущий ко благу всякого человека. Вновь раскрывается небо над землею, вновь раздается ангельское славословие, возвестившее миру «великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился в городе Давидовом Спаситель» (Лк. 2, 10-11). Вместе с ангелами мы вновь призываемся воспеть славословие родившемуся Младенцу Христу и, поклонившись Ему, как это сделали восточные мудрецы, принести в дар «фимиам» сердечной молитвы, «злато» добрых дел во славу Церкви и во благо ближнего, «миро» жертвенного служения ближним, и, приникнув к яслям Христовым, как вифлеемские пастухи, славить и хвалить «Бога за всё то, что слышали и видели».

Преосвященные архипастыри, дорогие отцы, братья и сёстры,  прошедший год был непростым для многих из нас, но, милостью Божией, он принес нам и немало духовной радости. Он был отмечен многими важными событиями в жизни нашей Церкви. В минувшем году во всех епархиях архиереи с клиром, братией и паствой занимались решением насущных вопросов церковной жизни: благоустроением епархиальной и приходской деятельности, созиданием качественно новых приходов, которые призваны стать настоящими православными общинами, способными к активному участию в церковной миссии, с включением в них самой активной силы общества — молодежи; много внимания уделялось развитию социальных и просветительских проектов Православной Церкви.

В 2016 году Белорусская Православная Церковь и Государство продолжили совместную работу в деле охраны и сохранения историко-культурного наследия. Особое внимание уделяется сохранению традиционных ценностей белорусского народа, духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения и профилактике негативных явлений и их последствий в обществе. В основу культуры и государственности Беларуси заложены христианские ценности, которые являются самым верным ориентиром   не только в жизни общества, но и отдельного человека. Государство сегодня поддерживает Церковь в ее патриотических инициативах и проповеди благочестивого образа жизни.

Святая Православная Церковь призывает каждого из нас неленостно трудиться над очищением и преображением своей души, так как духовное изменение самого себя – залог и основа для преображения всего народа нашего Отечества.

Дорогие и возлюбленные о Господе Преосвященные архипастыри и пастыри, иноки и инокини, братья и сёстры! От всего сердца с любовью во Христе вновь и вновь поздравляю всех вас с великим праздником Рождества Христова и с Новым годом благости Господней. Молитвенно желаю вам доброго здоровья, мира, благополучия и неоскудевающей благодатной помощи Божией в ваших подвигах и трудах во славу Святой Церкви Христовой, на пользу родного Отечества и во благо всем нашим ближним. Аминь.

 

+ ПАВЕЛ, 

митрополит Минский и Заславский,

Патриарший Экзарх всея Беларуси.

Рождество Христово

         2016-2017 гг.,

        город Минск.

 

 

Читать далее

Рождественское послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Размещено 8 Январь, 2017; 7:27 в Новости прихода

Рождественское послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Преосвященные архипастыри, досточтимые пресвитеры и диаконы, благочестивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры!

   В сию святую ночь сердечно приветствую всех вас и от души поздравляю с великим праздником Рождества Христова: праздником исполнения древних обетований о спасении человеческого рода, праздником неизреченной любви Творца к Своему творению, праздником пришествия в мир Сына Божия — Мессии. 

За минувшие столетия многое было сказано святыми отцами о тайне Боговоплощения. И ныне мы, как и они прежде, вслушиваемся в слова церковных молитв и песнопений, с благоговением внимаем Священному Писанию, повествующему об этом славном событии, и не перестаем изумляться сему дивному чуду. 

Размышляя о Рождестве Христовом, преподобный Симеон Новый Богослов пишет следующее: «Бог, придя в мир, <…> соединил естество Божеское с естеством человеческим, чтобы человек сделался богом, и в этого человека, сделавшегося богом по благодати, таинственно вселилась Пресвятая Троица» (Слово 10). А преподобный Ефрем Сирин говорит о Боговоплощении так: «Ныне Божество положило на Себя печать человечества, чтобы и человечество украсилось печатью Божества» (Песнопения на Рождество Христово). 

