храм Державной иконы Божией Матери г.Ивацевичи
Пусть ведет знающий истину.
Онлайн конференция с благочинным церквей Ивацевичского округа, настостоятелем храма Державной иконы Божией матери г. Ивацевичи, протоиерем Григорием Пилипчуком.
Встенах редакции «ІВ» проводилась очередная онлайн-конференция по вопросам организации работы православных приходов Ивацевичского благочиния. На вопросы был готов ответить митрофорный протоиерей Григорий Пилипчук, благочинный Ивацевичского благочиния. В это же время поступали волнующие вопросы на сайт «ІВ».
Валентина, г.Ивацевичи:
– Добрый день, отец Григорий! Расскажите о сути Петрова поста, как долго он длится?
– Петров пост еще называют Апостольским постом. Он установлен в честь Святых апостолов Петра и Павла, которые стояли у истоков Церкви. Продолжение поста различно, в зависимости от того, как рано или поздно бывает Пасха, т.е. зависит от Пасхального цикла. Продолжительнейший Петров пост заключает в себе шесть недель, а кратчайший – неделю с днем. Постоянно он начинается с недели всех Святых, в этом году с 27 июня до 12 июля – две недели и один день. Еще Петров пост называют летним. Он не строгий. Рыбу можно вкушать во все дни, кроме среды и пятницы. Пост – всегда воздержание, это рамки, которые помогают человеку воздерживаться. Не во вред, а во благо. Если человек больной, он получает послабление. Пост в еде должен быть по разуму и не во вред здоровью человека. Преподобный Амвросий Оптинский говорил: «Бог не требует от больного подвигов телесных, а только терпения со смирением и благодарением». Духовный пост (в том числе отказ от сериалов, компьютерных игр…) полезен каждому из нас.
Елена, Ивацевичский район:
– Здравствуйте, отец Григорий. Хочу рассказать о случае, свидетелем которого я стала. Это случилось в нашей деревне на Крещение. Одна из женщин, которая прислуживает при церкви, у всех на глазах заставила другую вылить освященную воду из банки, которую та собиралась забрать домой, обратно в бачок и набрать для себя из другого бачка, в котором, кстати, вода была мутная. Сказала, мол, вода, которую женщина набрала, – для церкви, а прихожанам вон та, можно сказать, грязная. Правильно ли это, что для церкви одна вода, а для людей другая? Почему святая вода – мутная? И правильно ли то, что кто-то из прихожан считает себя выше других и вправе ставить людей в неловкое положение, будто бы подчеркивая, что они невежды, не умеют вести себя в церкви и т.д. Не признак ли это гордыни?
– К сожалению, культура такова, так воспитаны. Гордый ли этот человек или не гордый? Гордыня – когда человек не может простить обиду. Признак гордости – высокомерие, холодность, эгоизм, непрощение. Человек замыкается на себе, ставит себя во главу и делает себя идолом. Он, кто служит при церкви, считает, что честь мне, и начинает командовать, хотя он должен быть наполнен любовью. А любовь, она жертвенна, суть ее в служении другим людям. Вода мутная? Наверно, набрали со дна колодца, она отстоится и станет чистой. Можно было людям отдать чистую, а мутная вода бы отстоялась, и ее перелили бы в другую емкость. Святая вода везде одинаковая. Если случилась неприятная история, можно настоятелю высказать свои замечания. Священник должен воспитывать прихожан, говорить им о кротости. Кротость – это боязнь оскорбить другого человека. Тем более, церковнику надо обладать аккуратностью, желанием и стремлением послужить ближнему. Это одна из главных заповедей блаженств: «Блаженные кроции, яко тии наследят землю».
Людмила Михайловна, г.Ивацевичи:
– Девять дней по отцу. Как правильно помянуть?
– Желательно отслужить панихиду или дома помолиться усиленно. Местного священника на приходе можно попросить отслужить панихиду в девятый день. Девятый и сороковой дни со дня смерти – особые вехи на пути от жизни земной в жизнь вечную. Этот переход происходит не сразу, а постепенно. В этот период (до сорокового дня) умерший человек дает ответ перед Господом. Этот момент чрезвычайно важен для усопшего, он сродни родам, появлению на свет маленького человечка. Поэтому в этот период почившему требуется наша помощь. Молитвой, добрыми делами, изменением себя в лучшую сторону в честь и память близкого нам. Близких, особенно, тех, кто дал нам жизнь, можно поминать всегда. И на Родительские субботы в храме, и ежедневно дома, и подавая записочки «на проскомидию». Помянуть новопреставленного можно и жертвой. Например, раздать нуждающимся его хорошие, добротные вещи – одежду, предметы обихода. Делать это можно с первого дня после смерти человека.
