храм Державной иконы Божией Матери г.Ивацевичи
Возлюбленные о Господе пастыри, монашествующие, благочестивые миряне и все верные чада нашей Православной Пинской Епархии!
Сегодня, в праздник Рождества Христова, Святая Церковь призывает нас к великой радости. В Святой День Рождества, по слову апостола Павла, открылась Великая благочестия тайна – Бог явился во плоти (1 Тим. 3, 16).
Иисус Христос Сын Божий Спаситель всех людей родился от Девы Марии в Вифлееме. Ради человеколюбия Бог стал человеком, чтобы мы становились богами по благодати. Родился Христос, чтобы просветить нас Светом Евангельского учения. Родился Христос, чтобы взойти на Крест и пострадать за грехи всего мира. Родился Христос, чтобы искупить нас Своею Кровию и отменить наказание. Родился Христос, чтобы воскресить падшего и умерщвленного человека и даровать нам Царство Небесное. Родился Христос, чтобы и мы родились свыше и стали сынами и наследниками Бога.
Пророк Исаия, предвидя этот день, восклицал: «Сидящие во тьме и под тенью смерти видели Свет Великий» (Ис. 9, 1-2). И говорит Господь в Евангелии: «Я Свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в меня не оставался во тьме» (Ин. 12, 46).
Своим ограниченным умом человек не способен до конца осознать все безграничное величие тайны Боговоплощения. В одном из своих сочинений блаженный Иероним Стридо́нский описывает, как, пребывая в Вифлееме, он стоял перед маленькими яслями не в силах понять, как могли они вместить Самого Господа. И тогда он воззвал ко Творцу: «Господи, как Ты вместился в эту тесноту? Что мне нужно сделать, чтобы Тебе помочь?». И услышал от Богомладенца: «Пой только “Слава в вышних Богу” и пытайся бороться со своей человеческой страстью». Слишком простым показался блаженному Иерониму этот ответ и снова воззвал он: «И все же: что мне отдать Тебе, Господи?». «Мне ничего не нужно, – снова услышал, – ибо Моя земля и небо Мое. Если есть у тебя, что отдать, отдай ближнему своему». «И всё же, – еще настойчивее воззвал блаженный Иероним, – всё же, Господи, я Твое творение, я Твой раб, чем мне Тебе помочь?». И тогда сказал ему Богомладенец: «Если ты так верен Мне, то отдай Мне твои страсти, отдай поруганную совесть и будешь спасен».
Действительно, мы родственны Христу по плоти. Но, как говорит апостол Павел, это наше родство с Господом определяется не кровью, а духом (Рим. 8, 1).
Каждому человеку присуще неистребимое врожденное религиозное чувство. Оно может привести человека к Богу, но может быть направлено и к ложным идеалам. В этом мы убеждаемся, изучая историю языческого мира с его бесчисленным множеством идолов. Многие искушались, видя перед собой силу языческого мира. Но были и те, кто не поддавался искушениям, – их-то и называли пророками. Они шли как бы наперекор течению, оставаясь внутренне свободными и подчиненными только Богу. И Бог в ответ на этот подвиг мужественного хранения веры даровал тем людям благодать Святого Духа. Святой Дух, как исповедуем мы в Символе веры, говорил через пророков, и потому слова их несли Божественную мудрость и силу, помогали народу, а когда народ отступал, то грозное обличение пророков помогало сохранить веру.
Значение Рождества Спасителя в том, что Он дал возможность иметь дар Святого Духа не только отдельным великим и сильным духом людям, но каждому человеку, потому что через рождение и жизнь Спасителя, через Его страдания, Крест и Воскресение нам ниспосылается благодать Святого Духа. И каждый, кто желает обрести эту благодать – ту самую, которая вдохновляла пророков, – должен лишь иметь веру в сердце и креститься во имя Отца и Сына и Святого Духа. И то, что имели избранные, получаем мы все. В каждом есть Дух Святой, по слову апостола, и этот Дух способен и нас вразумлять, и нас делать сильными.
В эти радостные праздничные дни Церковь снова и снова научает нас быть благодарными Богу. Что же мы принесем и чем воздадим Ему, чем послужим Младенцу Христу? Мудрецы принесли Ему золото как Царю – мы будем исполнять Царские повеления – заповеди Христовы; принесли ливан, благовония как Богу – мы будем приносить Ему чистое христианское исповедание веры; волхвы принесли смирну как человеку, готовящемуся к смерти и погребению – мы же будем благодарить Христа за его вольное страдание за нас.