Внимая этим мудрым словам, спросим сами себя: каким образом можем мы украситься этой божественной печатью? Как нам достичь богоподобия, к которому призваны люди от создания мира? Как нам жить для того, чтобы изобразился в нас Христос (Гал. 4:19)? Ответ прост: последуем заповедям Спасителя. Вместе с апостолом Павлом обращаюсь ко всем вам, дорогие мои: «друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов» (Гал. 6:2). Любовью все покрывайте — и обретете душевный мир и покой. Великодушием ко всем снисходите — и в сердцах ваших воцарится радость, которую «никто не отнимет у вас» (Ин. 16:22). «Терпением вашим спасайте души ваши» (Лк. 21:19) — и наследуете жизнь вечную. 

Как важно, чтобы мы, христиане, не только призывали других следовать высоким нравственным идеалам, но и сами эти идеалы старались воплощать в своей повседневной жизни и в первую очередь через служение ближним. И тогда милостью Божией будем иметь в себе истинные плоды духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание (Гал. 5:22-23). 

«Будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам» (Евр. 10:24). Преодолевая конфликты и разделения, мы несем миру самую убедительную проповедь о Родившемся Спасителе и делами свидетельствуем о необычайной красоте и духовной силе православной веры. 

Мы вступили в 2017 год. Ровно сто лет отделяет нас от событий, радикально изменивших жизнь России — великой многонациональной страны, и ввергших ее в безумство гражданской войны, когда дети восстали против родителей и брат пошел на брата. Те последующие потери и скорби, через которые прошел наш народ, были во многом предопределены разрушением тысячелетней государственности и борьбой с религиозной верой людей, породившими глубокий раскол в обществе. 

Мы с трепетом и благоговением вспоминаем подвиг новомучеников и исповедников Церкви Русской, молитвами которых, верим, не оставил Господь народ наш и даровал ему силы на свершение великих трудовых и ратных подвигов, приведших к победе в самой страшной войне из всех войн, к восстановлению страны, к достижениям, вызывающим восхищение. 

Мы благодарим Господа за явленное всему миру чудо — воскрешение веры и благочестия в народе нашем, за восстановление порушенных святынь, за новые храмы и монастыри, само строительство которых — видимый знак глубоких перемен, произошедших в сердцах людей. 

В последние десятилетия в нашей жизни было и остается ныне немало трудностей и испытаний. Но все они временны, а потому и не страшны. Опыт минувшего столетия многому нас научил и от многого должен предостеречь. 

Будем безбоязненно идти стезей спасения, ибо с нами Бог. Будем укрепляться в вере, ибо с нами Бог. Будем утверждаться в надежде, ибо с нами Бог. Будем возрастать в любви и творить добро, ибо с нами Бог.  

Все свое упование возложим на Господа, потому что Он есть «твердыня вечная» (Ис. 26:4) и, по свидетельству апостола Петра, «нет ни в ком ином спасения» (Деян. 4:11). Свет Христов да озаряет всегда наш земной путь, и этот путь да приведет нас в Царство Небесное, уготованное Господом любящим Его. 

Духовно радуясь сегодня вместе со всеми вами, проживающими в разных странах, городах и селениях, но составляющими единую Церковь Христову, хотел бы молитвенно пожелать каждому из вас здравия душевного и телесного, мира в ваших семьях, успехов в трудах. И да дарует Родившийся в Вифлееме Господь и Спаситель каждому из нас возможность с новой силой и всем сердцем ощутить Его присутствие в нашей жизни. Аминь.

+КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

Рождество Христово

2016/2017 гг. 

Читать далее

Вясковы бацюшка….

Размещено 14 Ноябрь, 2016; 6:17 в Новости прихода

Вясковы бацюшка….

Вясковы бацюшка.