Людмила, Заполье:
– Когда хороним человека, где должен ставиться крест на могиле: в ногах или в изголовье?
– Э то местная традиция: у одних – в ногах, у других – в изголовье. Большого значения и символов она не имеет. И лучше придерживаться и уважать ту народную традицию, что существует в данном населенном пункте. На спасение души человека это не влияет. Это человеческие домыслы.
Галина Ильинична:
– Как относиться к тому, что священник отказывается освятить могилы, где нет креста, а только памятник с нарисованным крестиком?
– Священник – наставник. Должен учить, наставлять. Он старается хранить наши традиции. Если они смещаются, в них вносят чуждую культуру, он старается воздействовать на людей, в данном случае таким образом. В православной традиции должен быть на могиле крест явный. Батюшка считает, что памятники – это не православная традиция. Он знает истину и ведет за собой. Но люди вместо того, чтобы довериться ему со смирением, болезненно реагируют, не слушают и возмущаются, и делают, как модно. Раньше к священнику как относились – он впереди стада, а овцы за ним. Сегодня люди стараются наоборот, но священник не должен идти на поводу мнений мира сего. Пользуясь случаем, скажу о венках. Сколько средств вкладывают люди в пустое и ненужное. Раньше несли деньги семье умершего, чтобы поддержать материально семью. Жертву «на помин души» заменили пустым венком, и сегодня это целая индустрия, которая душе умершего не дает никакого облегчения.
Виктор:
– Послушайте, такой вопрос. Честно говоря, устал от жены, от соседа и от встреч с нашим батюшкой. Все мне в один голос: ты должен! Должен молиться, в церковь ходить, на службе стоять… Почему я кому-то должен и что-то? Блюсти эти законы, которые люди придумали. Сам Христос говорил евреям: вы законы соблюдаете, а Бога не видите. Мы же не верующие стали – соблюдатели обрядов и законов. И вот, читал Библию, нате вам: «Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон». Это послание Павла коринфянам. Так разве я не прав, когда в ответ священнику, что я должен на службе стоять, говорю: я никому ничего не должен?
– Людям не должен. И Богу не должен. Должен для себя. Во-первых, участие в Богослужении настраивает на духовный образ жизни, проясняет разум, очищает чувства человека. В Богослужении участвовать важно. Христос сам посещал храм, и Апостолы после Вознесения Христа пребывали в молитве и три раза в день ходили в храм. Об этом сказано в деяниях Святых Апостолов. Во-вторых, храм – это не человеческое измышление, а прямая воля Божья. Бог повелел Моисею устроить храм – походную скинию. И дал точное устроение храма, размеры, из каких материалов должен быть храм, где и какие жертвенники должны быть размещены. Поэтому Бог, создав церковь, наделил ее Таинствами, силою благодати тех, кто участвует в Таинствах, т.е в богослужении. В храме совершается главная служба – литургия, во время которой совершается таинство Евхаристии – претворение хлеба в тело и вина в кровь Христовые. Иисус Христос дал заповедь участвовать в этом таинстве Евхаристии: «Сие есть Тело мое, сия есть Кровь моя во оставление грехов…» и в этом таинстве был заключен Новый Завет, новый Союз человека с Богом. И как евреи исполняли обрезание – закон Ветхого Завета, так и здесь, в Новом Завете, мы должны участвовать в этом Таинстве. Это воля Божья, а не человека. Мы знаем, что христиане первых времен ежедневно участвовали в таинстве Евхаристии. Если человек настроен приближаться к Богу, то он должен общаться с Богом. Как мы стремимся к общению с любимыми людьми, детьми, внуками, и радуемся этому общению и хотим, как можно больше времени проводить вместе, так и Бог ждет встречи с нами и радуется, как Отец, нашему общению с ним.
Виола:
– Добрый день. Почему нынче православные стали такими агрессивными? Спросит соседка: ты в церковь ходишь? И тут же начинает меня упрекать, винить, осуждать… Простите, а разве не Христом было сказано: не судите? В церковь зайдешь, обсмотрят со всех сторон, шикают на тебя, свечку покупаешь – грубят, так продают, словно не свечки, а водку. И потом, разве можно вообще торговать в храме?