Возблагодарим Господа, лежащего ныне в яслях, и вместе со славословием и хвалением, принесем каждый от сердца своего какое-либо доброе дело.
Пусть радость всего мира наполнит сердце каждого, разгоняя печали житейские и возводя наши умы и стремления к небу, ибо оттуда слышится радостное ангельское благовестие: «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение».
С Праздником Рождества Христова! С Праздником света, радости и добра!
Стефан, Архиепископ Пинский и Лунинецкий.
Хвалите Господа вси языцы,
похвалите Его вси людие:
Яко утвердися милость Его на нас,
и истина Господня пребывает во век.
(Пс. 116, 1-2)
Возлюбленные о Господе Преосвященные архипастыри, честное пресвитерство, во Христе диаконство, боголюбивый монашеский чин, дорогие братья и сёстры!
Сердечно, со светлой радостью приветствую вас и поздравляю с величайшим спасительным событием: пришествием в мир Солнца Правды — Христа, Бога нашего: «Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и Истины» (Ин. 1, 14). Любя Свое творение, Создатель и Спаситель наш Христос-Бог стал человеком, во всём подобным нам, кроме греха (см. 1 Тим. 3, 16; Евр. 4, 15). Господь принес заблудшему человечеству величайший из всех даров — Свою Божественную любовь, чтобы спасти мир, освободить человека от страха смертного и от самой смерти, даровать полноту бытия в Боге и жизнь вечную каждому, кто услышит призыв Божий и последует Ему.
В своем послании апостол Павел обращается к коринфским христианам, а значит, и к каждому из нас, с одним из таких призывов: «Прославляйте Бога и в телах ваших, и в душах ваших, которые суть Божии» (1 Кор. 6, 20). Главный смысл этого призыва заключается в том, чтобы мы не только благодарили Бога и возносили Ему хвалу в молитвах и песнопениях, но и приносили добрый плод — дела любви и милосердия во славу Божию, во благо Церкви, во благо Отечества и во благо ближнего, неся «тяготы друг друга» (Гал. 6, 2) — и в радости, и в горе.
Господь заповедовал нам любить друг друга, хранить единство церковное, нести людям мир Христов и добро, быть незлобивыми и терпеливыми, быть прилежными в молитве и в служении слабым и обездоленным. «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13, 35), — говорит нам Господь наш и Спаситель Иисус Христос. Приобщаясь к этой всесовершенной Божественной любви, мы обретаем непобедимое оружие «против духов злобы поднебесных» (Еф. 6, 12), обретаем способность успешно противостоять всем вызовам времени. Какие бы искушения и испытания ни постигали нас в этой жизни, слова Господа: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28, 20) вселяют в нас надежду, что Он не оставляет нас сегодня и не оставит в будущее время.
Закон любви, завещанный нам Спасителем, лежит в основании подлинного «единства духа» (Еф. 4, 3). Этот закон — основа общественной жизни и солидарности, совместных созидательных трудов и соработничества во славу Божию и на радость тех, кто переживает различные скорби и несчастья, кто терпит лишения и нуждается в нашей помощи и поддержке. Но подлинное единение народа не может ограничиваться лишь временем испытаний, оно должно стать неотъемлемой частью нашего христианского самосознания и подлинной христианской жизни.
Вновь наступил светозарный праздник Рождества Христова, праздник горячей веры и непостыдной надежды на Промысл Божий, ведущий ко благу всякого человека. Вновь раскрывается небо над землею, вновь раздается ангельское славословие, возвестившее миру «великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился в городе Давидовом Спаситель» (Лк. 2, 10-11). Вместе с ангелами мы вновь призываемся воспеть славословие родившемуся Младенцу Христу и, поклонившись Ему, как это сделали восточные мудрецы, принести в дар «фимиам» сердечной молитвы, «злато» добрых дел во славу Церкви и во благо ближнего, «миро» жертвенного служения ближним, и, приникнув к яслям Христовым, как вифлеемские пастухи, славить и хвалить «Бога за всё то, что слышали и видели».