Протаіерэю Аляксандру (Аўсяніку), настаяцелю храма Узвіжання Крыжа Гасподняга в. Гошчава, 27 верасня, у дзень прастольнага свята царквы, споўнілася 50 гадоў з дня нараджэння і 25 гадоў яго царкоўнага служэння. Вяскоўцы айца Аляксандра называюць пяшчотна – бацюшка, і гэта сведчыць аб тым, якой павагай ён карыстаецца сярод людзей.

– Такога бацюшкі, як наш айцец Аляксандр, пэўна, нідзе ў свеце больш няма, – казала ўзрушана мне жанчына пасля Божай літургіі ў Гошчаве, якую прыехаў служыць з нагоды свята Высокапрэасвяшчэннейшы ўладыка Стэфан, архіепіскап Пінскі і Лунінецкі, у саслужэнні свяшчэнства раёна. – Ці хату асвяціць, ці дзіця пахрысціць, павянчацца, ці паспавядацца трэба, папытаеш: “Калі бацюшка падысці?”, ён абавязкова адкажа: “У любы зручны для вас час”. Гатоў у любы час дня і ночы служыць і Богу, і людзям.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Калі да свяшчэнніка звяртаюцца: “Бацюшка…”, то гэта ўжо як сям’я. Вёска для настаяцеля атрымліваецца як адзіны арганізм. Усё, як у сям’і. У горадзе, калі чалавек перастае хадзіць у храм, свяшчэннік можа і не перажываць, – іншыя прыдуць. А ў вёсцы ён – адзін. І як на далоні ва ўсіх. І не дай Божа, калі свяшчэннік аступіцца. Пляма будзе на дзесяцігоддзі. Вельмі важна ніводнай “авечкі” пастыру не страціць. Але ў айца Аляксандра вёска не адна, дакладней, ён адзін – на шмат вёсак.

Прыход у айца Аляксандра і, сапраўды, надта вялікі – 12 вёсак. З іх дзевяць: Гошчава, Размеркі, Стайкі, Сярадава, Быч, Зялёны Бор, Няхачава, Аляксейкі, Аўсто – Гошчаўскі прыход, а яшчэ ён акармляе і Буленскі прыход – гэта вёскі Була, Грыўда, Харошча. Уявіць цяжка, як ён усюды паспявае? Асабліва падчас вялікіх святаў. Нагрузка іншы раз такая, што суткі – на нагах, прычым кожная хвіліна на ўліку. І ўсюды трэба паспець, да ўсіх з павагай і любоўю, забываючы аб сабе.

Сельская псіхалогія своеасаблівая, і з вясковымі людзьмі трэба быць шчырым. А бацюшка сваіх нямоглых бабулек-прыхаджан, улічваючы іх адзінокасць, пашле сына каторага прывезці на Богаслужэнне. І ў гэтым яго душа да людзей.

Да традыцый тут таксама з павагай, яны з пакалення ў пакаленне перадаюцца. Беражна захоўваюць памяць аб былым бацюшку Мікалаю Дзем’яновічу, які ў гады Вялікай Айчыннай выратаваў ад смерці гашчэўцаў. Аб гэтым выпадку пісаў у сваёй кнізе відавочца тых падзей былы дырэктар Гошчаўскай школы Мікалай Банасевіч. У знак пашаны аб подзвігу бацюшкі айцец Аляксандр з алтарнікам Уладзімірам Фалітарыкам здымаў фільм “Памяць сэрца”. Сяльчан тады сагналі і сталі выклікаць па спісе актывістаў савецкай улады. Названыя людзі сталі выходзіць, інакш пагражалі спаліць усю вёску з людзьмі. Выйшла іх 22 чалавекі. Дваццаць трэці хацеў уцячы, і яго расстралялі на месцы, а хату заставілі вясковых мужчын разабраць і спаліць у цэнтры сяла. Вяскоўцаў тады адпусцілі, а мужчын названых па спісе пагналі ў горад. Тады людзі, каб выратаваць іх, сталі збіраць подпісы, што гэтыя мужчыны ніякія не актывісты, а звычайныя вясковыя людзі. Сабраць сабралі, а хто панясе прашэнне? Усе баяліся, а айцец Мікалай пайшоў. Што ён там тлумачыў, як апраўдваў вяскоўцаў, ніхто не ведае, але факт, што ён тады вярнуўся з арыштаванымі  – усімі 22 мужчынамі.