– Нельзя так вести в храме. Это не норма. Это говорит об общей культуре народа. Народ пережил очень тяжелые времена, был поставлен на грань выживания. Это и революция, и первая, и вторая мировая война… Людям было не до воспитания детей, а надо было выживать. Это одно. А второе – государственный атеизм, гонения на церковь, на веру, безбожие – сказались на воспитании. Благородство, добро воспитываются на жертвенной любви. Если нет веры в Бога, нет смысла земной жизни. Поэтому человек и утратил заповедь Божью кротости, смирения, терпения, миротворчества, жертвенной любви. Они были не обязательны к исполнению. И частично исполнялись в силу традиций, как накопленный потенциал предков, благодаря благочестивым людям и верующим. Духовное движение вперед требует постоянного напряжения. Если напряжения не было – идет откат назад. Сегодня надо накопить и восстановить тот внутренний духовный потенциал, которым обладал наш народ. Если перед нашими отцами была задача выжить, то сейчас духовная задача – воцерковиться. Люди, которые прислуживают в церкви, – они в церкви не с детства, они пришли через беды и горе, своим путем и принесли свою культуру. Сразу исправиться трудно. И это требует много сил от верующего. Относится это и, с другой стороны, к священникам. Не всегда они обладают внутренним благородством. Человек, когда в первый раз приходит в храм, не знает как себя вести, и ему многое кажется враждебным. Он чувствует, как будто на него все смотрят и заняты только им. Каждое замечание воспринимает обостренно. Обостренные чувства в человеке указывают на гордыню в нем, если он оскорбляется. И очень жаль. Ему бы научиться смирению, а он заявляет: «Я в храм больше – ни ногой».
Свеча – атрибутика Богослужения. Она есть жертва. Когда покупаете свечу, главное, чтобы не было лицемерия. Пусть она будет маленькой, но искренней, между тобой и Богом – по совести. Продаются свечи в притворе. Притвор – это не основная часть храма. Для подготовки Богослужения и служат притворы. В них принимаются записки об упокоении, о здравии ближних, продаются крестики, иконки. Деньги, которые люди платят за это, возвращаются людям через строительство новых храмов, через воскресные школы, книги, иную социальную деятельность.
Надежда Ивановна:
– В случае нужды оказать помощь можно ли сократить молитвенное правило?
– Можно. Помощь ближнему уподобляется служению Богу. Главный смысл – любовь. Если идешь на молитву, а брат просит о помощи, надо оставить молитву и помочь брату. Если отказываешь – это лицемерие перед Богом. Это фарисейство. Внешний закон исполняется, а внутренний – пренебрегается.
Валентина:
– Какая молитва вменяется во грех?
– Молитва вменяется во грех, когда человек молился о ниспослании бед и несчастий кому-то. Когда молитва без смирения, с дерзостью, панибратством. По словам Священного Писания, молиться необходимо со страхом и трепетом. В грех – когда человек воображает. Представлять чувства – тогда молитва приводит к прелести, нагнетает гордыню, иллюзию достоинства своего перед Богом, а в конечном итоге к гордости. Если человек удерживает свои мысли, понимает свое недостоинство перед Богом, страх, трепет, постепенно он обретет навык. К нему придет умная молитва, а она переходит в сердечную молитву. Сердечная молитва – это Божья благодать, но искусственно создавать умиление – грех. И само намерение не оставлять молитву вменяется в добродетель. По слову Священного Писания царствие Божие – нудиться, т.е. надо понуждать себя. Навык обретается постепенно, укрепляются силы, от делания – к искусству, опытности, мастерству.
Ольга:
– Зачем надо читать столько молитв? Нельзя ли обойтись «Отче наш»?