Преосвященные архипастыри, дорогие отцы, братья и сёстры, прошедший год был непростым для многих из нас, но, милостью Божией, он принес нам и немало духовной радости. Он был отмечен многими важными событиями в жизни нашей Церкви. В минувшем году во всех епархиях архиереи с клиром, братией и паствой занимались решением насущных вопросов церковной жизни: благоустроением епархиальной и приходской деятельности, созиданием качественно новых приходов, которые призваны стать настоящими православными общинами, способными к активному участию в церковной миссии, с включением в них самой активной силы общества — молодежи; много внимания уделялось развитию социальных и просветительских проектов Православной Церкви.
В 2016 году Белорусская Православная Церковь и Государство продолжили совместную работу в деле охраны и сохранения историко-культурного наследия. Особое внимание уделяется сохранению традиционных ценностей белорусского народа, духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения и профилактике негативных явлений и их последствий в обществе. В основу культуры и государственности Беларуси заложены христианские ценности, которые являются самым верным ориентиром не только в жизни общества, но и отдельного человека. Государство сегодня поддерживает Церковь в ее патриотических инициативах и проповеди благочестивого образа жизни.
Святая Православная Церковь призывает каждого из нас неленостно трудиться над очищением и преображением своей души, так как духовное изменение самого себя – залог и основа для преображения всего народа нашего Отечества.
Дорогие и возлюбленные о Господе Преосвященные архипастыри и пастыри, иноки и инокини, братья и сёстры! От всего сердца с любовью во Христе вновь и вновь поздравляю всех вас с великим праздником Рождества Христова и с Новым годом благости Господней. Молитвенно желаю вам доброго здоровья, мира, благополучия и неоскудевающей благодатной помощи Божией в ваших подвигах и трудах во славу Святой Церкви Христовой, на пользу родного Отечества и во благо всем нашим ближним. Аминь.
+ ПАВЕЛ,
митрополит Минский и Заславский,
Патриарший Экзарх всея Беларуси.
Рождество Христово
2016-2017 гг.,
город Минск.
Читать далее
Преосвященные архипастыри, досточтимые пресвитеры и диаконы, благочестивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры!
В сию святую ночь сердечно приветствую всех вас и от души поздравляю с великим праздником Рождества Христова: праздником исполнения древних обетований о спасении человеческого рода, праздником неизреченной любви Творца к Своему творению, праздником пришествия в мир Сына Божия — Мессии.
За минувшие столетия многое было сказано святыми отцами о тайне Боговоплощения. И ныне мы, как и они прежде, вслушиваемся в слова церковных молитв и песнопений, с благоговением внимаем Священному Писанию, повествующему об этом славном событии, и не перестаем изумляться сему дивному чуду.
Размышляя о Рождестве Христовом, преподобный Симеон Новый Богослов пишет следующее: «Бог, придя в мир, <…> соединил естество Божеское с естеством человеческим, чтобы человек сделался богом, и в этого человека, сделавшегося богом по благодати, таинственно вселилась Пресвятая Троица» (Слово 10). А преподобный Ефрем Сирин говорит о Боговоплощении так: «Ныне Божество положило на Себя печать человечества, чтобы и человечество украсилось печатью Божества» (Песнопения на Рождество Христово).
Внимая этим мудрым словам, спросим сами себя: каким образом можем мы украситься этой божественной печатью? Как нам достичь богоподобия, к которому призваны люди от создания мира? Как нам жить для того, чтобы изобразился в нас Христос (Гал. 4:19)? Ответ прост: последуем заповедям Спасителя. Вместе с апостолом Павлом обращаюсь ко всем вам, дорогие мои: «друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов» (Гал. 6:2). Любовью все покрывайте — и обретете душевный мир и покой. Великодушием ко всем снисходите — и в сердцах ваших воцарится радость, которую «никто не отнимет у вас» (Ин. 16:22). «Терпением вашим спасайте души ваши» (Лк. 21:19) — и наследуете жизнь вечную.
Как важно, чтобы мы, христиане, не только призывали других следовать высоким нравственным идеалам, но и сами эти идеалы старались воплощать в своей повседневной жизни и в первую очередь через служение ближним. И тогда милостью Божией будем иметь в себе истинные плоды духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание (Гал. 5:22-23).
«Будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам» (Евр. 10:24). Преодолевая конфликты и разделения, мы несем миру самую убедительную проповедь о Родившемся Спасителе и делами свидетельствуем о необычайной красоте и духовной силе православной веры.