Той бацюшка Мікалай доўга яшчэ правіў у вясковым храме, да 30 мая 1977 года, і быў аўтарытэтам сярод вяскоўцаў. А пасля яго смерці ў вёску сталі прыязджаць свяшчэннікі, адзін, другі, трэці… Але ніводзін тут не затрымаўся. Храм прыходзіў у заняпад, а “авечкі” без пастыра рассейваліся. Толькі ў 1994 годзе на прастольнае свята царквы, якое ладзіцца заўсёды 27 верасня ў дзень Крыжаўзвіжання Гасподняга, прыехаў у Гошчава з Бялавіч айцец Аляксандр. Адслужыў службу, пазнаёміўся з людзьмі. І неяк адразу душа да яго лягла, а тая акалічнасць, што і дзень нараджэння новага бацюшкі супадае з прастольным святам царквы дадало ўпэўненасці: “Наш бацюшка!” І сапраўды, з 1994 года айцец Аляксандр нязменны настаяцель Гошчаўскага Крыжаўзвіжанскага храма і дадаткова храма в. Була ў памяць Усекнавення главы Іаанна Прадцечы.

Падчас чакання высокіх гасцей на свята мы з бацюшкам паспелі крыху пагаманіць. Ён расказаў, што родам з вёскі Беражное Столінскага раёна, са шматдзетнай сям’і. Бацькі Аляксандра напачатку жылі на хутары, таму ён памятае той час, калі жыццё ладзілася ў хаце без электрычнасці, з прасам на вуголлі. А яшчэ сям’я жыла разам з бацькамі бацькоў, таму выхаванне дзяцей клалася на плечы бабулі. Яна ж навучыла Аляксандра маліцца, а Біблія, якую чытала бабуля, была і для хлопчыка самай цікавай і мудрай кнігай, якую хвалююча было не тое што чытаць, а нават толькі ў рукі ўзяць. Таму, калі ў школе дзеці пісалі сачыненне “Кім хочаш стаць?”, Аляксандр адзін з класа напісаў: “Папом”. Не разумеў хлопчык тады, чаму з-за такой шчырай мары, яго бацькоў так часта выклікаюць на гутарку ў сельсавет. Бацькі яго не ўшчувалі, але сказалі, што пра мару не трэба больш нікому не расказваць.

Употай ён з бабуляй прадаўжаў хадзіць у царкву ў імя Святой велікамучаніцы Параскевы Пятніцы і натхняўся і ўмацоўваўся ў веры, дзякуючы гутаркам з протаіерэем Грыгорыем, настаяцелем вясковай царквы. Жаданне стаць бацюшкам жыло ў душы, але скончыўшы школу, з хлопцамі пайшоў вучыцца на электрыка. Адслужыў у арміі, уладкаваўся працаваць у Райсельгасэнерга, стаў сустракацца з дзяўчынай. Ёй і даверыў свой тайны намер стаць бацюшкам. І калі стаў сватацца да яе, Жанна раілася з бацькамі, што суджаны хоча стаць свяшчэннікам. Бацькі нявесты адобрылі яго намер і блаславілі маладых.

У 1991 годзе Высокапрэасвяшчэннейшы ўладыка Стэфан рукапалажыў Аляксандра ў бацюшкі і накіраванне служыць айцец Аляксандр атрымаў у Івацэвіцкі раён, у Бялавічы, а ў 1994 годзе ён быў пераведзены ў Гошчаўскі прыход і замацаваны за Буленскім. Сёння Гошчаўскі храм – гістарычная каштоўнасць, а Буленскі, рыхтуюцца дакументы, – памятнік архітэктуры.