– Молитва – это встреча с Богом Живым. Конечно, Бог будет принимать вашу молитву, главное, чтобы это было не машинальное правило, а именно чистая и сердечная молитва. Молитвенное правило – это поначалу как у спортсменов тренировочный комплекс упражнений. Оно у всех разное. Вы постарайтесь его построить так, как вам наиболее удобно! Для того, чтобы Бог нас услышал, не обязательно проговаривать вслух, громко и отчетливо, слова молитвы. Если вы обращаетесь к Богу, Божией Матери, святым – искренне, от чистого сердца, без лукавства и «задних мыслей», то не сомневайтесь, что все, что вы хотите им сказать, они услышат и поймут. Чтобы не потерять общение с Богом, мы должны быть рядом с Ним, а чтобы быть рядом с Ним, нам нужно жить свято, соблюдать Его заповеди, как можно чаще исповедоваться и приступать ко Святой Чаше. Помоги вам Бог.
Валентина БОБРИК.
Читать далееАкция сестричества в день защиты детей.
1 июня почти во всех странах мира отмечается праздник детей. Это не только один из самых радостных праздников для детей, но и напоминание взрослым о том, что дети нуждаются в их постоянной заботе и защите и что взрослые несут ответственность за них.
Сестричество в честь святителя Луки (Войно-Ясенецкого) при храме иконы Божией Матери «Державная» давно сотрудничает с Брестским молодежным культурно-просветительским общественным объединением «В защиту жизни и семейных ценностей». При его поддержке и по благословению настоятеля храма, благочинного Ивацевичского благочиния митрофорного протоиерея Григория Пилипчука, сестричество впервые приняло участие в мероприятиях, посвященных Дню защиты детей традиционно проводимых на площади г.Ивацевичи.
Участие сестричества было направлено на пропаганду традиционных семейных ценностей, целомудренных отношений между юношами и девушками, сохранение репродуктивного здоровья молодежи, защиту нерожденных младенцев.
Сестрам хотелось не обделить вниманием и взрослых, и детей. Для мам, отцов, бабушек были приготовлены буклеты, листовки различного содержания (о развитии ребенка с момента зачатия; невыдуманные истории об ошибках молодости; как изменить свою жизнь; как правильно креститься; что такое нательный крестик и его значение; молитва матери о детях и др). Для детей были приготовлены подарки – пазлы, блокнотики, календарики, шары в виде сердца… Особый интерес у детей вызвали муляжи младенцев в 12 недель беременности, которые точно соответствуют по росту, весу, виду двенадцатинедельному младенцу. И по ощущениям в руках – ты держишь ребенка. В конце мероприятия дети их унесли домой с огромной радостью. А еще детям очень нравилась наша кукла – участница праздничной акции.
Пока волонтеры, четверо учащихся УО «Ивацевичский государственный профессиональный лицей сельскохозяйственного производства», активно разносили участникам праздника информационный материал, сестры работали у своего стенда.
Дети, пришедшие на праздник, проявили активный интерес к новой акции сестричества. Если ребенок проявлял желание самостоятельно выбрать приз, то перед ним ставилась задача: прочесть молитву. И как радостно, что многие дети знают молитвы «Отче наш» и «Богородице, Дево, радуйся». А один мальчик сказал, что он не знает, но его бабушка знает много молитв. Этому мальчику вручили приз для напоминания, что и ему нужно выучить молитву.
Рассмотрев стенд, один из участников праздника, мальчик лет восьми, попросил книжечку «Пустые песочницы». Ее ему отдали, сказав, что книгу надо читать с родителями, а потом ты и сам, как вырастешь, перечитаешь. Через некоторое время он вернулся с вопросом: «А можно ли читать книгу всей родне?» Сестры радовались этой замечательной детской непосредственности.
К радости сестер, интерес взрослых был неподдельным, задавали вопросы, просили информационный материал для своих детей, благодарили за труд.
Новая, неожиданная для этого дня информация разошлась по домам, рабочим местам, тем самым расширив количество участников. Люди обсуждают информацию, которую они не знали, задумываются. И очень надеемся –переоценят свои взгляды.
Как нам всем важно всем сердцем принять, что жизнь – это длинная история, но у каждого из нас она имела совершенно конкретное начало – момент оплодотворения. И каждый человек имеет право на жизнь от момента зачатия.
Сестры сестричества очень надеются, что они внесли свой вклад в популяризацию традиционных семейных ценностей. Ведь, широко отмечая День защиты детей проведением различных развлекательных мероприятий, общество лицемерно не замечает главной современной угрозы детству, которая уже сегодня превращает детей в исчезающее меньшинство. Эта угроза – массовый отказ от деторождения, который реализуется путем убийства детей до рождения посредством искусственного аборта. При этом превосходит число жертв хирургических и медикаментозных прерываний беременности, количество зачатых детей, которые гибнут в результате абортивного действия гормональных препаратов и внутриматочных спиралей. Это десятки миллионов детей, ежегодно убиваемых в материнских утробах.