Мы вступили в 2017 год. Ровно сто лет отделяет нас от событий, радикально изменивших жизнь России — великой многонациональной страны, и ввергших ее в безумство гражданской войны, когда дети восстали против родителей и брат пошел на брата. Те последующие потери и скорби, через которые прошел наш народ, были во многом предопределены разрушением тысячелетней государственности и борьбой с религиозной верой людей, породившими глубокий раскол в обществе.
Мы с трепетом и благоговением вспоминаем подвиг новомучеников и исповедников Церкви Русской, молитвами которых, верим, не оставил Господь народ наш и даровал ему силы на свершение великих трудовых и ратных подвигов, приведших к победе в самой страшной войне из всех войн, к восстановлению страны, к достижениям, вызывающим восхищение.
Мы благодарим Господа за явленное всему миру чудо — воскрешение веры и благочестия в народе нашем, за восстановление порушенных святынь, за новые храмы и монастыри, само строительство которых — видимый знак глубоких перемен, произошедших в сердцах людей.
В последние десятилетия в нашей жизни было и остается ныне немало трудностей и испытаний. Но все они временны, а потому и не страшны. Опыт минувшего столетия многому нас научил и от многого должен предостеречь.
Будем безбоязненно идти стезей спасения, ибо с нами Бог. Будем укрепляться в вере, ибо с нами Бог. Будем утверждаться в надежде, ибо с нами Бог. Будем возрастать в любви и творить добро, ибо с нами Бог.
Все свое упование возложим на Господа, потому что Он есть «твердыня вечная» (Ис. 26:4) и, по свидетельству апостола Петра, «нет ни в ком ином спасения» (Деян. 4:11). Свет Христов да озаряет всегда наш земной путь, и этот путь да приведет нас в Царство Небесное, уготованное Господом любящим Его.
Духовно радуясь сегодня вместе со всеми вами, проживающими в разных странах, городах и селениях, но составляющими единую Церковь Христову, хотел бы молитвенно пожелать каждому из вас здравия душевного и телесного, мира в ваших семьях, успехов в трудах. И да дарует Родившийся в Вифлееме Господь и Спаситель каждому из нас возможность с новой силой и всем сердцем ощутить Его присутствие в нашей жизни. Аминь.
+КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ
Рождество Христово
2016/2017 гг.
Читать далееВясковы бацюшка.
Протаіерэю Аляксандру (Аўсяніку), настаяцелю храма Узвіжання Крыжа Гасподняга в. Гошчава, 27 верасня, у дзень прастольнага свята царквы, споўнілася 50 гадоў з дня нараджэння і 25 гадоў яго царкоўнага служэння. Вяскоўцы айца Аляксандра называюць пяшчотна – бацюшка, і гэта сведчыць аб тым, якой павагай ён карыстаецца сярод людзей.
– Такога бацюшкі, як наш айцец Аляксандр, пэўна, нідзе ў свеце больш няма, – казала ўзрушана мне жанчына пасля Божай літургіі ў Гошчаве, якую прыехаў служыць з нагоды свята Высокапрэасвяшчэннейшы ўладыка Стэфан, архіепіскап Пінскі і Лунінецкі, у саслужэнні свяшчэнства раёна. – Ці хату асвяціць, ці дзіця пахрысціць, павянчацца, ці паспавядацца трэба, папытаеш: “Калі бацюшка падысці?”, ён абавязкова адкажа: “У любы зручны для вас час”. Гатоў у любы час дня і ночы служыць і Богу, і людзям.
Калі да свяшчэнніка звяртаюцца: “Бацюшка…”, то гэта ўжо як сям’я. Вёска для настаяцеля атрымліваецца як адзіны арганізм. Усё, як у сям’і. У горадзе, калі чалавек перастае хадзіць у храм, свяшчэннік можа і не перажываць, – іншыя прыдуць. А ў вёсцы ён – адзін. І як на далоні ва ўсіх. І не дай Божа, калі свяшчэннік аступіцца. Пляма будзе на дзесяцігоддзі. Вельмі важна ніводнай “авечкі” пастыру не страціць. Але ў айца Аляксандра вёска не адна, дакладней, ён адзін – на шмат вёсак.