Найбольш людзі ўдзячны айцу Аляксандру за ўзнаўленне Гошчаўскага храма, які, лічы, развальваўся на вачах. Служыць у ім было немагчыма, бо дах прасеў, з вокан і дзвярэй дула скразняком… Дзякаваць Богу, мясцовы прадпрымальнік Віктар Ермаковіч узяў, лічы, усе расходы на сябе па ўзнаўленні храма, але і бацюшка дняваў і начаваў сярод будаўнікоў. А пасля трэба было яшчэ адстойваць яго гістарычную каштоўнасць. Заззяў храм на ўсю ваколіцу, і пацягнуліся ў яго людзі. І мясцовыя, і гарадскія, бо намоленае месца, яго абразы “дыхаюць” святасцю і цеплынёй.

Сельскі свяшчэннік – гэта больш, чым духоўны айцец. Ідзеш да яго – ён і выслухае, і парадай дапаможа. Бацюшка ў вёсцы ўсіх прыхаджан ведае, усе праблемы разумее. І суперажывае, бо і сам тымі ж праблемамі жыве. У горадзе свяшчэннік ідзе як на працу. А ў вёсцы, бывае бацюшка цэлую гадзіну можа спавядаць чалавека і ніхто яго не прыспешвае. Больш натуральна жыве вясковы бацюшка. І калі бабулі сядзяць на лаўках падчас службы, не саромее іх, разумее, што стаміліся ад работы за жыццё, вось ногі і не трымаюць. І бабулі ўдзячны за разуменне, стараюцца ў самыя важныя моманты Богаслужэння ўстаць і слухаць Евангелле, ці калі выносіцца з-за алтара Чаша з Прычасцем – стоячы.

Чым жыве сям’я свяшчэнніка? Трэбамі. Зарплату ж бацюшка не атрымлівае. Вянчанні, хрышчэнні, памінкі, асвячэнні дамоў – з гэтага і жывуць, і храмы ўзнаўляюць, і царкоўныя рэчы набываюць, і вядуць місіянерскі подзвіг. Часцей за ўсё, на жаль, даводзіцца “чытаць па нябожчыку” – асноўнае насельніцтва Гошчаўскага і Буленскага прыходаў  – сталыя людзі. Але і хрышчэнні бываюць, асабліва летам, калі моладзь прыязджае да бабуль-дзядуль з гарадоў і жадае хрысціць дзяцей на радзіме продкаў. І вянчанняў колькасць павялічылася. Не толькі сярод моладзі, а і сямейныя пары старэйшага пакалення прымаюць рашэнне павянчацца. І гэта дарагога каштуе.

“Аксіос!”, – такім воклічам уладыкі Стэфана суправаджалася ўзлажэнне ўзнагароды – нагруднага Крыжа, за асаблівыя царкоўныя заслугі айцу  Аляксандру. У перакладзе з грэчаскай мовы “Аксіос” значыць “Дастойны” і ўспрымаецца як малітва “Будзь дастойны”. Прыхаджане шчыра радаваліся гэтай падзеі і пасля Літургіі віншавалі дарагога бацюшку ад душы. Ніна Іванаўна Кіслейка казала: “Значыць, вартыя Вы гэтай узнагароды, айцец Аляксандр. Па Вашай працаздольнасці, па Вашых малітвах мы стаім у чыстым і прыгожым храме”… Прыхаджанка зычыла ад імя сяльчан служыць бацюшку Богу і людзям і з лёгкім сэрцам крочыць у храм яшчэ шмат гадоў. Пранікнёнымі былі вершы, прысвечаныя бацюшку, і віншаванні ад Ніны Іванаўны Турчыной.