Убийство детей до рождения приводит к дегуманизации общества, разрушению института семьи, разводам, социальному сиротству, алкоголизму, наркомании, росту насилия… Следствием детоубийства в масштабах страны становится демографический кризис, который лишает страну каких-либо положительных перспектив исторического существования.
Из истории известны многочисленные примеры деградации и гибели народов, империй и цивилизаций. Большинство из них, так или иначе, связаны с потерей этими человеческими сообществами способности к биологическому самовоспроизводству в новых поколениях, потерей способности к жизни.
Дети – это будущее страны. Но это будущее зависит, в том числе и от того, насколько готовы мамы и папы выполнять главную заповедь Божию «Не убий».
Тамара Зыбайло, старшая сестра сестричества в честь святителя Луки при храме иконы Божией Матери «Державная» г.Ивацевичи.
С 6 июня по 12июня в храме «Державной» иконы Божией Матери г. Ивацевичи будет пребывать ковчег с частицей мощей святой блаженнойМатроны Московской.
В 9.00 и 18.00 будет служиться молебен с акафистом.
Храм будет открыт с 8.00 до 20.00 часов.
Святая блаженная Матрона Московская – одна из самых известных и почитаемых православных святых. Имевшая от рождения дар чудотворения, она ещё до кончины своей стала известна, как молитвенница и подвижница во славу Божью. Вся её жизнь стала примером великого духовного подвига любви, терпения, самоотречения и сострадания.
При жизни Матронушки у ее дома всегда были паломники. Люди приезжали за помощью к матушке за десятки километров со своими болезнями, тревогами, скорбями. И Матронушка помогала, исцеляла, наставляла.
Блаженная Матрона не требовала от людей многого, но всегда требовала — верить в Бога. Так же учила не отчаиваться и по мере сил пытаться исправлять свою жизнь от грехов и пороков с помощью Божией.
Поток паломников, чтобы приложиться к ее святых мощам, не иссякает и сегодня: с раннего утра до поздней ночи к Абельмановской заставе, где расположен Покровский ставропигиальный женский монастырь, идут люди с цветами. Чаще всего это белые розы и хризантемы – их Матрона любила более всех и не любила цветов искусственных. К Матронушке – так ласково называют ее люди – приходят семьями, идут женщины, мужчины.
Современники запомнили ее очень светлой, ласковой, с тихим голосом. Никогда не жаловалась, принимая все, выпавшее на ее долю, как даваемое от Бога.
Блаженная предсказывала: «После моей смерти на могилку мою мало будет ходить людей, только близкие, а когда и они умрут, запустеет моя могилка, разве изредка кто придет. Но через много лет люди узнают про меня и пойдут толпами за помощью в своих горестях и с просьбами помолиться за них ко Господу Богу, и я всем буду помогать и всех услышу». Еще перед смертью она сказала : «Все, все приходите ко мне и рассказывайте, как живой, о своих скорбях, я буду вас видеть, и слышать, и помогать вам».
А еще матушка говорила, что все, кто доверит себя и жизнь свою ее ходатайству ко Господу, спасутся. «Всех, кто обращается ко мне за помощью, я буду встречать при их смерти, каждого».
Матро́на Московская (урождённая Матрона Дмитриевна Никонова) (22 ноября 1881 года — 2 мая 1952, Москва) — святая Русской православной церкви.
Матрона Дмитриевна Никонова родилась в 1881 году (по другим данным в 1885 г.) в деревне Себино Епифанского уезда (ныне Кимовского района) Тульской губернии, она была четвёртым ребёнком в семье. Согласно житию святой Матроны, родители, Наталья и Дмитрий Никоновы, сначала хотели оставить слепую дочь в приюте, но мать передумала после того, как ей приснился необыкновенный сон: белая птица необычайной красоты, но слепая, села на её груди. Приняв сон за знамение, богобоязненная женщина отказалась от мысли отдать ребенка в приют. Дочь родилась слепой, но мать любила свое «дитя несчастное».