Прыход у айца Аляксандра і, сапраўды, надта вялікі – 12 вёсак. З іх дзевяць: Гошчава, Размеркі, Стайкі, Сярадава, Быч, Зялёны Бор, Няхачава, Аляксейкі, Аўсто – Гошчаўскі прыход, а яшчэ ён акармляе і Буленскі прыход – гэта вёскі Була, Грыўда, Харошча. Уявіць цяжка, як ён усюды паспявае? Асабліва падчас вялікіх святаў. Нагрузка іншы раз такая, што суткі – на нагах, прычым кожная хвіліна на ўліку. І ўсюды трэба паспець, да ўсіх з павагай і любоўю, забываючы аб сабе.
Сельская псіхалогія своеасаблівая, і з вясковымі людзьмі трэба быць шчырым. А бацюшка сваіх нямоглых бабулек-прыхаджан, улічваючы іх адзінокасць, пашле сына каторага прывезці на Богаслужэнне. І ў гэтым яго душа да людзей.
Да традыцый тут таксама з павагай, яны з пакалення ў пакаленне перадаюцца. Беражна захоўваюць памяць аб былым бацюшку Мікалаю Дзем’яновічу, які ў гады Вялікай Айчыннай выратаваў ад смерці гашчэўцаў. Аб гэтым выпадку пісаў у сваёй кнізе відавочца тых падзей былы дырэктар Гошчаўскай школы Мікалай Банасевіч. У знак пашаны аб подзвігу бацюшкі айцец Аляксандр з алтарнікам Уладзімірам Фалітарыкам здымаў фільм “Памяць сэрца”. Сяльчан тады сагналі і сталі выклікаць па спісе актывістаў савецкай улады. Названыя людзі сталі выходзіць, інакш пагражалі спаліць усю вёску з людзьмі. Выйшла іх 22 чалавекі. Дваццаць трэці хацеў уцячы, і яго расстралялі на месцы, а хату заставілі вясковых мужчын разабраць і спаліць у цэнтры сяла. Вяскоўцаў тады адпусцілі, а мужчын названых па спісе пагналі ў горад. Тады людзі, каб выратаваць іх, сталі збіраць подпісы, што гэтыя мужчыны ніякія не актывісты, а звычайныя вясковыя людзі. Сабраць сабралі, а хто панясе прашэнне? Усе баяліся, а айцец Мікалай пайшоў. Што ён там тлумачыў, як апраўдваў вяскоўцаў, ніхто не ведае, але факт, што ён тады вярнуўся з арыштаванымі – усімі 22 мужчынамі.
Той бацюшка Мікалай доўга яшчэ правіў у вясковым храме, да 30 мая 1977 года, і быў аўтарытэтам сярод вяскоўцаў. А пасля яго смерці ў вёску сталі прыязджаць свяшчэннікі, адзін, другі, трэці… Але ніводзін тут не затрымаўся. Храм прыходзіў у заняпад, а “авечкі” без пастыра рассейваліся. Толькі ў 1994 годзе на прастольнае свята царквы, якое ладзіцца заўсёды 27 верасня ў дзень Крыжаўзвіжання Гасподняга, прыехаў у Гошчава з Бялавіч айцец Аляксандр. Адслужыў службу, пазнаёміўся з людзьмі. І неяк адразу душа да яго лягла, а тая акалічнасць, што і дзень нараджэння новага бацюшкі супадае з прастольным святам царквы дадало ўпэўненасці: “Наш бацюшка!” І сапраўды, з 1994 года айцец Аляксандр нязменны настаяцель Гошчаўскага Крыжаўзвіжанскага храма і дадаткова храма в. Була ў памяць Усекнавення главы Іаанна Прадцечы.
Падчас чакання высокіх гасцей на свята мы з бацюшкам паспелі крыху пагаманіць. Ён расказаў, што родам з вёскі Беражное Столінскага раёна, са шматдзетнай сям’і. Бацькі Аляксандра напачатку жылі на хутары, таму ён памятае той час, калі жыццё ладзілася ў хаце без электрычнасці, з прасам на вуголлі. А яшчэ сям’я жыла разам з бацькамі бацькоў, таму выхаванне дзяцей клалася на плечы бабулі. Яна ж навучыла Аляксандра маліцца, а Біблія, якую чытала бабуля, была і для хлопчыка самай цікавай і мудрай кнігай, якую хвалююча было не тое што чытаць, а нават толькі ў рукі ўзяць. Таму, калі ў школе дзеці пісалі сачыненне “Кім хочаш стаць?”, Аляксандр адзін з класа напісаў: “Папом”. Не разумеў хлопчык тады, чаму з-за такой шчырай мары, яго бацькоў так часта выклікаюць на гутарку ў сельсавет. Бацькі яго не ўшчувалі, але сказалі, што пра мару не трэба больш нікому не расказваць.