Былы дырэктар Гошчаўскай СШ і суседка бацюшкі Валянціна Віктараўна Белая дадала, што чалавек ён дабрадушны, шчыры. “Нам, людзям, якія выхоўваліся ў савецкі час, было цяжка адважыцца пайсці ў храм.  Але бацюшка так умее з людзьмі, што многія настаўнікі пратапталі сцяжынку да храма, – казала Валянціна Віктараўна. – Памятаецца, як страшна было першы раз ісці да споведзі. Я так доўга рыхтавалася, хвалявалася, а ён з такой спагадай, суцяшэннем… І дзяцей спавядае ад душы, шчыра, навучае іх. Штогод традыцыя ў яго малебен служыць перад навучальным годам для школьнікаў і настаўнікаў, абавязкова дзецям дарыць кніжкі, а аднойчы нават падарыў “Праваслаўны буквар”, а настаўнікам – іконкі. Як пайшла на пенсію, стала хадзіць у царкву часта. І нядаўна на Дзень сям’і мы з мужам павянчаліся. Вянчалася ў той дзень і дваюрадная сястра. І не толькі мы, часта людзі ва ўзросце прымаюць рашэнне вянчацца. Наш бацюшка не проста адбыў і пайшоў, ён шчыра вядзе Богаслужэнне, а голас у яго які – царква гудзе”!

Галіна Аляксандраўна Жылко, спецыяліст аддзела адукацыі, спорту і турызму райвыканкама, ураджэнка в.Гошчава, таксама з любоўю выказвалася аб бацюшку: “Я нарадзілася ў Гошчаве, тут, у нашым храме, хрысцілі маіх дзяцей, тут яны і вянчаліся, унукаў хрысцілі. Калі бацюшка прыехаў у Гошчава, то кватэру ён здымаў як раз насупраць нашага дому. Сям’я прыстойная, чацвёра дзяцей. З суседзямі жылі дружна, з добрым ці з горам да яго звяртаўся хто – нікому не адмаўляў. Як чалавек, як сем’янін, як бацюшка – ён цудоўны. Яго паважаюць у вёсцы і шануюць. Асабліва за тое, што не даў храму зруйнавацца з зямлёю, бо бэлькі ўжо былі падгнілі ўшчэнт. І сціплы ён. Калі памрэ бедны чалавек, то адпявае яго бясплатна. І надта перажывае, калі даводзіцца хаваць якое дзіця ці маладых. Людзі, не ён сам, хадайнічалі, каб яму выдзелілі жыллё. Далі каробку дома, нават, здаецца без даху, і ён сам давёў будоўлю да канца. Садзіў, як усе, шмат бульбы, трымаў гаспадарку. І дзеці выраслі харошыя, усе атрымалі адукацыю”.

А колькі эмоцый было ва Ўладзіміра Фалітарыка, рэжысёра народнага тэатра Іванаўскага раённага ЦК і народных традыцый, таксама ўраджэнца в. Гошчава!

– Прабабуля Наталля калісь, калі я хадзіў у другі ці трэці клас, прывяла мяне ў храм. Мы стаім, свечкі купляем, а бацюшка раптам мне кажа: “Хадзі за мной. Будзеш мне дапамагаць”. Я спужаўся напачатку, але пайшоў і служыў алтарнікам усе гады, пакуль хадзіў у школу. Вучыўся і сябраваў я з яго дачкой Валяй і часта бываў у іх дома. Калі паступіў вучыцца ва ўніверсітэт культуры, то з бацюшкам мы знялі фільм “Памяць сэрца” пра геройскага бацюшку Мікалая Дзем’яновіча. Айцец Аляксандр залажыў ва мне фундамент веры, для мяне ён назаўсёды застанецца маім духоўным настаўнікам. Дзе б я ні бываў у храмах краіны, нідзе так добра сябе не адчуваю, як у Гошчаўскай Свята-Крыжаўзвіжанскай царкве. Яна мне родная, у ёй такая благадаць, я б суткамі там знаходзіўся! Калі прыйдзе час жаніцца, вянчацца буду толькі ў нашай царкве.