Рассказывают и о внешнем, телесном знаке богоизбранности младенца — на груди девочки была выпуклость в форме креста, нерукотворный нательный крестик. Позже, когда ей было уже лет шесть мать как-то стала ругать ее: «Зачем ты крестик с себя снимаешь?» «Мамочка, у меня свой крестик на груди», — отвечала девочка.
Житие сообщает, что уже с семи-восьмилетнего возраста у Матронушки открылся дар предсказания и исцеления больных. По ее молитве люди получали исцеление от болезней и утешение в скорбях. К ней стали ходить и ездить посетители. Желая отблагодарить Матрону, они оставляли ее родителям продукты и подарки. Так девочка, вместо того чтобы стать обузой для семьи, стала ее главной кормилицей.
Много людей приезжало за помощью к Матроне. В четырех километрах от Себино жил мужчина, у которого не ходили ноги. Матрона сказала: «Пусть с утра идет ко мне, ползет. Часам к трем доползет». Он полз эти четыре километра, а от нее пошел на своих ногах, исцеленный.
До нас дошло предание о встрече Матронушки со святым праведным Иоанном Кронштадтским, который по окончании службы в Андреевском соборе Кронштадта попросил народ расступиться перед подходящей к солее 14-летней Матроной и во всеуслышание сказал: «Матронушка, иди-иди ко мне. Вот идет моя смена — восьмой столп России».
Значения этих слов матушка никому не объяснила, но ее близкие догадывались, что отец Иоанн провидел особое служение Матронушки России и русскому народу во времена гонений на Церковь.
На семнадцатом году Матрона лишилась возможности ходить: у нее внезапно отнялись ноги. Как говорила сама Матронушка «такова была воля Божия». До конца дней своих она была «сидячей». Она никогда не роптала из-за своего недуга, а смиренно несла этот тяжкий крест.
В 1925 году Матрона перебирается в Москву, в которой так и прожила до конца своих дней. Жила где придётся — у друзей и знакомых. В день Матрона принимала до сорока человек. Люди приходили со своими бедами, душевной и телесной болью. Она никому не отказывала в помощи.
Матрона предсказала свою смерть за три дня, продолжая принимать людей в свои последние дни. Скончалась 2 мая 1952 года. Похоронена на Даниловском кладбище в Москве. Могила святой Матроны позже стала местом неофициального паломничества.
8 марта 1998 года останки были эксгумированы; мощи доставлены в московский Данилов монастырь, затем перенесены в храм на территории Покровского женского монастыря и помещены в специальную гробницу (раку).
2 мая 1999 года Матрона канонизирована как местночтимая московская святая. Определение Священного Синода от 17 августа 2004 года гласило: «Включить в повестку дня предстоящего Архиерейского Собора вопрос об общецерковном прославлении святой блаженной Матроны Московской (Никоновой; 1881—1952)». В том же году состоялась общецерковная канонизация. Документ об этом был принят на заседании Архиерейского Собора РПЦ 6 октября 2004 г.
2 мая — День Памяти святой Матроны Московской установлен Православной Церковью в День её кончины (02.05.1952 года);
22 ноября — День Ангела. День, в который родилась святая Матрона (22.11.1881 года);
7, 8* марта — Празднование обретения святых мощей блаженной Матроны (08.03.1998 года).
Вспоминается святая блаженная Матрона также в дни Собора Московских святых — 2 сентября и Собора Тульских святых — 5 октября.
(ист.http://svyatmatrona.ru/o-svyatoj-matrone-moskovskoj/)
Читать далееЛетнік пачынаецца з экскурсіі ў храм.
Летнікі ў ДУА “Дзіцячы садок-яслі №6 г.Івацэвічы” пачынаюцца незвычайна – з экскурсіі ў храм іконы Божай Маці “Дзяржаўная”. І гэта стала ўжо добрай традыцыяй на працягу апошніх гадоў. Бласлаўленне настаяцеля айца Грыгорыя на такое духоўнае служэнне – правядзенне экскурсій па храме, атрымала дырэктар гісторыка-краязнаўчага музея Раіса Горбач.
І вось мы сустрэліся з Раісай Іванаўнай у чаканні дзяцей з летніка ў храме. Яна і паведаміла, што экскурсіі яна праводзіць з 2007 года, а з 2010 пачала дзейнічаць цэлая праграма супрацоўніцтва музея з царквой, а экскурсіі ў ёй – цудоўная магчымасць пазнаёміць дзяцей з праваслаўнай культурай.