Употай ён з бабуляй прадаўжаў хадзіць у царкву ў імя Святой велікамучаніцы Параскевы Пятніцы і натхняўся і ўмацоўваўся ў веры, дзякуючы гутаркам з протаіерэем Грыгорыем, настаяцелем вясковай царквы. Жаданне стаць бацюшкам жыло ў душы, але скончыўшы школу, з хлопцамі пайшоў вучыцца на электрыка. Адслужыў у арміі, уладкаваўся працаваць у Райсельгасэнерга, стаў сустракацца з дзяўчынай. Ёй і даверыў свой тайны намер стаць бацюшкам. І калі стаў сватацца да яе, Жанна раілася з бацькамі, што суджаны хоча стаць свяшчэннікам. Бацькі нявесты адобрылі яго намер і блаславілі маладых.
У 1991 годзе Высокапрэасвяшчэннейшы ўладыка Стэфан рукапалажыў Аляксандра ў бацюшкі і накіраванне служыць айцец Аляксандр атрымаў у Івацэвіцкі раён, у Бялавічы, а ў 1994 годзе ён быў пераведзены ў Гошчаўскі прыход і замацаваны за Буленскім. Сёння Гошчаўскі храм – гістарычная каштоўнасць, а Буленскі, рыхтуюцца дакументы, – памятнік архітэктуры.
Найбольш людзі ўдзячны айцу Аляксандру за ўзнаўленне Гошчаўскага храма, які, лічы, развальваўся на вачах. Служыць у ім было немагчыма, бо дах прасеў, з вокан і дзвярэй дула скразняком… Дзякаваць Богу, мясцовы прадпрымальнік Віктар Ермаковіч узяў, лічы, усе расходы на сябе па ўзнаўленні храма, але і бацюшка дняваў і начаваў сярод будаўнікоў. А пасля трэба было яшчэ адстойваць яго гістарычную каштоўнасць. Заззяў храм на ўсю ваколіцу, і пацягнуліся ў яго людзі. І мясцовыя, і гарадскія, бо намоленае месца, яго абразы “дыхаюць” святасцю і цеплынёй.
Сельскі свяшчэннік – гэта больш, чым духоўны айцец. Ідзеш да яго – ён і выслухае, і парадай дапаможа. Бацюшка ў вёсцы ўсіх прыхаджан ведае, усе праблемы разумее. І суперажывае, бо і сам тымі ж праблемамі жыве. У горадзе свяшчэннік ідзе як на працу. А ў вёсцы, бывае бацюшка цэлую гадзіну можа спавядаць чалавека і ніхто яго не прыспешвае. Больш натуральна жыве вясковы бацюшка. І калі бабулі сядзяць на лаўках падчас службы, не саромее іх, разумее, што стаміліся ад работы за жыццё, вось ногі і не трымаюць. І бабулі ўдзячны за разуменне, стараюцца ў самыя важныя моманты Богаслужэння ўстаць і слухаць Евангелле, ці калі выносіцца з-за алтара Чаша з Прычасцем – стоячы.
Чым жыве сям’я свяшчэнніка? Трэбамі. Зарплату ж бацюшка не атрымлівае. Вянчанні, хрышчэнні, памінкі, асвячэнні дамоў – з гэтага і жывуць, і храмы ўзнаўляюць, і царкоўныя рэчы набываюць, і вядуць місіянерскі подзвіг. Часцей за ўсё, на жаль, даводзіцца “чытаць па нябожчыку” – асноўнае насельніцтва Гошчаўскага і Буленскага прыходаў – сталыя людзі. Але і хрышчэнні бываюць, асабліва летам, калі моладзь прыязджае да бабуль-дзядуль з гарадоў і жадае хрысціць дзяцей на радзіме продкаў. І вянчанняў колькасць павялічылася. Не толькі сярод моладзі, а і сямейныя пары старэйшага пакалення прымаюць рашэнне павянчацца. І гэта дарагога каштуе.