Давялося пра айца Аляксандра чуць добрае і ад выпадковага чалавека. Жанчына казала, што ў хвіліну выпрабавання яна ездзіла ў Гошчава падаць малебен аб здароўі цяжка захварэўшага мужа. Падаць запіску жанчына падала, а на малебне ёй не выходзіла пабыць. Дык якое здзіўленне і маральную дапамогу яна адчула, калі бацюшка пасля малебна на наступны дзень не забыў пра яе, знайшоў у Івацэвічах і перадаў прасфору.

…Шчырае служэнне ў царкве, выкананне трэб, прапаведанне слова Божага, праваслаўных запаведзяў, асабісты прыклад змірэння перад жыццёвымі праблемамі вясковага жыцця – гэта той “інструмент”, якім працуе вясковы бацюшка. І толькі пры яго наяўнасці заслугоўваецца і аўтарытэт, і павага прыхаджан.

Валянціна БОБРЫК.

 

Читать далее

Крест отца Василия.

Размещено 14 Ноябрь, 2016; 1:24 в Новости прихода

Крест отца Василия.

Крест отца Василия.

Протоиерей Шпакевич Василий Кузьмич настоятель  храма Святой преподобно мученицы великой княгини Елисаветы д. Волька

Покойны Протоиерей Шпакевич Василий Кузьмич, настоятель храма  Святителя Николая Чудотворца  д. Добромысль.

В редакцию «ИВ» днями зашел батюшка. Он протянул листочек бумаги, исписанный мелким почерком, ласково попросил в память об отце Василии почитать. Вот эти искренние строки:

«16 сентября сего года преставился ко Господу настоятель Свято-Никольской церкви села Добромысль, протоиерей Василий Шпакевич

Родился батюшка на Полесье в д.Оздамичи Столинского района10 сентября 1960 года. Указом Высокопреосвященнейшего Филарета, митрополита Минского и всея Беларуси в июле 1983 года был назначен настоятелем Добромысельской церкви, где и прослужил верой и правдой народу Божию и Богу 33 года.

За все время своего служения отец Василий так и не побывал в отпуске, был добрым пастырем, примерным семьянином. Отцу Василию и матушке Надежде Бог даровал 4 детей, которых они вырастили.

Отличался батюшка доступностью и простотой, своей искренностью и миролюбием. Последние годы по общему согласию духовенства Ивацевичского благочиния отец Василий был избран духовником (исповедовал священнослужителей района).

Сама смерть застала отца Василия в послушании и служении Церкви, в этот день он получил свечи в Епархиальном управлении и нес их «на себе», в прямом смысле этого слова. Остановилось сердце… Как говорят в народе, смерть была легкой…

Патологоанатом констатировал перенесенные на ногах два инфаркта, сказалась человеческая усталость и переутомление, совершенное отсутствие отдыха.

В субботу к 17 часам тело батюшки привезли в храм Святителя Николая Чудотворца д. Добромысль, где его уже ожидали его Высокопреосвященство владыка Стефан, архиепископ Пинский и Лунинецкий, и пришедшие к церкви прихожане. Владыка совершил Панихиду и обратился к народу со словами утешения. В продолжение всей ночи тело почившего находилось в храме. Духовенство, сменяя друг друга, читало Святое Евангелие, как это принято над почившим священнослужителем.

Утром воскресного дня была отслужена Литургия, а к 13 часам в храм прибыли священники Ивацевичского района и множество людей. Храм был полон молящихся. Отпевание возглавил благочинный Ивацевичского округа протоиерей Григорий Пилипчук, которое проходило в сослужении духовенства района.

После этого гроб с телом почившего был обнесен вокруг храма под погребальный пребор колоколов Добромысельской церкви.

Похоронили отца Василия за Алтарем храма, как он и хотел. На территории храма, в котором он прослужил бессменно 33 года…

Вечная память новопреставленному протоиерею Василию. Вечный покой подай, Господи»…

 

Читать далее
Перейти к верхней панели