–Хрыстос уваскрос!, –так павіталася экскурсавод з выхаванцамі першай групы “Крынічка” летніка дзіцячага садка “Алеся” на ступеньках перад звонніцай.
Дзеці дружна адказалі: “Ваісціну ўваскрос!”, а Раіса Іванаўна растлумачыла, што так вітацца будуць праваслаўныя людзі ад вялікага свята Пасхі да Узнясення – цэлых 40 дзён. Потым яна вучыла дзяцей правільна хрысціцца і тлумачыла, чаму так складваюцца пальчыкі: “На лоб – каб асвяціць нашы думкі, на жывот – асяціць наша жыццё, на правае і левае плячо, каб асвяціць нашы ручкі на добрыя справы”. І дзеці шчыра з дзіцячай непасрэднасцю старанна паўтаралі за экскурсаводам крыжны сімвал. На тэрыторыі храма Раіса Іванаўна кораценька, улічваючы узрост дзяцей, расказала чаму царква мае пяць купалоў і што кожны храм мае сваю назву, – наш у гонар іконы Божай Маці “Дзяржаўная”, што ўзвышаецца над уваходам. Дзеці ўважліва і сур’ёзна слухалі, як трэба сябе паводзіць у храме, аб яго ўстройстве, як правільна прыкласціся да іконы на прастоле, паставіць свечку аб здароўі родных, у памяць памерлых, дзе праходзіць споведзь у храме. Даведаліся малыя і аб некаторых іконах храма, у прыватнасці, аб іконе “Сямістрэльная” ці “Змякчэнне злых сэрцаў”, перад якой моляцца людзі за змякчэнне сэрцаў сваіх крыўдзіцеляў і сябе, каб Бог даў нам дапамогу дараваць свайму крыўдзіцелю і аб адрэстаўрыраванай іконе “Усіх тужлівых Радасць”, перад якой людзі просяць Божай дапамогі ў складаны час і перад якой трэба вучыцца быць удзячным – не забываць дзякаваць Бога за дапамогу, славіць яго імя.
Напрыканцы экскурсіі Раіса Іванаўна завяла дзяцей у адзін таямнічы пакой – хрысцільню, дзе адбываецца вельмі важнае таінства – хрышчэнне, паказала купель, у святую ваду якой тройчы (у імя Айца і Сына і Святога Духа) акунае маленькіх дзяцей бацюшка падчас хрышчэння.
…Якая карысць ад такіх экскурсій? Задавала міжволі сабе пытанне і адказ сам з’явіўся ў галаве, гледзячы на дзіцячую шчырасць: “Пусціце дзяцей прыходзіць да Мяне і не перашкаджайце ім, бо такіх ёсць Царства Божае. Ісцінна кажу вам: хто не прыме Царства Божага, як дзіця, той не ўвойдзе ў яго. І, абняўшы іх, усклаў рукі на іх і блаславіў іх” (Евнгелле ад Лукі, гл.10, 14-16).
Валянціна БОБРЫК. Фота аўтара.
Читать далее
За неделю до Пасхи Церковь отмечает праздник Входа Господня в Иерусалим, или Вербное воскресенье. Почему люди приходят в храмы с вербой? О чем мы вспоминаем в этот день? Почему следующую за ним Страстную седмицу христиане считают самой важной и самой страшной неделей? В один из дней этой недели, Великий Четверг, было установлено Таинство Причастия, которое с тех пор совершается на каждой литургии в каждом храме. Что такое Причастие и почему оно является главным Таинством Церкви?
В фильме приняли участие:
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Протоиерей Алексий Уминский, настоятель храма Святой Троицы в Хохлах.
Протоиерей Максим Козлов, настоятель храма св. вмчц. Татианы.
Владимир Легойда, журналист, председатель Синодального информационного отдела Московского Патриархата, главный редактор журнала «Фома».
Сергей Худиев, публицист.
Елизавета Глинка, врач паллиативной медицины.
Андрей Гнездилов, психиатр, основатель Санкт-Петербургского хосписа.
Эмир Кустурица, кинорежиссер (Сербия).
Люк Ферри, философ (Франция).
Илья Демичев, кинорежиссер.
Павел Санаев, писатель, кинорежиссер.
Николай Шабуров, историк.
Алексей Светозарский, богослов, профессор Московской Духовной Академии.
Иеромонах Димитрий (Першин), миссионер.