“Аксіос!”, – такім воклічам уладыкі Стэфана суправаджалася ўзлажэнне ўзнагароды – нагруднага Крыжа, за асаблівыя царкоўныя заслугі айцу Аляксандру. У перакладзе з грэчаскай мовы “Аксіос” значыць “Дастойны” і ўспрымаецца як малітва “Будзь дастойны”. Прыхаджане шчыра радаваліся гэтай падзеі і пасля Літургіі віншавалі дарагога бацюшку ад душы. Ніна Іванаўна Кіслейка казала: “Значыць, вартыя Вы гэтай узнагароды, айцец Аляксандр. Па Вашай працаздольнасці, па Вашых малітвах мы стаім у чыстым і прыгожым храме”… Прыхаджанка зычыла ад імя сяльчан служыць бацюшку Богу і людзям і з лёгкім сэрцам крочыць у храм яшчэ шмат гадоў. Пранікнёнымі былі вершы, прысвечаныя бацюшку, і віншаванні ад Ніны Іванаўны Турчыной.
Былы дырэктар Гошчаўскай СШ і суседка бацюшкі Валянціна Віктараўна Белая дадала, што чалавек ён дабрадушны, шчыры. “Нам, людзям, якія выхоўваліся ў савецкі час, было цяжка адважыцца пайсці ў храм. Але бацюшка так умее з людзьмі, што многія настаўнікі пратапталі сцяжынку да храма, – казала Валянціна Віктараўна. – Памятаецца, як страшна было першы раз ісці да споведзі. Я так доўга рыхтавалася, хвалявалася, а ён з такой спагадай, суцяшэннем… І дзяцей спавядае ад душы, шчыра, навучае іх. Штогод традыцыя ў яго малебен служыць перад навучальным годам для школьнікаў і настаўнікаў, абавязкова дзецям дарыць кніжкі, а аднойчы нават падарыў “Праваслаўны буквар”, а настаўнікам – іконкі. Як пайшла на пенсію, стала хадзіць у царкву часта. І нядаўна на Дзень сям’і мы з мужам павянчаліся. Вянчалася ў той дзень і дваюрадная сястра. І не толькі мы, часта людзі ва ўзросце прымаюць рашэнне вянчацца. Наш бацюшка не проста адбыў і пайшоў, ён шчыра вядзе Богаслужэнне, а голас у яго які – царква гудзе”!
Галіна Аляксандраўна Жылко, спецыяліст аддзела адукацыі, спорту і турызму райвыканкама, ураджэнка в.Гошчава, таксама з любоўю выказвалася аб бацюшку: “Я нарадзілася ў Гошчаве, тут, у нашым храме, хрысцілі маіх дзяцей, тут яны і вянчаліся, унукаў хрысцілі. Калі бацюшка прыехаў у Гошчава, то кватэру ён здымаў як раз насупраць нашага дому. Сям’я прыстойная, чацвёра дзяцей. З суседзямі жылі дружна, з добрым ці з горам да яго звяртаўся хто – нікому не адмаўляў. Як чалавек, як сем’янін, як бацюшка – ён цудоўны. Яго паважаюць у вёсцы і шануюць. Асабліва за тое, што не даў храму зруйнавацца з зямлёю, бо бэлькі ўжо былі падгнілі ўшчэнт. І сціплы ён. Калі памрэ бедны чалавек, то адпявае яго бясплатна. І надта перажывае, калі даводзіцца хаваць якое дзіця ці маладых. Людзі, не ён сам, хадайнічалі, каб яму выдзелілі жыллё. Далі каробку дома, нават, здаецца без даху, і ён сам давёў будоўлю да канца. Садзіў, як усе, шмат бульбы, трымаў гаспадарку. І дзеці выраслі харошыя, усе атрымалі адукацыю”.
А колькі эмоцый было ва Ўладзіміра Фалітарыка, рэжысёра народнага тэатра Іванаўскага раённага ЦК і народных традыцый, таксама ўраджэнца в. Гошчава!
– Прабабуля Наталля калісь, калі я хадзіў у другі ці трэці клас, прывяла мяне ў храм. Мы стаім, свечкі купляем, а бацюшка раптам мне кажа: “Хадзі за мной. Будзеш мне дапамагаць”. Я спужаўся напачатку, але пайшоў і служыў алтарнікам усе гады, пакуль хадзіў у школу. Вучыўся і сябраваў я з яго дачкой Валяй і часта бываў у іх дома. Калі паступіў вучыцца ва ўніверсітэт культуры, то з бацюшкам мы знялі фільм “Памяць сэрца” пра геройскага бацюшку Мікалая Дзем’яновіча. Айцец Аляксандр залажыў ва мне фундамент веры, для мяне ён назаўсёды застанецца маім духоўным настаўнікам. Дзе б я ні бываў у храмах краіны, нідзе так добра сябе не адчуваю, як у Гошчаўскай Свята-Крыжаўзвіжанскай царкве. Яна мне родная, у ёй такая благадаць, я б суткамі там знаходзіўся! Калі прыйдзе час жаніцца, вянчацца буду толькі ў нашай царкве.
Давялося пра айца Аляксандра чуць добрае і ад выпадковага чалавека. Жанчына казала, што ў хвіліну выпрабавання яна ездзіла ў Гошчава падаць малебен аб здароўі цяжка захварэўшага мужа. Падаць запіску жанчына падала, а на малебне ёй не выходзіла пабыць. Дык якое здзіўленне і маральную дапамогу яна адчула, калі бацюшка пасля малебна на наступны дзень не забыў пра яе, знайшоў у Івацэвічах і перадаў прасфору.
…Шчырае служэнне ў царкве, выкананне трэб, прапаведанне слова Божага, праваслаўных запаведзяў, асабісты прыклад змірэння перад жыццёвымі праблемамі вясковага жыцця – гэта той “інструмент”, якім працуе вясковы бацюшка. І толькі пры яго наяўнасці заслугоўваецца і аўтарытэт, і павага прыхаджан.
Валянціна БОБРЫК.
Читать далее
Крест отца Василия.
В редакцию «ИВ» днями зашел батюшка. Он протянул листочек бумаги, исписанный мелким почерком, ласково попросил в память об отце Василии почитать. Вот эти искренние строки:
«16 сентября сего года преставился ко Господу настоятель Свято-Никольской церкви села Добромысль, протоиерей Василий Шпакевич
Родился батюшка на Полесье в д.Оздамичи Столинского района10 сентября 1960 года. Указом Высокопреосвященнейшего Филарета, митрополита Минского и всея Беларуси в июле 1983 года был назначен настоятелем Добромысельской церкви, где и прослужил верой и правдой народу Божию и Богу 33 года.
За все время своего служения отец Василий так и не побывал в отпуске, был добрым пастырем, примерным семьянином. Отцу Василию и матушке Надежде Бог даровал 4 детей, которых они вырастили.
Отличался батюшка доступностью и простотой, своей искренностью и миролюбием. Последние годы по общему согласию духовенства Ивацевичского благочиния отец Василий был избран духовником (исповедовал священнослужителей района).
Сама смерть застала отца Василия в послушании и служении Церкви, в этот день он получил свечи в Епархиальном управлении и нес их «на себе», в прямом смысле этого слова. Остановилось сердце… Как говорят в народе, смерть была легкой…
Патологоанатом констатировал перенесенные на ногах два инфаркта, сказалась человеческая усталость и переутомление, совершенное отсутствие отдыха.
В субботу к 17 часам тело батюшки привезли в храм Святителя Николая Чудотворца д. Добромысль, где его уже ожидали его Высокопреосвященство владыка Стефан, архиепископ Пинский и Лунинецкий, и пришедшие к церкви прихожане. Владыка совершил Панихиду и обратился к народу со словами утешения. В продолжение всей ночи тело почившего находилось в храме. Духовенство, сменяя друг друга, читало Святое Евангелие, как это принято над почившим священнослужителем.
Утром воскресного дня была отслужена Литургия, а к 13 часам в храм прибыли священники Ивацевичского района и множество людей. Храм был полон молящихся. Отпевание возглавил благочинный Ивацевичского округа протоиерей Григорий Пилипчук, которое проходило в сослужении духовенства района.
После этого гроб с телом почившего был обнесен вокруг храма под погребальный пребор колоколов Добромысельской церкви.
Похоронили отца Василия за Алтарем храма, как он и хотел. На территории храма, в котором он прослужил бессменно 33 года…
Вечная память новопреставленному протоиерею Василию. Вечный покой подай, Господи»…
Читать далее